Кучерявкин Владимир Иванович


КУЧЕРЯ́ВКИН Владимир Иванович [4.8.1948, Калининград] - поэт, прозаик.

В 1968 окончил Калининградский политехникум по специальности «техник-механик целлюлозно-бумажной промышленности», служил в армии. В 1977 закончил филологич. фак-т ЛГУ по специальности русская филология и русский яз. как иностранный. Работал монтажником (1971), стрелком вневедомственной охраны (1973–77), преподавателем русского яз. в ЛИИЖТе (1979–81), оператором газовой котельной (1981–87), торговал произведениями искусства на улице (1987–90). Занимался резьбой по дереву и игрой на трубе, участвовал в концертах авангардной музыки с С. Курехиным. С 1993 ― преподаватель английского яз. в Ин-те иностранных яз.

В 1980-е публ. стихи в ж. «Часы», «Предлог», «Митин ж.». Его перевод « Тибетской книги мертвых » (в соавт. с Б. Останиным) вышел отд. приложением к ж. «Часы» (типографское изд. ― 1991). Был членом «Клуба–81».

В 1985 поэма К. « Осеннее возникновение матери » опубл. в сб. «Круг». В дальнейшем печ. в ж. «Родник» (Рига), «Звезда Востока» (Ташкент), «Звезда» (СПб.), «Знамя» (М.).

В 1994 опубл. два поэтич. сб.: « Танец мертвой ноги » (СПб., 1994), « Вдалеке от кордона » (СПб., 1994). В 1997 сб. стихов « Дом кино », помещенный в Интернете, занял третье место на Всероссийском конкурсе сетевой лит-ры «Арт-тенета». К наст. вр. подготовил около 30 поэтич. кн. К. пишет и прозаич. тексты.

Как правило, К. называют наследником авангардной поэзии нач. ХХ в. Среди поэтов, чью традицию продолжает К., чаще всего звучат имена А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, К. Вагинова, Н. Олейникова, с кот. его роднят эксперименты с формой стихотворения, общие темы и мотивы. Начиная с традиционной силлабо-тоники, К. в зрелом тв-ве приходит к свободным размерам со сложной ритмикой, необычной звукописью. К. экспериментирует с рифмой и словообразованием. Лирич. пафос носит у К. натурфилософский характер. «Низкий», повседневный быт переплетается у К. с космической умиротворенностью.

А. Кобринский делит всё тв-во К. на две части: «стихи городские» и «стихи сельские», находя, что обэриутское начало присутствует, прежде всего, в урбанистической лирике: алогизм, грамматические и семантические эксперименты, стремление к «сути» предмета. Место действия в «городских» стихах ― городские пейзажи: обыденная суета, усталые, вечно спешащие пешеходы, метро, трамваи, окна домов. Лирич. герой К. сентиментален. Он останавливается в суете, «обчувствывает» себя и действительность вокруг. В «сельских» стихах К. преобладает гармонич. натурфилософское начало. Темы и образы К. ― природа, животные, часто насекомые. Здесь присутствует ощущение родства человека со всем миром. В попытке найти аналогии к поэзии К., к традиции, стоит обратиться к лирике Б. Пастернака и Н. Заболоцкого, к учению Франциска Ассизского и традициям восточной философии.

В 2001 опубл. сб. « Треножник » (СПб., 2001). В том же году вошел в short-list премии Андрея Белого.

В 2002 выходит сб. К. « Избранное » (М., 2002). Лирика К. вошла в антол. «Стихи в Петербурге. 21 век» (СПб., 2005) и «Актуальная поэзия на Пушкинской–10» (СПб., 2010).

Непременный участник творч. поэтич. вечеров. Один из последних состоялся в февр. 2011 г. в СПб.

Книга « До Янджоу тысяча ли » (2018) разделена на две части. Она открывается поэмой под названием « До Янджоу тысяча ли », написанной ещё в начале 1990-х. Здесь слышны отголоски событий, потрясавших страну в ту эпоху, памятные реалии погружают читателя в ностальгическую атмосферу минувших дней. Втор. часть - цикл стих. « Вахтёрские песни », созданный в последние годы.

Соч.: Стихи // Часы. 1980. № 26 (под псевд. В. Краев), 1983. № 40, 1986. № 64; Стихи // Круг: лит.-худож. сб. / сост. Б. Иванов, Ю. Новиков; вст. ст. Ю. Андреева. Л., 1985; Стихи // Митин ж. 1985. № 4, 1987. № 16, 1988. № 21, 1989. № 25, 1990. № 33, 1991. № 40, 42, 1993. № 50, 1994. № 52, 1997. № 55; Стихи // Родник. 1989. № 11; 1990. № 11; Стихи // Звезда. 1991. № 10; Тибетская книга мертвых. СПб., 1991; 1999 (совм. с Б. Останиным); Стихи // Звезда Востока. 1993. № 11/12; 1995. № 7/8; Стихи // 24 поэта и 2 комиссара: сб. СПб., 1994; Танец мертвой ноги. СПб., 1994; Вдалеке от кордона: Кн. стихов. СПб., 1994; Стихи // Самиздат века / сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. М.-Мн., 1997; Стихи // Genius loci: Сор. Поэзия М. и СПб. М., 1999; Стихи // Знамя. 1996. № 2; 1998. № 5; Китайцы. Диссиденты: Рассказы // Поэзия и критика. 1994. № 1; Треножник. СПб., 2001; Стихи // Арион. 2002. № 1; Избранное. М., 2002; Стихи // Дети Ра. 2004. № 2; Стихи // Стихи в Петербурге. 21 век. Поэтическая антология / сост. Л. Зубова, В. Курицын. СПб., 2005; Стихи // Воздух. 2006. № 4; Стихи // Крещатик. 2008. № 3; Стихи // Актуальная поэзия на Пушкинской–10: антология / сост. Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. Киев, 2009; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; В открытое окно: кн. стихов. М., 2011; До Янджоу тысяча ли. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018.

Лит.: [О Владимире Кучерявкине] // Неофиц. столица: Лит-ра. Театр, изобр. искусство, проекты, медиа / ред.-сост. А. Хлобыстин. СПб., 2000; Кузнецова А. Неостановимый авангард // Дружба народов. 2003. № 3; Кобринский А. Авангард после авангарда // Дружба народов. 2004. № 4; Новая лит. карта России: СПб.. В. И. Кучерявкин // http://www.litkarta.ru/dossier/dossier_2559/; Скидан А. Владимир Кучерявкин. Треножник // Новая русская кн. 2002. № 1; Шифрин Б. Обнаружить нечто простое // Кучерявкин В. Избр. М., 2002; Урицкий А. Остановиться, оглядеться... // Дружба народов. 2003. № 9. Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003.

А. Вичкитова

  • Кучерявкин Владимир Иванович