Кугель Александр Рафаилович


КУ́ГЕЛЬ Александр (Авраам) Рафаилович (псевд.: А. К-ль, А. К-ель, Н. Негорев, Квидам, Homo novus, Н. nov. - и различные производные от них) [14(26).8.1864, Мозарь, Белоруссия - 5.10.1929, Л-д, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.] - журналист, театр. критик, мемуарист, драматург, режиссер.

Родители К. были остаточно образованы и тяготели к русской культуре. Отец - Рафаил Михайлович - раввин; организовал первую в городе типографию. Его жена - Бальбина Наумовна - устроила русскую школу для еврейских детей, в кот. учились поначалу и братья Кугели. Позже они продолжали учебу в Черниговской гимназии, после окончания кот. поступили на различные фак-ты СПб. ун-та. Александр предпочел юридический (оконч. в 1886). В те годы он увлекался такими лит.-философск. течениями, как нигилизм, позже - пессимизм. Но главным его увлечением стал романтическо-ироническая поэзия Г. Гейне. В своих публицист. статьях К. пытался привлечь интеллигенцию «участвовать в смене политической обстановки в России, призывал заставить “сфинкса русского самодержавия” обратить к демократическим порядкам». Но его призывы не достигали цели и вскоре наскучили К. Тем более, что в нем росла любовь к театру, хронику развития кот. К. вел в небольших газ. В конце концов именно театр стал его гл. любовью.

Печ. в серьезных изд. начал в 1882. Писал фельетоны и рец. на спектакли в газ. «Русь», «День», «Петерб. газ.», «Биржевые ведомости», «СПб. ведомости» и проч. Лучшее, что у него в те годы появлялось в прессе, собрал в первые сб. « Без заглавия » (1890) и « Под сенью конституции » (1907).

Женился на актрисе театра Лит.-худож. общества З. В. Холмской (Тимофеевой; 1866–1936). В 1897 они создали ж. «Театр и искусство», ставший вскоре лучшим театр. ж-лом России (выходил до окт. 1918, еженедельно, 52 номера в год). Поначалу часть ж. отводилась разного рода беллетристике. Но в 1903 К. отказался от прозы и перевел ее в журн. приложение «Библиотека ж-ла “ТиИ”», где основу составили русские и переводные пьесы, вошедшие в репертуар театров и еще не востребованные, а также театр. мемуары. Др. приложением стал «Словарь сценических деятелей» (вышло 16 вып. - до буквы «М»). Мн. места в ж-ле занимала «Хроника», где рассказывалось о провинциальной и зарубежной театр. жизни. К. не только редактировал мат-лы, поступающие в ж., но и едва ли не в каждом номере помещал свои «Заметки» - рец. на премьеры или тексты пьес. В 1124 номерах «ТиИ» можно насчитать более 1100 его ст. Печ. и в др. повременных изд.

Во главу театра и спектакля К. ставил артиста. «Актер имеет радости настоящего, - считал он, - а печать создает ему славу в потомстве. Театральный же критик не имеет настоящего, и наш долг, по крайней мере, отвоевать ему угол в истории». Появившиеся в кон. ХIХ в. режиссеры, по ощущению К., только вносили несуразицу в театр. действо, нарушали естественность поведения персонажей. Режиссеры, считал он, нужны лишь плохим артистам, таланты же сами сыграют так, как требует автор. Не принял К. вначале и спектакли МХТ, гастролировавшего в 1901 в СПб. «Будучи “старовером” в вопросах театра, - характеризовала К. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, - и считая самым существенным на сцене актерскую “смелость, яркость и силу, т.е. способность экспрессии и выразительности”, Кугель горячо выступил в конце прошлого века против “символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре”, кот., по его мнению, “совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности”. Резко отрицательно относясь к “новым течениям” в театральной жизни». И тем не менее, на страницы ж. «Театр и искусство» беспрепятственно допускались статьи оппонентов К.

29 февр. 1908 в М. артистом МХТ Н. Балиевым был открыт театр пародий «Летучая мышь», завоевавший популярность у зрителей. Театр. клуб СПб., находившийся в б. особняке З. И. Юсуповой на Литейном, где был театр. зал, решил создать подобный театр-кабаре. Был объявлен конкурс. Победителями оказались двое - «Лукоморье» Вс. Мейерхольда и «Кривое зеркало» К. и З. Холмской. Было решено устроить открытие и просмотр театров 5 дек. По жребию первым - с 20 до 24 ч. - должен был выступать театр «Лукоморье», а с 24 до 3-х ч. - «Кривое зеркало». Спектакль Мейерхольда провалился, а спектакль «Кривого зеркала», на удивление самих создателей, имел шумный успех. У К. появилась возможность высмеивать нелепости и штампы постановок спектаклей всех жанров - от трагедий до балетов - не только в рец. и фельетонах, но и в пародийных миниатюрах на сцене. «Фирменной маркой» театра стала пародия на постановку опер - «Вампука, принцесса африканская», созд. по фельетону М. Н. Волконского, опубл. еще в 1900 с подзаг. «образцовое либретто для оперы», музыку к кот. написал композитор В. Г. Эренберг. С тех пор театр не знал поражений, а само слово «вампука» стало нарицательным. Весной 1909 театр побывал на гастролях в М., где его ждал оглушительный успех. Вскоре труппа перебралась в помещение Екатерининского театра у Львиного мостика, где проработала до 1918.

Свои взгляды и мысли на природу театра и актерства К. хотел систематизировать в серии книг, но работу над ними прервала Первая Мировая война и последующие события в России. В 1920–24 К. был призван возглавить Пг. Акад. театр драмы (Акдрамы). А в 1922-м он попытался восстановить с остатками прежних артистов и репертуара «Кривое зеркало». Но иным уже был театр и другими были зрители.

В 19 мая 1926 в МХАТе была поставлена пьеса К. « Николай I и декабристы » (иногда пьесу наз. « Декабристы и Николай I », иногда соавт. К. наз. К. Тверского или пьесу считали инсценировкой романов «эмигранта Мережковского»). Подводя итоги моск. театр. сезона 1925/26, А. Луначарский писал, что «будет привлекать публику совсем бегло написанная, даже не пьеса, а скорее серия картин, “Декабристы и Николай I” Кугеля, где Качалову удалось дать незабываемую фигуру Николая I» (Известия. 1926. 20 июня). К слову: этой ролью В. Качалов отметил свое 50-летие.

Уже после смерти К. вышла его кн. « Профили театра » с предисл. наркома просвещения. Луначарский писал, что совр. театру требуются «два условия: талантливость и чуткость критика и, во-вторых, комментирование именно таких театральных явлений, кот. далеко еще не умерли для нас и влияние кот. сказывается и на нашем сегодня. Именно этими качествами обладает книга Homo novus'а, недавно скончавшегося Александра Рафаиловича Кугеля - “Профили”». Далее Луначарский высказывался так: «У книги есть один большой недостаток - она не марксисткая… Александр Рафаилович был человеком в высшей степени передовым, но с индивидуалистически-анархическим оттенком».

Иную оценку жизни и тв-ву К. дал в некрологе его коллега и соратник, писавший под псевд. Исламей: «Тонкий знаток театрального искусства, человек с большой общей культурой, великолепный мастер слова, компетентный судья актерской игры, неутомимый и ярый защитник в печати интересов актерской братии, А. Р. Кугель завоевал основанному им журналу огромную популярность среди актерских кругов. Имя Кугеля хорошо было известно во всех самых отдаленных уголках старой России. <…> Отходя постепенно от активного участия в строительстве нового театра, А. Р. Кугель все чаще и чаще стал обращаться к мемуарной литературе, и в этой области его литературное мастерство, его огромная эрудиция и неисчерпаемый собственный опыт сослужили большую службу. Можно только пожалеть, что А. Р. Кугель не использовал до конца накопленный им ценнейший материал, относящийся к истории театра и актерского искусства» (Жизнь искусства. Л., 1928. № 42).

Вторым браком был женат на Вере Константиновне Маркович (урожд. Ковалевой), переводчице и драматурге, писавшей в т.ч. для «Кривого зеркала».

Архив: ПД, ф. 686, 1000 д., 1860–1960; ЦНБ СТД , 42 ед. хр., 1906–18 (см. также Кугели А. Р. и В. К. ).

Соч.: Без заглавия. СПб., 1890; Театральное эхо. «Чайка» Антона Чехова // Петерб. газ. 1896. 18 и 19 окт.; Петербургские газеты. Новые формы // Там же. 20 окт.; «Дядя Ваня» // Театр и искусство. 1898. № 31; Театральные заметки // Там же. 1900. № 8; Театральное эхо. «Три сестры» // Петерб. газ. 1901. 2 март.; Заметки о МХТ / Театр и искусство. 1901. № 9; «Ипполит» // Петерб. газ. 1902. 15 окт.; Хроника театра и искусства // Театр и искусство. 1902. № 48; Театральные заметки // Там же. 1904. № 3; Александринский театр // Там же. № 7; Грусть «Вишневого сада» // Там же. № 12; 13; Заметки о МХТ // Там же. № 15; Драматический театр // Русь. 1906. 6 (19) дек.; Под сенью конституции. СПб., 1907; Маску долой // Театр и искусство. 1907. № 7; Спектакли Моск. Худож. театра // Русь. 1908. 20 апр.; Театральные заметки // Театр и искусство. 1910. № 47; 1911. № 47; № 48; Томмазо Сальвинии // Летопись. 1916. № 1; Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3; 1917. № 10/11; № 44/45; Утверждение театра. М., 1922; Лит. воспоминания (1882–96). Пг.-М., 1923; Театр. портреты. Пг.-М., 1923; Случайные заметки // Театр и музыка. 1923. № 25; По поводу постановки «Леса» // Рампа. 1924. № 15; Листья с дерева. Воспоминания. Л., 1926; Тени театра. Л., 1926; Ю. Юрьев. М.-Л., 1927; В. Качалов. Жизнь и тв-во. М.-Л., 1927; В защиту // Жизнь искусства. 1927. № 3; Профили театра / Предисл. и ред. А. В. Луначарского. М., 1929; Старая театр. Москва / В соавт. с В. М. Дорошевичем. М., 1929; Русские драматурги. Очерки театр. критика. М., 1933; Заметки (1918) // «Горе от ума» на русской и сов. сцене: Свидетельства современников. М., 1987; Театр. критика. 1917–27: Проблемы развития. Л., 1987; По поводу постановки «Леса» (1924) // Мейерхольд в русской театр. критике: 1920–38. М., 2000; Театр - заметки (1923) // Моск. Худож. театр в русской театр. критике: 1919–43. Ч. 1. М ., 2009; Театр и искусство: Еженед. илл. ж. в 40 тт. Репринтное изд. 1897–1918. СПб., 2013.

Лит.: Загорский М. Из театр. впечатлений // Новый зритель. М., 1926. № 22; О. Б. [О. Брик]. «Николай I и декабристы» // Наша газ. М., 1926. 16 июн.; Пильский П. Роман с Театром. Рига, 1929; Луначарский А. Из личных воспоминаний // А. Р. Кугель. Русские драматурги. М., 1933; Холмская З. Мемуары о «Кривом зеркале» // Рабочий и театр. Л., 1937; Янковский М. Вст. ст. и прим. к кн.: А. Кугель. Театр. портреты. Л., 1967; Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969; Герасимов. Ю. Театр. критика с 1890-х до 1917 // Очерки истории русской театр. критики. Кон. ХIХ - нач. ХХ в. Л., 1979; Холмская З. Театр «Кривое зеркало» (Из мемуаров) // Театральный ж. СПб., 1994. № 5; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–17. М., 1995; Евреинов Н. В школе остроумия. М., 1998; «Кривое зеркало» // Эстрада России. ХХ век: Энц. М., 2004; Биневич Евг. Пародийные театры // Биневич Евг. Карикатуристы идут в театр. СПб., 2011.

Евг. Биневич

  • Кугель Александр Рафаилович