Крюков Федор Дмитриевич
КРЮ́КОВ Федор Дмитриевич [2(14).2.1870, ст. Глазуновская Усть-Медведицкого округа Обл. Войска Донского - 20.2(4.3).1920, ст. Новокорсунская Кавказского отд. Кубанской обл.] - прозаик, публицист.
Родился в семье станичного атамана, отставного урядника. Первоначальное образование получил в окружном Усть-Медведицком училище (в разное время его выпускниками были Д. Мордовцев, А. Серафимович). С 1880 по 1888 учился в Усть-Медведицкой гимназии, кот. окончил с серебряной медалью и поступил (на казенное содержание) в СПб. историко-филологич. ин-т, готовивший учителей средних спец. учебн. заведений. Свою давнюю мечту о служении народу, возникшую под воздействием идей Л. Толстого, стремился осуществить на писательском поприще. «...Были писатели, как Г. Успенский и др. И я хочу быть писателем, бойцом на поприще пера... Я люблю свой народ рад послужить... У меня сердце сильно бьется, изнывает при мысли о других, а судьба равнодушно давит»,- записывает К. в дневнике в апр. 1890 (цит. по.: Берендюков Б. Бытописец тихого Дона // Кубань. 1991. № 8).
Печ. начал в студенч. пору, дебютировав в 1890 небольшими заметками в газ. «Донская речь». Перв. очерки опубл. в «Сев. вестнике» и «Ист. вестнике», где встретил поддержку С. Шубинского. Горевший «стыдом за настоящее... потомков славных казаков», К. в раннем тв-ве обращается к истории Дона, пишет очерки о специфике взаимоотношений казака с законом и властью (« Казачьи станичные суды », 1892), о древнем молодеческом промысле казаков - «добыче зипунов» (« Гулебщики. Очерк из быта стародавнего казачества », 1892), о начале восстания донских казаков против самодержавной политики Петра I (« Шульгинская расправа. Этюд из истории булавинского возмущения », 1894). К. привлекали колоритный казачий быт, демократич. основы самоуправления, сама идея вольной казачьей республики. «Я так был горд его (родного края.- В. З .) прошлым,- вспоминал К.,- кот. представлялось мне в романтическом отношении вольнолюбивым и героическим, немножко идеализируя серое зипунное рыцарство старины, отгулявшее в истории шумный и головокружительный праздник, безалаберную удалую вольницу» (Первые выборы // Русские записки. 1916. № 4). Ранние очерки К. были недоброжелательно встречены критикой (см.: Мельников-Разведенков. Наше казачество в журнальных публикациях // Донская речь. 1894. 13, 15 дек.). В дальнейшем К. оставит ист сюжеты и сосредоточит внимание на повседневной жизни донского казачества. В 1892 К., окончивший ин-т по разряду истории и географии, оказался «на распутье»: «Хотелось чем-нибудь послужить родному краю, пойти в народ, и именно в свой народ... но с филологическим дипломом не за что было уцепиться, подступов к этому народу ни с какой стороны не открывалось» (О пастыре добром: Памяти о. Филиппа Горбаневского // Русские записки. 1916. № 6). Всю жизнь К. будет переживать драму «выломившегося» из своей среды интеллигента, о кот. поведает устами учителя Васюхина: «Я - сын народа, смело могу сказать. И, тем не менее, я неизменно и постоянно чувствую, что что-то отрезало меня от моего народа, что на меня он смотрит уже не как на своего...» (Из дневника учителя Васюхина // РБ. 1903. № 7). К. подает прошение министру народного просвещения об освобождении его от обязательной 6-летней пед. службы в связи с намерением «надеть иерейскую рясу» и тем «стать поближе к народу». Однако донской архиепископ Макарий убедил К. изменить решение. (Интерес К. к церковной жизни, монастырскому быту, характерам чутких, близких к народу священников и монахов проявился в произведениях ранних и зрелых лет: « К источнику исцелений », 1904; «Без огня», «Сеть мирская », оба - 1912, и др.)
Около года К. живет на гонорар от сотрудничества с «Петербургской газ.» (оно продолжалось до 1884), где печ. бытовые зарисовки, сценки в стиле Н. Лейкина. В сент. 1893 К. назнач. на должность воспитателя в пансион Орловской мужской гимназии (с 1900 получает там место внештатного учителя истории и географии); преподавал также в Николаевской женской гимназии, Орловском-Бахтина кадетском корпусе. После смерти отца (1893), не меняя места жительства в Орле, К. берет на себя заботы о семье (матери, брате, двух незамужних сестрах, приемном сыне Петре - впоследствии изв. литераторе Русского зарубежья). В эту пору лит-ра для К. становится не только средством преодоления тоски по родине, но и серьезной материал. поддержкой.
Переломным для начинающего писателя стал 1896. Опубликованная на страницах «РБ» - передового ж. того времени, возглавляемого В. Короленко,- повесть « Казачка » (первонач. название « Односумка ») с подзаг. «Из станичного быта» положила начало пост. и плодотворному сотрудничеству автора с органом легального народничества, где К. обрел не только трибуну, но и учителей и единомышленников («Я держусь группы народников и в экономических и в эстетических взглядах»,- Письмо А. Тинякову от 8 авг. 1903 // РНБ. Ф. 774). Поведанная в повести драма жалмерки Натальи Нечаевой, молодой, гордой женщины (из-за пост. наветов, оскорблений мужа она изменила ему и повесилась перед его возвращением со службы), прозвучала как реквием по бессмысленно загубленной жизни казачьей мадонны. С «Казачкой» в русскую лит-ру входил худож. малоисследованный и потому малознакомый российскому читателю мир казачьей Донщины. Вслед за «Казачкой» в «Ист. вестнике» и «РБ» К. печ. рассказы и очерки « Клад » (1897), « На тихом Дону (Летние впечатления и заметки)» (1898), « В родных местах » (1903), повесть « Из дневника учителя Васюхина » (1904) и др. Он заявил о себе как честный бытописатель донской жизни, кот. не идеализировал быт и нравы казачества. Стремясь оттенить здоровые начала в казачьем характере, сформированные за годы многотрудной борьбы за существование (любовь к родному краю, трудолюбие, отзывчивость, человечность), К. в то же время выставлял напоказ косное и консервативное в нравах, что нередко приводило его героев к бытовым драмам. К. открыл читателю подлинное лицо казака-воина, казака-земледельца. Для К. казак - это «тот загорелый, заветренный, мазаный человек, над которым неизменно тяготеет суровая власть земли, нужды и вечная необходимость неустанного труда... Кроме всего этого, на нем давящим бременем лежит - даже в домашней жизни - обязанность быть каждую минуту готовым выступить в полном вооружении и на своем собственном коне против врагов Отечества» (На тихом Дону // РБ. 1898. № 9).
К. прожил в Орле 12 лет. В авг. 1905 «за одно литературное прегрешение» (рассказ « Картинки школьной жизни », воспринятый как сатира на коллектив Орловской гимназии), приведшее к конфликту с директором и коллегами, К. распоряжением попечителя Моск. учебного округа был переведен по службе в Нижегородское реальное училище. В марте 1906 статский советник К. избирается депутатом в 1-ю Гос. думу от казачьего населения Дона, а в апр. оставляет пед. деятельность, выйдя в отставку. В этом же году К. (вместе с Н. Анненским, С. Елпатьевским, В. Мякотиным, А. Пешехоновым - товарищами по «РБ») становится одним из учредителей трудовой народно-социал. партии, интересы кот. он отстаивал в Думе. 13 июня 1906 К. выступил с речью о совр. положении казачества, выразив протест против использования казачьих частей для подавления рев. выступлений. В июле 1906 в знак протеста против роспуска Думы подписал Выборгское воззвание. Вернувшись на Дон, занимался пропагандистской деятельностью. Осенью 1906 предстал перед судом (вместе с Ф. Мироновым, будущим командармом 2-й Конной армии, и студентом Скачковым) в ст. Усть-Медведицкой за произнесение речи полит. содержания. В кон. лета 1907 после обыска К., высланному по воле наказного атамана с Дона, было запрещено проживание в пределах области сроком на 10 лет. (По ходатайству казаков Глазуновской станицы запрет был снят.) К. возвращается в СПб., с трудом устраивается библиотекарем в биб-ку Горного ин-та. В 1907 (при содействии Л. Иванчина-Писарева) выходит перв. сб. произведений К.- « Казацкие мотивы », куда вошли очерки, рассказы и повести 1892–1906. Критика отмечала, в частности, что «автор не выдумывает, не творит от себя, а просто излагает, что слышал, что подлинно прочувствовал» (Образование. 1907. № 6); выделяла «в художественном отношении простые и непритязательные бытовые очерки вроде „Казачки” „В родных местах”, „Из дневника учителя Васюхина”» (Новый журнал лит-ры, искусства и науки. 1907. № 3). В 1909 К. предъявляется обвинение в организации народно-социал. партии. За отсутствием состава преступления дело завершилось месячным содержанием в одиночной камере петерб. «Крестов» (за подписание Выборгского воззвания). Тюремные впечатления нашли отражение в очерках « У окна » (1909), « Полчаса », « В камере 380 » (оба - 1910). В тюрьме К. напис. повесть « Зыбь ». Она была послана М. Горькому на Капри. Одобренная, увидела свет в 27-м номере сб. «Знание». «Коли не ошибаюсь, да коли Вы отнесетесь к самому себе построже,- писал Горький К.,- тогда мы с Вами поздравим русскую литературу с еще одним новым талантливым работником» (Русская лит-ра. 1982. № 2).
В 1909 К. становится пайщиком товарищества по изд. ж. «РБ», в 1912 - штатным сотрудником, соред. В. Короленко и А. Горнфельда по отделу беллетристики. С этого времени К.- профес. литератор. Период с 1904 по 1912 - пора расцвета таланта писателя, создавшего лучшие произведения, в кот. нашли отражение жизненные противоречия дорев. Дона: тяжесть царской службы, бременем лежащая на казаке всю жизнь (« Станичники », 1906; « О казаках », 1907); горькая судьба жалмерок (казачьих жен) и матерей (« Мать », 1910; « Галуны », 1911; « Офицерша », 1912); рев. волнения среди казаков в годы русской смуты («Станичники», «Шаг на месте», 1907; «Зыбь», «Шквал», оба - 1909); падение нравов («На речке лазоревой », 1911); земельные отношения («Галуны», « Земля »). К. подводит читателя к мысли о том, что значительная часть донского казачества обезземеливается, нищает, чему причиной особая воинская повинность, обременительная во всех отношениях, отчуждающая казака-земледельца за время службы от земли и семьи. К. развенчивает пресловутый миф о сословном монолите донского казачества.
В произведениях 1905–12 происходит усиление соц. мотивов, углубление психологизма, усложняется мотивация поступков героев, ярче очерчиваются казачьи типы (тип «выломившегося» из своей среды героя). К. не ограничивал себя рамками казацкой тематики и создал ряд произведений на мат-ле коренной России: « К источнику исцелений», «Сеть мирская», «Без огня » (все - 1912) и др. В 1914 книгоиздательство писателей в М. выпустило втор. кн. К.- « Рассказы » (Т. I). В нее автор включил произведения 1908–11. Задуманное т.о. СС К. не состоялось из-за трудностей воен. времени. Критика отмечала «простоту стиля», «изобразительный дар», «меткий живописный язык», склонность «к добродушному юмору» (Сев. записки. 1914. № 8, 9); подчеркивалось наличие «подкупающей трогательности, меткого юмора, острой наблюдательности, искреннего умения заинтересовать читателя» (Доброво Н. Казацкая жизнь в рассказах Крюкова // Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф. 1914. № 4). В ряде произведений мемуарного характера этой поры обостряется мотив свидания с родиной, писатель начинает глубже осознавать ложность своих поисков счастья «среди зыбей жизни».
В кон. 1912 - нач. 1913 К. переживает творч. кризис. В письмах ко многим его корр. звучит мотив усталости и угнетенности: «Надо бы писать - голова пуста, как карман беллетриста» (Письмо А. Серафимовичу от 4 мая 1913 // Волга. 1988. № 2). «Литературных планов никаких. Перестал и голову ломать о том, чтобы написать какую-нибудь крупную вещь» (Там же).
В годы Первой мировой войны (зимой 1914–15) К. в составе 3-го санитарного отряда Красного Креста (как корр.) находился на Турецком фронте. В кон. 1915 - нач. 1916 с тем же отрядом К. побывал на Галицийском фронте. Он отходит от беллетристики, переключившись полностью на журналистику. Посл. его большое произведение - повесть « Группа Б » (о буднях прифронтового госпиталя), опубл. в «Русских записках» в 1916. Впечатления от поездок к театру военных действий преломились в цикле очерков « Около войны», «Силуэты » и др., опубл. в «Русских записках» и «Русских ведомостях» в теч. 1915–16. В годы Первой мировой войны К. занимал оборонческую позицию, ратуя за необходимость продолжения войны до победного конца.
Февральская революция захватила его в Пг. Он воспринял ее скорее с тревогой, чем с радостью. Удрученный вскоре пучиной хаоса, «безответственности, самостийной диктатурой анонимов», К. переживает мировоззренч. перелом. На конференции народно-социал. партии он единственный выскажется за конституционную монархию. В марте 1917 К. избирается в Совет Союза казачьих войск. В апр. он уедет на Дон, примет участие в полит. жизни края. В конце февр. он участвует в подготовке восстания против большевиков на Сев. Дону. В авг. этого года К. избирают Секретарем Большого войскового круга (Донского парламента). С апр. 1919 К.- ред. газ. «Донские ведомости». Одновременно исп. обязанности директора Усть-Медведицкой гимназии. В кон. окт. 1919 К. приезжает в Новочеркасск, слагает с себя обязанности Секретаря круга, вступает в Усть-Медведицкую сводную бригаду. Отступая с Донской армией на Кубань, К. заболел тифом, умер в дороге, на пути к екатеринодарскому госпиталю.
При жизни писатель получил признание современников. Его ценили В. Короленко, А. Серафимович, М. Горький. По отзыву Короленко, «Крюков писатель... со своею собственной нотой и первый дал нам настоящий колорит Дона» (Избр. письма. М., 1936. Т. 3). К. называли Глебом Успенским Дона, Гомером казачества. К. принадлежал «к тем второстепенным, но подлинным создателям художественного слова, которым по праву гордится русская литература» (Горнфельд А. Памяти Ф. Д. Крюкова // Вестник лит-ры. 1920. № 6). К. оставил большое творч. наследие (более 300 произведений разных жанров - повести, рассказы, очерки, заметки, рецензии), кот. до сих пор не собрано.
Соч.: Офицерша: Повести и рассказы / Сост., предисл. и прим. И. Данилова. Краснодар, 1990; Рассказы. Публицистика / Сост., вст. ст. и прим. Ф. Бирюкова. М., 1990; Казацкие мотивы: Повесть, рассказы, очерки, воспоминания, стих. / Вст. ст., сост., подгот. текста и прим. Г. Миронова. М., 1993; Булавинский бунт (1707–08): Этюд из истории отношения Петра Великого к донским казакам. М.-СПб., 2004; Казачьи повести. М., 2005; Родимый край: Рассказы, очерки. М., 2007; Обвал. Смута 1917 года глазами русского писателя. М., 2009.
Лит.: Родимый край: Сб., посвящ. 25-летию лит. деятельности Крюкова. Усть-Медведицкая, 1918; Боцяновский В. Из воспоминаний о Ф. Д. Крюкове // Вестник лит-ры. 1920. № 9; Проскурин В. Кочующие ошибки: К биографии Ф. Д. Крюкова // Сов. библиография. 1985. № 2; Мезенцев М. Судьба архива Ф. Д. Крюкова // Коммунистич. путь. Серафимович, 1988. 9, 13, 16, 23 сент.; Хьетсо Г. и др. Кто написал «Тихий Дон»? М., 1989; Астапенко М. Его называли автором «Тихого Дона». Ростов-н/Д., 1991; Васильев В. Возвращение Федора Крюкова // Шолохов на изломе времени. М., 1995; Сатарова Л . Донское казачество в прозе рубежа XIX–XX вв. М., 1992; Запевалов В. Ф. Д. Крюков - рецензент «РБ» // Русский лит. портрет и рецензия: Концепции и поэтика. СПб., 2000; Федору Крюкову, певцу Тихого Дона. М., 2002; Малюкова Л. «И покатился с грохотом обвал…» Судьба и творчество Ф. Д. Крюкова. Ростов-н/Д., 2007; Чернов А. Запрещенный классик // Новая газ. 2010. № 16. 15 февр.