Кудряшева Аля


КУДРЯ́ШЕВА Аля (Алина Кирилловна) [10.11.1987, Л-д] - поэт.

Закончила Аничков лицей (2004), затем филологич. фак-т СПбГУ по специальности «Теория языкознания» (2009), аспирантуру Европейского ун-та.

Стихи пишет «лет с четырех, а осмысленно - лет с одиннадцати» ([Инт.] «Я начинаю считать со ста, жизнь моя - с единицы...» // СПб. ун-т. 2008. № 3). В 2003 приняла участие в поэтич. конкурсе «Новые имена», стихи были опубл. в сб. «Новые имена Петербурга» (СПб., 2003). Участвовала в поэтич. конкурсе «ПОЭТому», проводимом в СПбГУ (2006 - 1 место в двух номинациях; 2007 - 1 место в четырех номинациях), бардовских фестивалях (фестиваль юношеской песни «Зимородок», лауреат фестиваля «Второй канал» в 2005).

В 2003 начала вести в Интернете «Живой Журнал» (под ником Izubr), в кот. размещает только стих. тексты. Стихи К. размещены на самых разнообразных сетевых ресурсах (стих. « Я работаю солнечной батареей... » и мн. др. ). Комментарии в блогосфере к стихам К., как правило, однотипно восторженны. Д. Румянцев (поэт, арт-директор клуба «Книги и Кофе») 30 апр. 2008 поместил в ЖЖ пост «О популярности К.»: «Объяснение в стиле “это просто гениальные стихи - поэтому популярны” меня мало устроило. <…> …Должна же быть какая-то особенность поэтики, на кот. так рьяно откликнулся просто читатель. <…> Такая популярность объясняется двумя основными причинами. Во-первых, эти стихи “безкультурны”. Никаких отсылок к библии, мифам, философам, писателям, поэтам и т.д. Интертекст отсутствует как факт. Только непосредственные переживания. Вся “актуальная” волна отдыхает <…> Во-вторых, поэзия К. очень подробна и прозаична. Она буквально “разжёвывает” каждую эмоцию, каждое событие. До мелочей». Сама К. оценивает свой лит. успех в сходных выражениях: «Я очень обычный человек и пишу про очень обычные штуки. И всем нравится - будто бы про них» ([Инт.] ЖЖгучие стихи от редкого зверя // Новая газ. 2008. № 38).

В окт. 2007 А. Житинский выпустил в изд-ве «Геликон Плюс» сб. стихов К. « Открыто » (перв. тираж в 500 экз., несколько допечаток): «Предложение …выпустить ее книгу я сделал, прочитав всего пару стихотворений. Сомнений не было, что имею дело с совершенно неординарным случаем. <…> У нее есть главное, чего нет у огромного большинства нынешних поэтов, даже очень хороших, - свой читатель, не пишущий стихов. Не цеховой читатель. И таких читателей с каждым днем все больше» ( http://maccolit.livejournal.com/668601.html ). Издатель полагает, что эта книга стала «этапной для молодой русской поэзии» –– своего рода «осиновым колом…, вбитым в могилу постмодернизма» ( http://maccolit.livejournal.com/679417.html ).

Бурно обсуждаемая в интернет-сообществе, поэзия К. получила на удивление мало откликов в офиц. печ. В. Топоров весьма сдержанно оценивает поэзию К. как « довольно обаятельные стихи», своего рода «вальсок». Тогда как Д. Быков, подводя итоги 2007 лит. года, отметил: «Она бывает и вторична, и чрезмерно экзальтирована, и порой “с усердием вламывается в открытые двери”, но отрицать ее удивительный талант невозможно. Велик соблазн умилиться, как умиляются ее бессчетные поклонники в ЖЖ, - ограничимся лишь констатацией, что во всей генерации нынешних студентов свой голос есть у нее одной…». По мнению Ю. Архипова, «об­ре­те­ние соб­ст­вен­но­го голоса, ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­чер­ка» К. дано «как буд­то от Бо­га»: даже в самых ранних ее стихах «ни­ка­кой не­зре­ло­с­ти», есть в них «ка­кой-то но­вый звук, яв­ная со­вре­мен­ность» - «го­лос по­ко­ле­ния, сно­ва по­тя­нув­ше­го­ся к все­выш­нему и ни в чём не уве­рен­но­го». Рассуждая о совр. поэзии, вышедшей из блогосферы, А. Мерзлякова замечает, что стихи К. («камерные», «по-своему ироничные и глубокие, часто - по-взрослому болезненные, реже - по-детски солнечные и трогательные») «не имеют возраста, потому что в каждом из них работает обнажённый душевный механизм, кот. есть и у влюблённой девушки, и у скупого банкира, и у торговца пельменями». Опубликованная в педагогич. газ. «Первое сентября» ст. Т. Алексеевой рассматривает поэзию К. как юношеские стихи, напис. «не для читателей, а про них», произрастающие «из того опыта, кот. знаком каждому»: «сиюминутного потока чувств», «состояния расширяющегося пространства», «острой нежности и нужды в другом, яростной потребности поделиться».

Особый способ записи стих. текста –– «в строчку», без разбивки на строфы –– позволил А. Вейцману назвать произведения К. «поэтической прозой», однако это определение нельзя признать вполне верным: стихи К., органично сочетающие высокий стиль со сленгом и компьютерным вокабуляром, напис. классич. размерами. Д. Быков замечает, что «у этого способа письма есть и преимущества - органика, снижение пафоса, сюжетность», однако при этом «возникает соблазн многословия и самоподзавода, с кот. молодому автору особенно трудно бороться».

В 2010 вышла аудиокнига К. «Три, два, один» (изд-во «Контент-медиа») - 35 стих. в авторском исполнении, для каждого из кот. написана оригинальная музыка: «в каком-то треке можно услышать классические нотки, в каком-то рок-н-ролльные басы и гранжевую гитару, а какие-то стихотворения звучат с типично британским акцентом в музыкальной подаче, потому что читаются под трип-хоп» ( http://contentmedia.ru/books/poetry/tridvaodin/ ). Текст « Мама на даче, ключ на столе…» сопровождается музыкой лидера популярной рок-группы «Сплин» А. Васильева.

Соч. : Открыто: Стих. СПб., 2007; Три, два, один: Аудиокнига. М., 2010.

Лит. : Елисеев Н. Писатель-издатель // Эксперт Северо-Запад . 2007. № 34; Быков Д. Лит-ра отдувается за все // Дружба народов. 2008. № 1; Обыденкин А. ЖЖгучие стихи от редкого зверя // Новая газ. 2008. № 38; Ронге Е. Izubr и «опасные вещи» // drugaya.ru. 2008. 5 нояб. ( http://www.drugaya.ru/content/doc1088.html ); Архипов Ю. В сонате одни бемоли // Лит. Россия. 2009. № 29; Вейцман А. Стороны cвета (Нью-Йорк) // Знамя. 2009. № 10; Сопова А. «Открыто» Али Кудряшевой: Неженская девичья поэзия // Интернет-изд. «Татьянин день» ( http://www.taday.ru/text/218189.html ); Топоров В. Поэтич. конкурс. Дневник члена жюри Григорьевской премии. Часть 4-я // Прочтение ( http://prochtenie.ru/index.php/docs/5820 ); Мерзлякова А. «Глаголом ЖЖечь сердца людей»: Два слова о совр. поэзии, вышедшей из блогосферы // Новая университетская жизнь: газ. Сибирского федерального ун-та. 2010. № 19; Новоселова Ю. Наизусть // Филолог: ж. Пермского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 11; Алексеева Т. Юность - не возраст // Первое сентября. 2010. № 4.

С. Друговейко-Должанская

  • Кудряшева Аля