Кубатиев Алан Кайсанбекович


КУБАТИ́ЕВ Алан Кайсанбекович (псевд. А. Воеводин, Тимур Туганов) [31.8.1952, Фрунзе] - прозаик, переводчик, литературовед, журналист.

Закончил фак-т иностранных яз. Киргизского гос. ун-та (1974), учился в аспирантуре при романо-германском отд. на филологич. фак-те МГУ (1976–80); защитил канд. дис. по теме « Совр.фантастический рассказ Великобритании: 50–70-е годы » (1980).

Преподавал в Новосибирском гос. ун-те, в Киргизском нац. ун-те. Создал кафедру международной журналистики Киргизско-Российского Славянского ун-та, затем работал в Американском ун-те Центр. Азии, где читал курсы «Введение в журналистику», «История американских СМИ», «История лит-ры Великобритании», «Очерки истории американской поэзии» и др. Стажировался в Великобритании и США, выпускник знаменитых Стэнфордских профессиональных изд. курсов (1993). Вел актив. журналистскую работу, автор более 100 ст., репортажей, авторских колонок и обзоров; был сотрудником газ. «Казахстанская правда» (Алматы), «Пятница» (Бишкек), работал на телевидении. В нач. 1990-х вместе с Арк. Кейсером, С. Лукьяненко, В. Смоляниновым и С. Алексеевым изд. ж. «Миры» (1993–95), благословленный Р. Силвербергом.

В наст. время проживает в Кронштадте, преподает в Ин-те специальной психологии и педагогики им. Рауля Валленберга, занимается лит. и перевод. работой. Напис. первую на русском языке полную биографию Д. Джойса для популярной серии ЖЗЛ.

В сов. время К. был участником Моск. семинара молодых писателей-фантастов, в постсоветское время является членом Клуба русских харизматических писателей и членом семинара Б. Стругацкого.

Лит. дебют К. был одновременно и дебютом в фантастике: в 1978 в ж. «Знание - сила» был напеч. рассказ « Книгопродавец », с кот. начался К.-писатель. К. - мастер короткой формы, поэтому осн. его публикации состоялись в ж.: «Памир», «Сибирские огни», «Лит. Киргизстан», «Если», «Полдень, XXI век», «Реальность фантастики». В 1985 «взял отпуск по состоянию литературы» и почти 15 лет не работал с худож. словесностью. Вернулся с рассказом « Вы летите, как хотите! » (Если. М., 2005. № 8) - и тут же получил за него лит. премию «Странник» (в один день с Р. Шекли, Г. Данелией и А. Петровым). Считается ярким представителем т.н. «четвертой волны» в отеч. фантастике. Рассказы К. переведены на немецкий, польский и эстонский яз.

Склонность к фантастике К. объясняет так: «Мне интересно. Интереснее, чем писать просто прозу. Открываются какие-то двери, можно быть свободнее и дерзостнее. Нефантастическая проза в большей степени все же монтаж вполне узнаваемых впечатлений, фантастика же - род травестии реальности: ваш начальник в женском платье, и сразу видно все то, что скрывалось под костюмом... Есть живые классики, произносящие термин “социальная фантастика” с непередаваемым презрением. Я - нет. Я там, куда реальность уже не дотягивается, но откуда она видна совсем не так, как видят те, кто в ней. И я подозреваю, что хорошая или по крайней мере активная фантастика есть реализация национального подсознания».

В 2005 изд-во «Азбука» вып. сб. К. « Ветер и смерть », куда вошли наиболее заметные рассказы и повести, напис. до перестройки, а также те, что напис. после «силанума»: « Вы летите, как хотите !», « В поисках господина П .», « Рукопись,найденная в Парке », повести « Аренда » (известна под назв. « Цитата изГумбольдта »). Сб. был воспринят как свидетельство дальнейшего развития и неуничтожимости русской фантастич. новеллы - разнообразие формы, неожиданные повороты классич. сюжетов, строгая форма, высокая требовательность к стилю и языку не отменяют занимательности и жестокого юмора кн.

Рассказ «В поисках господина П.» вызвал большой читательский интерес. Этот текст произрастает из русской словесности XIX в. и в ней укоренен. Укоренен настолько, что требуется некот. культурное усилие, чтобы опознать все имеющиеся в нем лит. аллюзии. Господином П. оказывается небезызвестный литератор Пушкин, бывший кумир русской читающей публики. В реальности К. погиб Дантес, а Пушкин выжил. По слухам, именно Пушкин, собираясь на дуэль, надел кирасу, и пуля Дантеса, отскочив от нее, пробила поэту руку. Рука после злополучного поединка стала сохнуть, Пушкина язвительно прозвали Сухоруким. Пушкин К. - человек надломленный, он больше не пишет стихов, живет, кропая историч. романы в духе Загоскина - хлеба насущного ради, и сочиняет преобидные критич. статьи «со словами невозможными в адрес многих поэтов и писателей».

В реальности К. именно Пушкин становится автором стих. «На смерть поэта». Не Лермонтов оплакивает Пушкина, а наоборот. Однако это «наоборот» не является самоцелью, но лишь декорацией для размышлений о месте лит-ры и о ее значении в обществ. жизни.

Повесть «Аренда» напис. в стилистике science-fiction и посвящ. возможному контакту с иными цивилизациями. Однако никто не может даже представить, что контакт будет состоять в том, что человечество возьмут в аренду.

В антологии «Новые легенды» (Вып. 2. СПб., 2005) напеч. одна из наиболее значительных вещей К. - повесть « Пепельный рейс ». Азиатский колорит повести лишь подчеркивает общечеловеч. ценности, на кот. собственно и строится сюжет, горестно и иронично моделирующий ситуацию крушения «духовной экологии» совр. об-ва.

Сб. «Академия Шекли» (М., 2007), сост. и зачинателем кот. выступил К., стала примечательным опытом совр. антологистики, т.н. «трибьютом», почти неизвестным отеч. практике, а именно - сб. памяти крупного писателя, составленным из произведений авторов, близких ему по духу и признающих его лит. влияние.

К. - лауреат неск. лит. премий в обл. фантастич. лит-ры: «Странник» (СПб., 2002), АБС-премия (СПб., 2005), «Бронзовая улитка» (СПб., 2003; СПб., 2006), «Золотой кадуцей» (Харьков, 2005), премия ж. «Полдень, XXI в.» (СПб., 2006).

Соч .: Безумная Луна / Сост. и пер. с англ. яз. А. Кубатиева. Уссурийск, 1990; Искусство боя вуалью, или Почему медведь капусту ел // Миры. Бишкек, 1993; В поисках господина П. // Новые легенды (1). СПб., 2004; Ветер и смерть: Повести и рассказы. СПб., 2005; Что дали Византии орлы золотые? // Полдень, XXI век. СПб., 2005. № 3; Пепельный рейс // Новые легенды (2). СПб., 2005; Деревянный и бронзовый Данте // Что там за дверью? М., 2005; Джеймс Джойс. М., 2011 (ЖЗЛ).

Лит. : Володихин Д. Четвертая волна: Анатомия тв-ва // Русский сфинкс. М., 2004; Трофимова О. В поисках рассказчика // Кубатиев А. Ветер и смерть. СПб., 2005; Бережной С. Роскошь неспешной лит-ры // Книжное обозр. 2005. № 31/32; Трофимова О. Лит. группировки нового века // Книжное обозр. 2005. № 48; Володихин Д. Интеллектуальная фантастика. М., 2007.

О. Трофимова

  • Кубатиев Алан Кайсанбекович