Кучеров Анатолий Яковлевич


КУ́ЧЕРОВ Анатолий Яковлевич [12.10(30.9).1907, Киев - 30.6.1968, Л-д, похоронен на Стрельнинском кладб.] - литературовед, прозаик, критик.

До 1927 жил в Киеве, окончил Киевскую мастерскую слова и преподавал в 1926 теорию прозы в лит. студии. В 1927 переехал в Л-д и поступил на словесное отд. ВГКИ при Ин-те истории искусств (1927–30), с того же времени работал сотрудником в газ. «Смена», занимался лит. работой.

Печ. с 1930. Преподавал в Лен. консерватории (1931–32), был науч. сотрудником ИРЛИ АН СССР (1934–37), занимался историей русской лит-ры XVIII–XIX вв.

В ИРЛИ был принят на договорную работу: сначала разбирал и описывал арх. материалы, затем занимался обследо­ванием арх. материалов и выявлением неизданных произведений XVIII в. Авт. статей и публ. о А. Т. Бо­лотове, Г. Р. Державине, Н. М. Карамзине, И. А. Кры­лове и др. Принимал участие в колл. трудах: «XVIII в.: Сб. статей и мат-лов» (М.-Л., 1935); «История русской лит-ры» (Т. 5. Ч. 1. М.-Л., 1941); «Очерки по истории русской журналистики и критики» (Т. 1. Л., 1950) и др. Издал ряд ист.-лит. работ: « Журналы И. А. Крылова», «Болотов - лит. критик » (ЛН. 1933. № 9/10), « Эстетические взгляды Карамзина » (Лит. учеба. 1936. № 3), «Сентиментальная повесть и лит-ра путешествий » (История русской лит-ры: В 10 т. М.-Л., 1941–56. Т. V. Ч. 1). Подготовил к изд. «Избр. стихотворения» Г. Державина серии «Биб-ка поэта», «Стихотворения» Н. Карамзина и И. Дмитриева (1953–58). Выпустил монографию « Карамзин и поэты его времени » (М.-Л., 1936).

Во время Великой Отеч. войны служил в Политуправлении Краснознамённого Балтийского флота, работал в воен. газ. «Лётчик Балтики». Награждён орденом Красной Звезды и 3 медалями. После демобилизации в 1947–65 был ред. отдела прозы в ред. ж. «Звезда». Его мнение о книгах очень ценили литераторы, однако худож. тв-во самого К. не было признано по достоинству при жизни автора.

Перв. худож. произведение, вышедшее в печ., был роман «Поиски будущего» (1936). В нем представлена история жизни М. Бакунина. Герой идеализируется и показывается романтиком. Автор использует различные реминисценции и аллюзии на библейские тексты, формируя т.о. мифологич. подтекст, направленный на создание героич. образа революционера-борца за праведное дело. Однако роман остался неоконченным в силу ист. ситуации в стране в это время. В романе используются некот. авантюрные и комич. элементы.

Помимо романа были напеч. повести и рассказы К. «Потерянная любовь: Рассказы» (1939). Повесть «Потерянная любовь» о взаимоотношении восточного и европейского типов характеров. Молодой осетин Инал попадает в Л-д, где начинает учиться скульптурному искусству и знакомится с русской девушкой. Отношения из дружеских перерастают в любовь, но Инал решает, что должен жить по обычаям своих предков. Постепенно автор раскрывает психологич. драму героев, достаточно глубоко отражая их чувства и переживания, конфликт восточной и западной системы ценностей. Трагич. смерть героини становится кульминацией произведения. Особую специфику повести придают описания осетинских гор и городские картины Л-да. В повести задействован не вымышленный персонаж - М. Горький, кот., оценив искусство Инала, помогает ему отправиться учиться.

Среди рассказов К. «Рассказы о мальчике», «Окно напротив», «На реке». В рамках малого жанра автор показывает глубокие психологич. коллизии в жизни героев, связанные с постижением мировых законов и с событиями, происходящими в окружающей их действительности. Стиль писателя насыщен лирич. элементами, отражающими внутренние искания героев.

После войны К. пишет воен. прозу, опираясь на свой опыт воен. журналиста: «Служили два товарища» (1954) (кн. никак не связана с фильмом «Служили два товарища», 1968) и продолжение ― «Трое» (1962). Перв. повесть посвящ. проблемам воен. дисциплины, дружбы и любви во время войны. Сложность отношений лётчиков между собой раскрывается простым и лёгким языком. Место действия - Л-д до войны, затем во время блокады. Гл. герой проводит детство и юность в городе, потом становится лётчиком, отправляется на войну, служит в морской авиации в порту, теряет отца и отпрашивается во время воен. действий домой, чтоб узнать о своей семье и помочь матери и подруге. В это время на боевом вылете из-за неопытности штурмана, заменившего его, ломается самолёт, подаренный уральскими рабочими. В результате с героем, после его возвращения, отказываются летать в паре служащие его части. Автор показывает глубину переживаний героя, повествование идёт от его лица, перемежаясь письмами его девушки. Произведение «Трое» продолжает своеобразным образом повесть «Служили два товарища». Там те же действующие лица, но уже другие обстоятельства. Лётчики теряют своего стрелка, который оказался гениальным математиком, в чём присутствует некий утопический элемент. В то же время автор показывает проблему гибели талантливых людей на войне. Новый стрелок оказывает художником. Бойцы попадают на немецкую территорию из-за того, что их самолет подбит. Благодаря помощи польских жителей им удаётся добраться до своих. В конце повести автор развивает лирич. мотивы, говорит словами героя о высоких идеалах: «Они шли, и он думал, что все лучшее в мире - и правда, и дружба, и любовь - никогда не исчезают. Их можно губить, топтать ногами, как это делали фашисты, но они вечны, как красота, море. И все хорошее, сделанное человеком, продолжает другой, так и он постарается заменить экипажу Липочкина».

Посл. худож. произведение К. «Ветка рыжей сосны» (1967) впервые было напеч. в ж. «Звезда» только после смерти автора. Кн. с точки зрения критиков оценивается наиболее удачной: «”Ветка рыжей сосны” - вот что, на мой взгляд, является наивысшим достижением писателя, полностью сохранившим свое значение и в наши дни». В этом произведении соединяются жанровые формы мемуарной, философской и романной худож. прозы, как пишет С. Лурье, аналог такого единства «мы найдем только в поздних вещах В. Катаева (причем, Кучеров, судя по всему, принялся за свой роман гораздо раньше, чем были опубликованы “Трава забвения” и “Святой колодец”)». Стиль автора яркий и пластичный, насыщенный, в тексте обозначено глубокое психологич. раскрытие характеров, сопровождаемое философским идейным содержанием. В отличие от текстов малой прозы, здесь К. вполне удаётся создать запоминающиеся, своеобразные, широко постигнутые человеческие фигуры.

В романе затрагиваются темы революции как гл. силы, двигающей и перемешивающей человеческие судьбы, детства и воспитания, становления характера и мировоззрения у подростка, оказавшегося в трагич. обстоятельствах. Сюжет приближен схеме авантюрного типа: насыщен внезапными поворотами, но сохраняет при этом реалистичность изображения. Действие начинается в Киеве в 1914. В центре повествования - маленький мальчик, тоскующий по матери, бросившей семью, уехавшей навсегда в Польшу. Ребёнок восторженно любит отца, представленного как грустный и мужественный человек, по профессии лесной инженер. Детские впечатления диковинного, давно исчезнувшего быта, осмысление прочитанного, мир взрослых, красочные пейзажи - всё это составляет жизнь главного героя и изображается автором с зоркой наблюдательностью, ностальгической нежностью и порой с тонкой иронией. Писатель показывает события детской жизни, происходящие впервые, тщательно передавая психологич. состояния и переживания ребёнка: первый урок, первая любовь, первый испуг, первое разочарование, первый самостоятельный поступок, первый серьезный разговор со взрослым человеком, и т.д. Затем во внутр. мир героя вмешивается внешняя действительность. События 1917, революция, политика, история резко вступают в судьбу мальчика, стирается грань между историей и частной жизнью. В сюжет включены военные эпизоды: так, мальчик, рискуя под выстрелами, должен выполнить важное поручение в дни большевистского восстания в Киеве; он попадает в плен к бандитам, уводящими с собою его отца. Наконец, ребёнок пешком, пройдя через множество приключений, добирается до Одессы и т.д. Как отмечает Лурье, «читатель следит за его судьбой с неослабевающим волнением, кот. переносится и на людей, с которыми сталкивает маленького героя жизнь. Необходимо сказать, что в подавляющем большинстве это люди очень хорошие, благородные. Пафос человеческой доброты - едва ли не главная тональность прозы Кучерова...»

Член СП СССР с 1934.

Соч.: Поиски будущего: Роман. М., 1936; Потерянная любовь: Рассказы. Л., 1939; Служили два товарища. М., 1954; Служили два товарища. Трое, Веселые праздники: Повести и рассказ «Последняя война». Л., 1962; Ветка рыжей сосны: Повесть. Л.,1967.

Лит.: Шагалов А. Памятка участнику обсуждения книги А. Кучерова «Служили два товарища». Л., 1955; Реплика. Зачем стучать кулаками?: О повести А. Кучерова «Только раз в жизни» // Звезда. 1964. № 3; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Лурье С. Попытка вернуться. Послесл. // Кучеров А. Служили два товарища...: Повести и рассказы. Л., 1989, Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005.

С. Петрова

  • Кучеров Анатолий Яковлевич