Кудряшова Лариса Пахомьевна


КУДРЯШО́ВА Лариса Пахомьевна [26.5.1954, г. Даугавпилс] - поэт.

Родилась в Латвии в православной семье. Мать служила при храме и пела в церковном хоре, владея грамотой крюкового знаменного пения. Дед - сельский священник. Дядя - священник и иконописец, другой дядя - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), нынешний предстоятель Латвийской Православной Церкви.

Закончила фак-т русского яз., лит-ры и истории Даугавпилского пед. ун-та. Работала учителем, библиотекарем, корреспондентом газет и информагентства «Baltic News Service».

Стихи писала с детских лет. Перв. публикации - в 1989 в даугавпилских газ. «Авангард» и «Динабург». Печ. в латвийской периодике. Первые кн. - « Серебряный дождь » (1991) и « Звездная ворожба » (1992). С 1992 по 2003 - член СП Латвии. Занималась активной лит. и общественной деятельностью по сохранению и укреплению русской культуры в Латвии, участвовала в создании и работе Балто-славянского об-ва и отделения СП Латвии в Даугавпилсе. Была организатором, составителем и участником альманаха поэтов Латгалии, пишущих на русском и др. славянских языках, - «Дни поэзии». Русская Православная Церковь в Латвии издала кн. стих. К. « Свет святого Валаама » (1999).

В 1993 К. вышла замуж за петербургского православного писателя и публициста В. П. Филимонова. Участвовала в работе об-ва православных писателей СПб. С 1998 постоянно живет в СПб.

Стихи К. публиковались в газ. «Софийский собор», «Православный Санкт-Петербург», «Горница», «Лит. Петербург», «Православие и жизнь», «Виноградная лоза», «Вечерний звон», «Русское слово», «Православная жизнь», «Ковчег»; в ж. «Собеседник православных христиан», «Духовный собеседник», «Славянин», «Новая книга России», «Марфа и Мария», «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Православие или смерть», «Сербский крест», «Первый и последний», «Родная Ладога», «Вологодский Лад»; в лит.-худ. альм. «Русский мир», «День русской поэзии»; «Линтула» в колл. сб. стих. «Трио», «Дорога», «И праздник Рождества, и праздник Воскресения».

В предисловии к перв. изданному в СПб. сб. « Предстою перед Господом » (1999) прот. Георгий Митрофанов писал: «Лишенные религиозно-общественной “злобы дня” и чуждые харизматически-агитаторского нравоучительства, стихи Ларисы Кудряшовой исполнены глубокого религиозного содержания и заключены в аскетически сдержанную и художественно-отточенную форму. Лиризм этих стихов лишен как псевдо-православного залихватского “я”-чества, так и лукаво скрывающегося эстетского индивидуализма».

Поэзия К. - выраженное в стихах сознание русского православного человека на рубеже столетий. Она отражает реалии, привычные для верующего православного человека. Исповедуемая поэтессой «желанная святая ясность» находит воплощение в простой, прозрачной форме, в осмыслении истин Священного Писания, заветов святых отцов. Практически во всех стих. К. присутствует лексический ряд: Господь, Божия Матерь, Святая Русь, святые, благодать, Божья милость, душа . Валаамскому монастырю, преп. Серафиму Вырицкому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской посвящены отдельные циклы стих.

Гл. ценности для православного сознания лежат за пределами видимого бытия. Стихам К.чуждо половодье чувств, борение страстей, мучительный поиск истины. Их можно произносить в молитве, перед иконой. По словам критика, «стихам Ларисы, порою лирично-женственным и трогательно открытым, порою строгим и скупым в выражении чувств, присуща четкость и ясность мысли, острота зрения. Ко всему этому - афористичность высказываний, концентрация энергии заключительных строк, в кот. предвестие грядущих испытаний и обретений. Поэтесса очень тонко владеет чувством ритма, кот. ярко отражает настроение» (В. Мицкевич).

У К., что редкость для женской поэзии, отсутствует чувственная, любовная лирика. Даже в цикле стихов « Серебряный дождь », посвящ. избраннику сердца, герой воспринимается в контексте вечности, надмирного полета, колокольного звона. В стих. « Моя нечаянная радость », видя в своем любимом опору, «доброго ангела», поэтесса обращается с благодарностью, тем не менее, не к нему, но к Создателю, кот. даровал ей эту радость.

Подчеркнуто отвергнуты ценности преходящей жизни, и кредо лирической героини смыкается с монашескими обетами: «У земного огня - не согреться, / Не насытиться хлебом земным! / Мне б от этого мира отречься, / Покоряясь законам иным. / Позабыть все земные желанья…». Сквозная тема К. - ненадежность земных утех: «Слаще радости земной - / Предвкушенье, ожиданье. / Мы усердно строим зданье / На песке - перед волной». Окружающий ее мир «хрупок, обманчив и зыбок». Мощному притяженью «грешной, суровой земли» противостоит притяженье Небес.

В ранних стихах лирич. героиня К. любуется «листьев огненных жаром» или тем, как «Листьев рыжая медь / За окном колобродит» (1986). В зрелом тв-ве подобные яркие поэтич. тропы воплощаются в ясной, чеканной строфике, точно выверенной ритмике, как в строках: «Русские глубины / Не достать до дна. / Красная рябина, / Словно Купина», или в описании покаянного настроения: «А душа заплуталась средь пут / Облеклась в плотяное тряпье. / Тихо плачет, предчув, ствуя Суд, / Божий Ангел - хранитель ее».

Стихи К. являют обилие удачно найденных метафор, олицетворений, аллегорий: «Душа омоется слезами, / Как остров ладожской волной»; «Время летит то стрелою, то коршуном»; «На стыках бездн неумолимо зреет / Нечаянность последнего суда»; «Время капает со стрелок, / Испаряясь на лету»; «За моим, за грешным окном / Неба рваная полынья»; «Как вдруг нежданно и нечаянно / Апрель вспорхнул из-под небес»; Ночной туман на мягких лапах / Крадется тихо по траве»; «А слова, словно слепок души, / После нас на земле остаются».

Центральными в зрелой поэзии становятся эсхатологич. мотивы: наступает «Последний срок. Последний век». Россия предстает как страдающая, израненная, одолеваемая силами тьмы, но все еще богохранимая страна. В прошлом - «Куролесит дикое столетье. / Покидая землю навсегда»; в настоящем - «Скованный страшным обманом / Дремлет великий народ»; в будущем - «Какой нам срок для осмысленья дан? Тьма держит мир своей когтистой дланью». Поэтесса воспринимает современность как время напряженной духовной брани, противостояния злу, жертвенного стояния за Истину - что видно уже из названий ее сб.: « Время исповедания », « Предстою пред Господом ».

По мнению И. Трофимова, в стихах К. «отражается наша печаль и наша надежда. В этих стихах - наша жизнь, ее приметы: от первого снега трагического 1991 года до “волчьей” жестокости, все резче утверждающейся в сегодняшнем обществе. Дискомфорт бытия, дискомфорт быта, неприятие мира (не Божиего - людского!) и исходящая из этого непримиримость. Лариса Кудряшова не требует, не негодует, не настаивает. Ее социальность вовсе не несет в себе громкого гражданского пафоса. И вместе с тем в ней достаточно сопротивляемости, того фундаментализма национального и религиозного, кот. в отдаленные времена оборачивался горящим срубом Аввакума». Поэтому К. не теряет веры в торжество Света: «В поэзии Ларисы Кудряшовой сквозь драматизм нашей сегодняшней жизни прорывается светлый луч. Эти стихи, как вздох печали, и вздох надежды. Они проникают в душу читателя и помогают стать добрее, чище, вернуть в наш черствый, обезумевший мир, человеческое и, более того, - Божеское» (В. Мицкевич).

В книгах лирики « От Рождества до Воскресения » (2013), « Навстречу Пасхе » (2015) К. размышляет о русской поэзии, являющей в своем лучшем выражении «спасительную неотмирность слова», о назначении и судьбе поэта, участь которого - «быть одиноким средь людей», и в то же время «счастливым, потому что ему доверено “чудо из чудес – творить слова, в венок сплетая звуки”. И если луч Божий коснется этого делания, тогда “Зовет, ласкает, плачет, говорит / Из сердца прорастающее слово”. Именно такой и является поэзия Ларисы Кудряшовой. В ее стихах блестяще сочетаются вырастающий из традиции русской литературы художественный вкус и просветленный искренней и смиренной верой религиозный опыт» (В. Филимонов).

В 2015–18 К. опубликовала на Интернет-ресурсах цикл статей, рассматривающих русскую лит-ру в свете традиций православия: «“ Там русский дух, там Русью пахнет!” (В чем величие русской литературы?) », « Русская классическая литература глазами веры », « Агония современной антикультуры », « Должна ли поэзия быть аполитичной? », « Во дни печальные Великого поста... », « Идеологическая диверсия против русского духа », « Язык есть живой доступ к духу народа... » и др. Размышляя о поэзии, К. видит в ней «самую удивительную и таинственную область художественного слова. Она создается сердцем и обращается к сердцу. <…> И если талант - инструмент, врученный человеку Богом, то что на нем исполнит обладатель этого дара, зависит только от него самого: что сумело увидеть его сердце, что накопила его душа. Этому внутреннему созерцанию, этому соответствию поэт учится всю жизнь» (инт. газ. «Православный крест»).

Стихи К. переведены на латышский яз. Хелмой Хансоне. Песни на стихи К. исполняют Игорь Петров, Ирина Скорик, Юрий Жеринов, Елена Борель.

Лауреат Всероссийской лит. премии им. св. блгв. князя Александра Невского (2016). Удостоена награды РПЦ - медали преподобномученицы Марии Гатчинской «за литературные труды во славу Божию» (2017).

Соч. : Свет Святого Валаама. Рига, 1999; Предстою пред Господом. СПб., 1999; Между ранним и поздним дождем. СПб., 2003; Время исповедания (в соавт. с В. Филимоновым). СПб., 2004; От Рождества до Воскресения. СПб., 2013; Навстречу Пасхе. СПб., 2015; «Всякое дыхание да хвалит Господа!.. Может ли искусство быть нейтральным?..» / беседа с Л. Кудряшовой корр. газ «Православный крест» А. Федина // http://ruskline.ru/analitika/2015/13/30/vsyakoe_dyhanie_da_hvalit_gospoda ; страницы в Интернете: http://serafim.com.ru/site/nstr_L_K-stihi-2016.html ; http://ruskline.ru/author/k/kudryashova_larisa_pahomevna

Лит. : Митрофанов Г., прот. [Предисл.] // Кудряшова Л. Предстою пред Господом. СПб., 1999; Герасимов Ю. [Предисл.] // Там же; Бороздкина О. [Послесл.] // Филимонов В., Кудряшова Л. Время исповедания. СПб., 2004; О поэзии Ларисы Кудряшовой (И. Трофимов, В. Мицкевич, Ю. Герасимов) // Кудряшова Л. От Рождества до Воскресения. СПб., 2013; В. П. [Филимонов В. П.]. О милой, родной Руси. Тв-во Ларисы Кудряшовой // О книге петерб. поэтессы Ларисы Кудряшовой «Навстречу Пасхе» // Русский Вестник. 2015. 13 марта.

А. Любомудров

  • Кудряшова Лариса Пахомьевна