Кривулин Виктор Борисович
КРИВУ́ЛИН Виктор Борисович [9.7.1944, пос. Кадиевка Ворошиловградской обл.- 17.3.2001, СПб.] - поэт, прозаик, лит. критик.
О ранней поре своей жизни К. рассказывает следующее: «Родился... в поселке Кадиевка под Краснодоном, прославленным А. Фадеевым в его „Молодой гвардии”. В это время мой отец был военным комендантом Краснодона и по долгу службы вынужден был общаться со знаменитым писателем, собиравшим материал для романа. В 1947 году мои родители вернулись в Ленинград, хотя после того, как они пережили блокаду, с Питером у них были связаны самые мрачные впечатления, и, если бы не моя болезнь, вряд ли бы отец мой после своей демобилизации согласился вновь поселиться в огромной, перенаселенной, запущенной коммуналке на углу Большого проспекта Петроградской стороны и тогда еще Гребецкой (теперь Пионерской). Там и прошло мое детство - в вечно холодном эркере в углу необъятной 40-метровой комнаты с шестью гигантскими окнами. В 1961 году я - безо всякого блеска и даже получивши освобождение от выпускных экзаменов (якобы в связи с нервным состоянием) - окончил бывшую Первую Санкт-Петербургскую гимназию (в послевоенное время - школу № 79). Уже тогда я писал стихи, все остальное интересовало меня гораздо меньше. В атмосфере всеобщего повышенного интереса к поэзии стихописание представлялось мне единственным достойным человека занятием. В 1960 году я познакомился с Анной Ахматовой, с которой регулярно общался до ее смерти» (« Автобиография» . Частное собр.). В 1961 по ее совету К. поступил на романское отд. филологич. фак-та ЛГУ, затем перешел на английское, завершил образование на русском, т.е. получил диплом преподавателя русского яз. и лит-ры со специализацией лит-ра русского модернизма.
Уже студенч. работы К. привлекли внимание изв. литературоведов (в частности Д. Максимова): « Апологетика смерти у Пушкина и Баратынского»; «В. Хлебников: „Конь Пржевальского ” : Языковой эксперимент и шаманская практика»; «Мистическая топография романа Андрея Белого „Петербург ”»; дипломное соч. « Поэтика раннего Иннокентия Анненского » (1967). Будучи студентом посл. курса, К. демонстративно вышел из комсомола и по окончании ун-та долгое время не мог найти работу. Зарабатывал на жизнь репетиторством, писанием за др. дипломных работ и дис., затем работал в школе. С 1970 по 1988 служил лит. редактором в Областном доме санитарного просвещения, где оставил первую в СССР брошюру о «болезни века» « Что нужно знать о СПИДе » (1985). Проблемами консолидации независимого неофиц. культурного движения К. начал заниматься в 1970-х. С дек. 1975 редактировал (совм. с Т. Горичевой и Л. Рудкевичем) перв. в России «толстый» неофиц. культурно-политич. и религиозно-философский ж. «37» (1975–81, вышел 21 номер). В 1979–80 (совм. с С. Дедюлиным) был ред. ж-ла «Сев. почта», посвящ. проблемам поэзии.
Впервые стихи К. опубл. под именем Витя Кривулин в сб. «Голоса юных» (1962), где были представлены поэты Дворца пионеров. Вплоть до 1986 лишь 5 его стих. увидели свет в сов. периодике. Зато с 1974 его стихи и статьи стали регулярно появляться в самиздатских ж. («37», «Часы» и др.) и в русских эмигрантских ж. (сам К. эмигрантом никогда не был) - «Грани», «Вестник РХД», «Континент», «22», «Третья волна», «Стрелец» и др., а также в газ. «Русская мысль» (Париж) и «Новое русское слово» (Н.-Й.). Перв. достойной публикацией в родной стране К. считал подборку в сб. «Круг» (1986). С тех пор его стихи, лит.-критич., историко-лит. и культурологические мат-лы печ. во мн. ж-лах М. и Л-да. В 1990 К. был принят в СП СССР. Был вице-президентом СПб. ПЕН-клуба. Лауреат премии им. Андрея Белого (1978), Пушкинской премии-стипендии фонда Топфера (ФРГ, 1990), премии Всесоюзного конкурса верлибра (Калуга, 1989). Автор серии передач на радио «Свобода» и Би-би-си, а также перв. докум. фильма о жизни русской эмиграции в Париже для Лен. телевидения (1989). Автор 8 книг стихов (2 из них - в переводе на немецкий и финский), романа « Шмон » и ряда рассказов (Континент. 1976. № 56, 60). Переводил с английского, с финского и шведского. Стихи К. переведены на немецкий, финский, польский, шведский, венгерский, итальянский, голландский и японский яз.
Поэзия К., лишенная философского резонерства, имеет пост. акцент: единение сиюминутного с вековечным. Можно выделить два этапа ее эволюции: до сер. 1980-х и после. Искусство и время - лейтмотив первого. Жизнь раскрывается здесь в неразрешимости и единении вековечных противоречий: искусство - сила порабощающая (« Поэт напишет о поэте ...»), но она же и животворная (« Гобелены »); время и губительно (« Песочные часы »), и жизнестойко (« Летописец »). А тв-во - «работа в саду истории кровавом» (« Рауль Дюфи. Праздник Моцарта в 1929 году »). Эта работа и представлена наглядно в поэзии К. посл. десятилетия. В частности, цикл « Стихи из Кировского района » 1987–88 (Вестник новой лит-ры. 1990. № 1) пронзает обостренное чувство современности - но все-таки в контексте вечности, а поэтика высокой культуры сочетается с использованием штампов массового сознания. Главнейшие же вехи творч. развития К. - циклы « Композиции » (1973), « Стихи на картах » (1979), « Галерея » (1984), « Предграничье » (1994). Выпустил сб. « Requiem » (1998), « Купание в Иордани » (1998), « Стихи юбилейного года » (2001), « Стихи после стихов » (2001). Посмертно вышла книга стихов 1972–77-х « Композиции » (АРГО-РИСК, Книжное обозр., 2009. Публ. О. Кушлиной).
Стилистич. и нравств. позицию писателя точно определила немецкая славистка Керстин Кольм в предисл. к переведенной на немецкий яз. кн. К. « Концертпо заявкам » (Франкфурт, 1994): «Позицию Виктора Кривулина можно сравнить с положением пассажира, кот. едет в поезде, но умудряется одновременно видеть движение своего поезда как бы со стороны - так, словно бы он находится за пределами этого состава».
Соч.: Книга юных. Л., 1962; Стихи / Предисл. В. Бетаки. Париж, 1981; Стихотворения: в 2 т. Париж, 1988; Обращение. Л., 1990; Концерт по заявкам. СПб., 1993 (2001); Последняя книга. СПб., 1993; Предграничье: Тексты 1993–94 гг.. СПб., 1994; [Стихи] // Поздние петербуржцы: поэтич. антол. СПб., 1995; Requiem . М., 1998; Купание в Иордани . СПб., 1998; Охота на мамонта. СПб., 1999; Стихи юбилейного года. М., 2001; Стихи после стихов. СПб., 2001; Композиции: Кн. стихов. М., 2009; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; Стихи // Петербург. 20 лет: юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Воскресные облака / сост. М. Шейнкер, О. Кушлина, ред. Б. Останин. СПб.: Пальмира, 2016; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.
Лит.: Мальцев В. Вольная русская лит-ра. Рим, 1975; Бетаки В. [Предисл.] // Вольная русская поэзия. Париж, 1983; Северин И. [Берг М.] Новая лит-ра 70–80-х гг. // Вестник новой лит-ры. 1990. № 1; Седакова О. Очерки другой лит-ры. Ст. 1. Виктор Кривулин // Дружба народов. 1991. № 9; Кононов М. [Рец.] // Вестник новой лит-ры. 1995. № 8; Лурье С. По возможности - без эпитетов // Невское время. 1999. 1 апр.; Шейнкер М. Гривастая кривая... Виктора Кривулина // НЛО. 2001. № 52; Иванов Б. Виктор Кривулин – поэт российского Ренессанса (1944-2001) // НЛО. 2004. № 68; Подольский Н. Тот самый Кривулин // Зинзивер. 2005. № 1; Курманаев В. О Викторе Кривулине // Футурум АРТ. 2006. № 3 (13); Кулаков В. Стихи после стихов // Кулаков В. Постфактум: Кн. о стихах. М., 2007; «Пью вино архаизмов...» О поэзии Виктора Кривулина. / Горичева Т., Орлов Д., Секацкий А., Иванов Н. СПб., 2007; Зубова Л. Виктор Кривулин: свобода в тесноте стихового ряда // Зубова Л. Языки совр. поэзии. М., 2010; Ежегодник РО ПД на 2007-2008 гг. СПб., 2010; Берг М. Кривулин и Пригов // Звезда. 2011. № 10; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011. Сайт премии Андрея Белого <belyprize.ru>
Г. Филиппов