Круглов Роман Геннадьевич


КРУГЛО́В Роман Геннадьевич [27.2.1988, Л-д] ― поэт.

Отец ― Геннадий Рафаилович, инженер-технолог; мать ― Ольга Владимировна, инженер-конструктор. Студент филологич. фак-та РГПУ им. А. Герцена. Участник 26 и 27 конференций Молодых писателей Северо-Запада. Член ЛИТО при СП России «Молодой Петербург» и ЛИТО при СП СПб. «Пиитер». Зав. отделом критики альм. «Молодой Петербург».

Начал пис. стихи в возрасте 10 лет. С 1998 по 2001 занимался в детском лит. клубе «Дерзание», где, несмотря на возраст, был зачислен в старшую группу. В 2000 К. стал участником ЛИТО «Молодой Петербург» при СП России под рук. А. Ахматова.

Перв. публикация К. состоялась в альм. «Молодой Петербург» в 2001. В последующие годы стал пост. автором этого альм., др. сборников поэзии ― «День Поэзии» (2007), «Красивые вещи» (2009), «Аничков мост» (2010). Его стихи и критич. ст. неоднократно публ. в периодич. печ.: ж. «Архиоптерикс», «Невский альм.», «Вокзал», «Аврора», «Сев. Аврора» и газ. «Гончарный круг», «Лит. Петербург», «ЛГ» и др.

Наиболее характерные особенности поэтики стих. К. определились достаточно рано. Еще в статье, посвящ. начальному этапу тв-ва К., А. Ахматов писал: «Он традиционен по форме, что редко встретишь у поэтов его возраста, возможно даже, в этом уникален. Кто в юные годы не маскировал свои слабости пренебрежением к силлабо-тонике? Кто не увлекался верлибрами, потоками сознания, механическим письмом и тому подобными безделицами? Роман не увлекается. <...> Круглов посвящает читателя в свои миры обстоятельно и уверенно. <...> Многочисленные тропы и находки не распирают стихи, не рассыпаются хаотически, а точно занимают свои гнезда. Видно, что не он пишет ради красного словца, а красные слова служат ему для постижения окружающего его бытия, ибо поистине стихи для поэта и есть способ осмысления реальности». Приверженность классич. стихосложению, к подчеркнуто метафорич. манере писания, так свойственной поэтам ЛИТО «Молодой Петербург», определяют специфику раннего тв-ва К. («Красивый дом на Моховой...», «Дробился, дрожа в отражениях город... »).

Значительной вехой в тв-ве К. стала работа над сб. совр. поэзии и критики «Красивые вещи» (2009), в кот. он выступил как ред.-составитель, а так же как автор подборки стих. и неск. критич. ст. К этому времени определились такие характерные особенности творч. метода К., как тяготение к малой форме, острота и трагичность в изображении худож. мира, гротесковость выразительных средств при формальном следовании классич. стихотворной традиции («Капля, как спелая груша...», «Как будто бы фонарь горел...», «Руки тончайший инструмент...», «Невозможно привыкнуть к зиме и...» ). Необычность поэтич. языка К. послужила поводом для резкой критики со стороны старшего поколения членов СП России (И. Кравченко, А. Мальцева, О. Чупров) на 27-ой конференции молодых писателей Северо-Запада (2009). Однако К. продолжал работать, развиваясь в рамках уже определившихся тенденций, кот. окончательно сформировались к моменту напис. кн. стихов «История болезни» (2010). Концепция этой кн. синтезирует особенности образной системы К. Как отметила в своем отзыве об «Истории болезни» петерб. поэт и критик Е. Иванова, «болезненность как особенность авторского мироощущения здесь следует понимать шире, чем просто обостренное восприятие. <...> Речь идет как о неустойчивости и неуютности художественного мира, так и о том, как именно это выражается в тексте ― червоточиной декаданса на крепком классическом стихе». Творч. манере К. свойственна напряженная рефлексия как на уровне лирич. сюжета, так и на уровне работы со словом. Большая часть стих., представленных в «Истории болезни», ― это любовная лирика: «Звуку разбившейся капли / Звук поцелуя подобен. / Пальцы дрожать перестали ― / Дрожь притаилась в ладонях. / Тронув одежды, разбудим, / То, что укрыто под ними. / Это мгновение ― будто Предвосхищение ливня». Или же лирика философического характера: «Вот человек. Он что-то говорит / В ушах ― наушники, в носу ― ринит / От слов его смешно кривится рот / И суета сует в глазах снует. / И он прекрасен в этой простоте. / Вот за таких и умирают на кресте».

К. занимается литературоведч. исследованием тв-ва Ф. Достоевского, пробует себя в драматургии, работает над кн. поэтич. переводов западных песенных текстов и над новой кн. собств. стих. «Болезнь поэзии Романа Круглова может иметь разные исходы. В случае выздоровления одна из следующих его книг будет называться “Избранное”, на обложке будет золотое тиснение, а на фото ― располневший автор с глуповатой улыбкой... Если же болезнь будет прогрессировать, то <...> вскоре после перехода болезни в стадию гениальности наступит летальный исход. Оба варианта страшны, и Круглову пока удается балансировать между ними, а что делать дальше, ему, как врачу, виднее» (Е. Иванова).

К. играет важную роль в администрировании ЛИТО «Молодой Петербург» ― проводит заседания, организовывает публич. выступления поэтов объединения. В 2008–09 К. вел подростковые поэтич. секции к колледже телекоммуникаций им. М. Бонч-Бруевича и средней школе № 27 (филологической). Один из организаторов лит. вечеров «Свободный микрофон» (март 2012), Международного фестиваля русскоязычной поэзии «Полилог» (июнь – сентябрь 2012).

Соч.: Стихи // День поэзии: Альм. СПб., 2007; Стихи // Красивые вещи: Альм. СПб., 2009; Стихи // Аничков мост: Альм. СПб., 2010; История болезни: Стих. СПб., 2010.

Лит.: Ахматов А. Круг тем и интересов Романа Круглова // Лит. Петербург. 2006. № 11; Тушенко Е. Диктатор-составитель «Красивых вещей» // Красивые вещи. СПб., 2009; Иванова Е. Роман Круглов. История болезни // Молодой Петербург. СПб., 2010.

А. Ахматов

  • Круглов Роман Геннадьевич