Куклин Лев Валерианович


КУКЛИ́Н Лев Валерианович [17.8.1931, Новозыбков Брянской обл. - 22.6.2004, СПб.] - поэт, прозаик, драматург, киносценарист, публицист.

Отец (умер в блокаду, в 1942) и мать - геологи-полярники, что предопределило и выбор профессии К., окончившего (1954) Горный ин-т в Л-де и около 10 лет проработавшего геологом.

Перв. публикации (стихи) - в пионерской печ. С публ. в сб. стих. школьников - учащихся студии лит. тв-ва лен. Дворца пионеров «Первые стихи» (1947) К. не без оснований вел отсчет своего лит. стажа: романтические, еще не вполне самостоятельные строки 16-летнего старшеклассника были «сделаны» вполне профессионально.

Перв. сб. стихов - «Соседям по жизни» (Л., 1958), как и последующие («Необходимость» , 1961; «Рудник радости» , 1964) был пронизан типичной для тех лет «романтикой дальних дорог». Но для К. она не была данью моде, являлась по-настоящему органичной: большинство стихов было привезено им из экспедиций, посвящено «соседям по жизни», прежде всего коллегам-геологам - «чернорабочей интеллигенции», по меткому определению автора. Стихи К. тех лет звучат приподнято, подчас не лишены риторики («И пусть пионеры, играя зори / На наше равняются поколенье!», «Здесь вырастет город как мы мечтали», «Только молодость, только руки, и четверть земного шара в руках!»), романтических преувеличений («Помнишь? Это на северной станции было: / Запоздав на полгода к нам почта пришла...»), что не мешало им пользоваться популярностью. Аудиторию, в особенности молодежную, привлекал самый пафос открытия мира («Проверенные походной судьбою, / принеся на подошвах пыль полумира, / наконец-то мы оба вернулись с тобою, / ты - с Чукотки, я - с Памира»), привлекали живые интонации, связанные с ними необычные ритмы стихов, броская афористичность, неожиданные образы, резко выделявшиеся на общем аскетическом фоне тогдашней поэзии: «Все перепуталось в этом просторе. / Не разберешь, где быль, а где сказка. / Художник кисть окунает в море / У него кончилась синяя краска...» («Утро на море» ). Эти и подобные строки создавали К. репутацию поэта остро оригинального, самобытного, даже экстравагантного. В любовной лирике К. умел тонко передать юношескую диалектику чувств, их максимализм и чистоту: «Она любила его так, / Что боялась ходить мимо. / Вслух она сказала: “Дурак!”, / А про себя: “Любимый!” / Губами она сказала: „Пусти!”, / А сердцем: “Прижми сильнее!” / Но он уехал. Он все простил / И не простился с нею...» В более поздних поэтич. сб. (а всего К. издал более 50 кн. стихов и прозы) усилилось тяготение к традиционным ритмам, к более спокойной повествовательности, но романтич. восприятие мира долго сохранялось, хотя и становилось все более сложным. Мн. стихи, как и прежде, рождались в поездках, но теперь это были поездки литератора-профессионала (циклы стихов об Англии, Франции, Японии, поэма о строительстве БАМа и т.д.). В произведениях посл. лет все отчетливее звучат ноты тревоги за судьбы страны и мира, а подчас и разочарования в романтич. идеалах и даже «катастрофизма». Характерны названия некот. стих. из кн. «Сохранение огня» (1994): «У края пропасти» ,«Плач по Родине» ,«Плач по великому городу» ,«Плач по былому величию русской земли» . «Ты и Богом теперь не прикрыта, / Все заступники, видно, слабы... / Сколько ж можно хлебать из корыта, / Из корыта помойной судьбы?» - таким вопросом, обращенным к родной земле, завершается последняя подборка поэта, предложенная им в ж. «Нева» и увидевшая свет уже после смерти автора (2004. № 8). Неким противовесом этим мотивам выступают такие стихи, как «Иван Андреич плотничает» ,«Слово о русской печи» ,«Провинция» ,«Лен» , цикл «Вечные люди» - о Пушкине, Бетховене, Чехове, Светлове. Надежда все-таки остается, она - в людях, тружениках и созидателях, творящих и мыслящих: «Среди качков в спортивных пиджачках, / Среди путан, которых слишком много, / Мне так приятны девушки в очках... / Читают, вид­но, много... Слава Богу!»

Важной областью тв-ва К. явилось создание песен. За четверть века сотрудничества с композиторами им напис. более 250 произведений в этом жанре, в т.ч. такие популярные, как «Голубые города» ,«Качает, качает, качает...» ,«Что у вас, ребята, в рюкзаках...» и др. Песни К. получали отличия на всесоюзных и международных конкурсах, переводились на мн. яз. Им выпущен ряд поэтич. книжек для детей.

Среди прозаич. произведений К., обращенных в осн. к юношеству, ― повести «Порядок на борту» (Л., 1975), «Нам в сорок третьем выдали медали...» (Аврора. 1985. № 5), «Пара дуэльных пистолетов» (Искорка. 1987. № 1 2), «Любовь Оксаны Лунько» (Семья и школа. 1991. № 5 6), сб. рассказов «Динамитный патрон» (1984). В книге «Год лошади» (СПб., 1999) собраны работы писателя в жанре фантастики.

Перу К. принадлежат сценарии неск. худож. и докум. фильмов, наиболее изв. - «Его звали Роберт» (в соавт. с Ю. Принцевым, поставлен «Ленфильмом» в 1967), либретто опер и мюзиклов.

За годы работы в лит-ре К. опубл. более 150 очерков (в т.ч. кн. очерков «Корабли начинаются с имени» . Л., 1982), критич. и литературоведческих статей, среди кот. выделяется работа о незаслуженно забытом В. Шершеневиче - «...но ведь я поэт - чего ж вы ждали?» (Вопросы лит-ры. 1991. № 9 10). Полемическая ст. «Гидропонная поэзия» , посвящ. тв-ву И. Бродского (Нева. 2001. № 1), вызвала негативную реакцию ряда литераторов - см., напр., резкую отповедь А. Рубашкина (Ося, Иосиф, Иосиф Александрович... // Звезда. 2001. № 5).

К. выступал как составитель ряда сб. и антологий, среди кот. наиболее значительны «Кибернетический Пегас. Наука и фантастика в русской и сов. поэзии» (Л., 1989), «XX век в эпиграммах от А до Я» (СПб., 2002), «Мысли в рассрочку» (Собр. афоризмов. Т. I. СПб., 2004) и «Мысли взаймы» (Собр. афоризмов. Т. II. СПб., 2004), «Вечный полдень любви: Четыре века русской эротической поэзии» (СПб., 2005).

Соч .: Какого цвета луг?: Стихи. Л., 1967; Кто работает для вас?: Песни. Л., 1967; Цирк зверей. Л., 1968; Зеленая планета: Новая кн. стихов. Л., 1969; Антенна: Кн. новых стихов. Л., 1970; Дядя Бим и дядя Бом: Веселые стихи для детей. Л., 1971; Дедушкин праздник: Рассказ. Л., 1971; Кто сильней?: Стихи. Л., 1971; Ни пуха, ни пера!: Песни. Л., 1972; Имя-отчество: Стихи. Л., 1974; Кто как одет? М., 1975; Зов: Стихи. М., 1977; Я верю: Стих., песни. Л., 1977; Путешествие по квартире: Стихи. Л., 1977; Когда мы станем взрослыми: Стихи. Л., 1979; Ромашки на кармашках: Повесть. М., 1979; Горожане: Книга новых стихов. Л., 1980; Операция «Снег»: Рассказы. Л., 1984; Моя анкета: Стих. разных лет. Л., 1984; Прямой взгляд: Стихи. Л., 1986; Диалог: Стих. разных лет. Л., 1988; Несколько школьных «почему?»: Раздумья о воспитании. Л., 1989; Автострада: Кн. новых стихов. Л., 1991; Стружки лирики: Стихи. СПб., 1997; Эпиграммы и шутки. СПб., 1997; Микроэпохалки: Эпиграммы, иронизмы, шутки. СПб., 1999; Соч.: В 3 т. СПб., 2002; Рисунки на потолке: Стихи для детей. СПб., 2005; О любви: Стихи. СПб., 2006; В нас вечно музыка жива: Песни на стихи Л. Куклина. СПб., 2006; Литература - это интересно: Занимательное литературоведение. СПб., 2006.

Лит .: Куклин Лев Валерианович // Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Фрадкина Е. Лев Многоликий // Нева. 1999. № 9; Иордаке Э. Языковладельцы // Нева. 2002. № 2; Фоняков И. Стихи конца века // Нева. 2004. № 2; Никольский Б. Прощальное слово // Нева. 2004. № 8.

И. Фоняков

  • Куклин Лев Валерианович