Крусанов Андрей Васильевич


КРУСА́НОВ Андрей Васильевич [31.1.1958, Л-д] - прозаик, историк культуры.

Окончил Технологический ин-т (1981). Работал химиком-технологом в Ин-те синтетического каучука (1981–86) и науч. сотрудником в Ин-те геологии и геохронологии докембрия АН СССР (1986–91), с 1991 - в частных фирмах.

Был членом лит. группы «Гастрономическая суббота», в 1983–88 опубл. в одноименном самиздатском журнале ст. по истории и научно-философские эссе (под псевд. А. Орлов). Совм. с братом Павлом (под общим псевд. Г. С.) подготовил к публ. в ж. «Часы» перевод поэтич. цикла В. Кандинского «Звуки». Напис. неск. прозаич. произведений, в т.ч. повесть « Красный сарафан ».

В 1981 начал изучать историю русского лит.-худож. авангарда перв. трети ХХ в. Им было задумано исследование о русском авангарде в 3-х т. Три тома соответствуют этапам развития этого культурного явления: 1907-17; 1917-21; 1921-32. Стоит отметить, что работа К. над фундаментальным исследованием началась ещё в годы «застоя», когда эта тема была практически под запретом и не было перспектив её публ.

В 1990 пишет первый том задуманного труда. Издать кн. удается только в 1996: «Русский авангард: 1907–32 (Ист. обзор): В 3 т. Т. I. Боевое десятилетие» (СПб., 1996). В выпущенной изд-вом НЛО, первый том рассказывал о дебютном десятилетии отеч. авангардистов с 1907 по 1916.

В 2003 в двух книгах выходит 2-й том «Русский авангард. 1907–32: Ист. обзор. Т. II. Футуристическая революция. 1917–21» (М., 2003). Второй том исследования посвящ. расцвету авангарда, кот. пришелся на 1917–21. О жизни футуристов в М. и СПб. рассказывает первая из двух книг, о деятельности футуристов в провинции - вторая. В работе К. освещены отношения авангардистов с властью - с одн. стороны, и с народом – с другой. К. максимально полно, скрупулёзно и тщательно описывает историю развития движения.

Позднее возвращается к истокам авангарда, полагая, что их исследование оказалось недостаточно исчерпывающим. В 2010 выходит перераб. и доп. 2-е изд. первого тома, посвящ. 1907–17. Переработанное изд. в неск. раз превзошло по объему оригинал и вышло в двух кн. «Русский авангард: 1907–32 (Ист. обзор): В 3 т. Т. I. Боевое десятилетие» (М.: НЛО, 2010). В третьем томе К. дает описание истории заката русского авангарда (1922–32).

За время работы над историей русского авангарда К. опубл. десятки ст. об этом явлении. По К. авангард - это не «понятие», а «имя». К. настаивает на разделении термина «авангард» в широком и узком значении. В широком значении - это «все новаторские антитрадиционные устремления в искусстве независимо от их хронологии и идейно-художественной наполненности» (понятие исходит из семантики самого слова), а в узком смысле «русский авангард» - это «идейно-художественное движение» в культуре 1907–32. Чтобы избежать путаницы в терминах, К. предлагает именно так понимать и называть движение в русской культуре нач. ХХ в. с перечислением всех групп и движений, в него входивших, а термины «футуризм», «левое искусство», «левый фронт искусств» считать наименованиями, выступающими синонимами авангарда на разных его этапах. К. исследует русский авангард как емкое общекультурное явление, проявившее себя в самых различных сферах искусства: живопись, лит-ра, музыка, полит. деятельность, во взаимоотношениях с др. направлениями искусства. К. удается описать не только историю развития движения, но и воссоздать атмосферу, в которой оно формировалось и существовало. Газ. статьи, критич. фельетоны, письма, свидетельства и мнения очевидцев рассказывают о рецепции современниками нового искусства. Читатель получает уникальную возможность познакомиться с эстетич. вкусами и предпочтениями публики начала века, причем, учитывая географию собранных К. мат-лов, это публика не только СПб. и М., но и всей региональной России. Большая часть мат-лов архива и периодич. изданий опубл. К. впервые.

До К. в истории русской культуры не выделялись четкие и точные границы авангардного направления. К. называет точные даты: начало - зима 1907, т.к. именно зимой 1907 состоялись перв. выставки объединений молодых художников. До этого авангардисты не устраивали совм. выставок. В то же время критики впервые стали отмечать появление в живописи новых тенденций «левого толка».

Особо следует сказать о методе работы К. Дипломированный химик, К. подходит к исследованию культурного явления с позиций естественнонаучного метода. Эмпирика (кропотливый сбор всех возможных документальных источников, хранящихся в архивах: протоколы собраний, отчеты о дискуссиях, афиши, рец., воспоминания, газ. фельетоны, манифесты и т.п.) сочетается с теорией, кот. обрамляет обширный фактич. мат-л. Ещё одной чертой научности трудов К. служит соблюдение четкой хронологии в изложении воспроизводимых мат-ла. Не имея профессионального филологич. образования, исследуя на протяжении неск. десятилетий одно из направлений в русском искусстве нач. ХХ в., К. становится теоретиком культуры, в своей деятельности ставя «вечные» вопросы теории лит-ры и искусства. Задаваясь вопросом о зарождении футуризма, К. поднимает вопрос о смене лит. направлений, о закономерностях лит. процесса: «…каким образом кризис одного направления искусства порождает другое? Почему в одних случаях порождает, а в других нет? Нужен ли вообще кризис в искусстве, чтобы возникло новое движение?».

Интересен вопрос о самом методе филологич. исследования. К. не дает ему назв., он просто тщательно собирает и комментирует мат-л в соответствии с хронологией, однако успех и высокое исследовательское качество его работы подталкивают к осознанию квалификации автора и целесообразности его метода. Так воссоздание эстетич. рецепции футуристов современниками на протяжении неск. десятилетий роднит метод К. с немецкой рецептивной школой литературоведения.

Публ. в ж. и альм. «Родник», «Васильевский о-в», «Русский разъезд», «Минувшее», «НЛО», «Сумерки», «Петерб. книжный вестник», «Новая русская книга». Пост. участник науч. конференций, посвящ. русскому авангарду.

Лауреат премии Международная отметина им. Д. Бурлюка, лауреат премии им. Андрея Белого в номинации «Критика» (1997).

Соч. : На пути к ничего // Родник. 1992. № 4; Дороги и тропы русского лит. авангарда: Эго-футуризм (1911–22) // Русский разъезд. 1993. № 1; Маринетти в России // Сумерки. 1995. № 16; Константин Олимпов. Возникновение эгопоэзии вселенского футуризма / Публ. и комм. А. Крусанова и А. Мирзаева // Минувшее: Ист альм. Вып. 22. СПб., 1997; «Заклятье смехом»: Футуризм в карикатурах // Хармсиздат представляет: авангардное поведение. СПб., 1998 (совм. с Б. Шифриным); А. В. Туфанов: Архангельский период (1918–19) // НЛО. 1998. № 30; Русский авангард: 1907–32. Ист. обзор. В 3 т. Т. I: Боевое десятилетие. СПб., 1996; Русский авангард. 1907–32. Ист. обзор. Т. II: Футуристич. революция. 1917–21. Кн. 1, 2. М ., 2003; Русский авангард: 1907–32 (Ист. обзор): В 3 т. Т. I - Боевое десятилетие. Кн. 1, 2. М ., 2010.

Лит. : Звягин Е. Парад русского авангарда // Смена. 1996. 17 окт.; Мышьяк З. Устарелый русский авангард // Веч. Петербург. 1996. 6 нояб.; Берг М. Русский авангард - первые десять лет // Коммерсант–Daily. 1997. 14 март.; Бирюков С. А. В. Крусанов. Русский авангард: 1907–32 (Ист. обзор): В 3 т. Т. I - Боевое десятилетие // Знамя. 1998. № 6; А. Л., И. К. XI Банные чтения «НЛО» (Концепт «современности» в истории культуры и гуманитарных наук. Москва. 3–5 апреля 2003 г . // НЛО. 2003. № 62; Осминская Н. Будетлянские хроники. Циклопы и орангутанги русского авангарда // НГ Ex libris. Вып. 43 (115). 2003. 21 авг.; Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003; Золотоносов М. Русские в авангарде. Что Андрей Крусанов сделал с миром русского авангарда // Город–812. 2010. № 31. Сайт премии Андрея Белого 

А. Вичкитова

  • Крусанов Андрей Васильевич