Кукин Юрий Алексеевич
КУ́КИН Юрий Алексеевич [17.7. 1932 , п. Сясьстрой Волховского р-на Лен. обл. - 7.7. 2011 , СПб., похоронен на Южном кладб.] - поэт, музыкант, бард .
Окончил с отличием Лен. гос. ин-т физич. культуры им. П. Лесгафта (1954). До 1973 жил в Петродворце , работал тренером по фигурному катанию в детских спортивных школах Петродворца, Ломоносова , Л-да.
Р. Рублев: «Узкая его специальность - фигурное катание, а так как в то время в Ленинграде еще не было искусственного льда, то его работа носила сезонный характер. Непоседливый бродяга, он не мог оставаться дома в Ленинграде летом, когда его работа заканчивалась, и старался наняться куда-нибудь в геологические партии простым рабочим. В одной из таких партий ему посчастливилось встретиться с геологами – страстными гитаристами, любителями пения у костра. Сам Кукин тогда и не помышлял о сочинении песен или игре на гитаре, но ребята так красиво и слаженно пели, песни их были настолько романтичны, что Кукину самому захотелось сочинять. Когда геологи добрались до конца маршрута, они попали в небольшой поселок, окруженный сказочно красивыми горами. Здесь Юрий написал свою первую песню “ Горы слева, горы справа ”».
Неск. полевых сезонов (с 1963 по 1966) работал техником-геофизиком в геологич. партии, участвовал в геологич. экспедициях в Горную Шорию , на Камчатку , Дальний Восток , Памир .Уже в юности увлекался музыкой - играл на барабанах в местной джаз-группе. Во время учебы в ин-те сочинял тексты для студенч. капустников. С 1948 начал пис. собств. песни и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Одна из перв. песен «Зной, пески лежат, как океан...» на муз. Дюка Эллингтона «Караван» напис. им для джаза в 1946. Мн. из песен К. получили широкую популярность в среде туристов, геологов. Со временем К. стал участником различных конкурсов, фестивалей, таких как Конкурсы туристской песни в М. ( 1966 , 1967), в Л-де ( 1965 , 1968 ), Зелёной Гуре ( Польша , 1973 ) и мн. др.
«Ну а потом зимой я продолжал работать тренером по фигурному катанию на коньках, и меня окружали люди кот. не интересовали ни мои таежно-дорожные приключения, ни песни по этому поводу. Их было много, это были дети возраста 6–7 лет, в общем, человек 500! и 1000 их бабушек, по две на каждого. Они их водили на каток и смотрели, как я там с ними занимаюсь. Их было много, я был один - это не могло не отразится на моей психике. Песни стали инфантильные, сказочки начались…» (К.).
Профессиональную артистич. карьеру начал в 1968: с этого времени выступал как артист от Ленконцерта , параллельно недолго работал в лен. клубе «Меридиан» инструктором физ-ры; с 1971 работал в Лен. обл. филармонии, с 1979 - в Ленконцерте, с 1988 - в Лен. театре-студии «Бенефис». Любимыми авторами-исполнителями и друзьями были Е. Клячкин, А. Городницкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий. Помимо многочисленных выступлений в разных городах страны и ближнего зарубежья К. гастролировал в США, Канаде, Германии, Чехословакии, Польше, Израиле и Франции.
В 1965 стал лауреатом Первого Лен. городского конкурса авторов и исполнителей самодеятельной песни (была отмечена песня « За туманом »), конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодежи в М. (1966 и 1967, 1-е место, отмечена песня « Париж »), Второго Лен. городского конкурса авторов и исполнителей самодеятельной песни (1967, 1 место, отмечена песня « Поезд »). Об одном из конкурсов рассказывает Р. Рублев: «Кукин получил награду за песню “Париж”. Это был конкурс антивоенных песен, и Кукин был искренне удивлен, что его песня, в кот. нет и намека на войну, была послана туда. Получилось недоразумение, потому что организаторам конкурса вздумалось выдать переживания нашего современника, грустящего о том, что он никогда в своей жизни не сможет просто взять и поехать в Париж, за переживания французского летчика из эскадрильи Нормандия-Неман».
К. напис. более сотни песен. Известен как автор популярных песен « Город», «Гостиница», «Волшебник», «Старый сказочник», «Маленький гном», «А все-таки жаль, что кончилось лето» ,«Миражи», «Тридцать лет» и мн. др. Песни К. до сего дня пользуются огромной популярностью: «Если вслушаться, то все песни Кукина написаны от лица одного и того же героя: романтика, бродяги, фантазера - ну, кто еще может мечтать в тайге о Париже или беседовать со сказочником? Вероятно, глупо отождествлять его с автором, но человек, не обладающий сам этими качествами, не смог бы написать этих песен...» (N.). Песня «За туманом» стала неофициальным гимном геологов и туристов, альпинистов и просто сидящих у костра. Однако в момент создания и она подвергалась нападкам: «И сам штампованный дух песни - легкомысленно-бродяжнический. Все куда-то обязательно едут, а куда и зачем - не суть важно. Но сколько в этих псевдоромантических текстах жалости к тем, кто не едет, а просто ходит каждый день на работу...» («ЛГ», Шкляревский). Даже Г. Горбовский, по воспоминаниям К., однажды сказал ему: «Текст твоей песни не стихи, песня плохая. Поэзия состоит из сравнений, определений, метафор, а у тебя одни глаголы, существительные и междометия, да ещё ты всё время повторяешь “а я еду, а я еду…”. Есть, правда два вынужденных определения, но оба сомнительные - первое “законченный чудак”, второе – “невозвращённые долги”, а долги надо отдавать!..».