Кульбуш Екатерина Андреевна
КУ́ЛЬБУШ Екатерина Андреевна [19.1.1961, Л-д] - поэт.
Мать - детский врач; отец оставил семью, узнав, что его дочь родилась слепой. По окончании средней школы, К. закончила ЛГПИ им. А. И. Герцена, фак-т дефектологии с красным дипломом. По окончании ин-та работала учителем в школе для слепых, занималась науч. работой, неск. лет жила в Англии. Позднее - менеджер по продаже мед. оборудования.
Член СП России (с 1999), лит. мастерской Ю. Шестакова и ЛИТО В. Лейкина, пост. автор альм. «Царское Село», «Гармония» «Русский мир», «Рог Борея» «День поэзии», «Окно», «Синий апельсин», «Всерусский собор», стихи К. печ. в газ. «Лит. Петербург», ж. «Нева».
Стихи нач. сочинять в 4 года (сохранились сделанные бабушкой записи), посещала детское ЛИТО «Дерзание» при лен. Дворце пионеров, но никогда не считала своё увлечение поэзией серьёзным занятием, поэтому впервые опубл. стихи К., напис. на заказ, «Знаки зодиака» в кн. С. и В. Веташей «Искусство астрологии» в 1994. Перв. сб. стихов «Мечты и звуки» был издан в 1997 (в сб. имеется ссылка на то, что назв. заимствовано у Н. Некрасова), этим К. подчёркивает и свою преемственность по отношению к классич. лит-ре, и свою готовность принять неудачу. Превалирующую часть сб. составляет серия стих., посвящённых великим личностям истории, среди кот. Ньютон, Наполеон, Пушкин, Сафо, Кант, Энгельс, Микеланджело, Шекспир и др., при этом автор совсем не ставит перед собой задачи нарисовать портрет того или иного персонажа, а напротив опирается на всем изв. факты, мифы, сплетни (Ньютону упало яблоко на голову, Микеланджело зарезал своего натурщика), так что читатель общается не с подлинным героем, а со своим стереотипом представлений о нём, т.е. в конечном счёте с самим собой, со своим внутренним миром. К. показывает, что каждый человек, чувствующий, страдающий, ищущий, бесценен. Заметное место в этой кн. занимает цикл « Венера », состоящий из 4-х стих., по существу - единый ряд образных ассоциаций. В этом цикле К., мастерски владея метафорой, показывает динамику развития сферы чувств человека, не привязывая их к какому бы то ни было лирич. герою. «На поэтическом небосклоне зажглась ещё одна звезда», - приветствует появление кн. А. Яковлева в ст. «Звёзды не роскошь». Ей вторит Г. Муриков: «Неожиданно ярко на поэтическом небосклоне Петербурга восходит звезда Екатерины Кульбуш. Молодой поэтессе в высшей степени присуще то качество, которое Бунин назвал “лёгким дыханием”». В своей статье критик отмечает «многослойность символики и неожиданное смещение ракурсов восприятия поэзии Кульбуш… тонкую, едва заметную иронию… высокую точность слова, как образа, так и символа… изящество и элегантность, даже салонность в самом лучшем смысле этого слова… предельную углублённость в самую суть вещей, в их душу» (Петерб. прорыв). Будучи представленным СП России, сб. получил высокую оценку, и в 1998 К. издаёт новую кн. - «День проливания слёз» . По сравнению с первой, являющейся как бы театром одного актёра-автора, в этом сб. лирика автора начинает приобретать гражданственную направленность, автор пытается проанализировать неоднозначность своих чувств, отражающих драматич. период в судьбе России 1990-х годов: «Слово о полку Игореве», «Чудские озёра», «Родина» , появляются стихи религиозного содержания, в которых поэтесса с предельной искренностью и беспощадностью к самой себе раскрывает свой путь поиска Бога, и этот путь ещё очень далёк от завершения: «Боже, если Ты есть, помоги мне в безверье моём, / поддержи, как врага, а не то я могу усомниться». Сборник «Фианит и немного правды» вышел в свет в 2000. К. всё меньше фантазирует, всё увереннее взаимодействует с реальным миром, её лирич. героиня от слов переходит к делу: забивает гвозди, попадая при этом по собственным пальцам, делает аборт, пытается совершить самоубийство и т.д. К. не стесняется т.н. «неудобных» тем, не боится обращаться к конкретным, современным ей политич. событиям: гибель подлодки «Курск», штурм Грозного, теракты в моск. метро. В ст. «Свет чудесного кристалла», посвящённой выходу этой кн., Б. Краснов пишет: «Кульбуш… пытается во многих случаях удачно оживить искусство, сделать театр поэзии жизнью… Она стремится через стихи пережить множество судеб, искупив, таким образом, несовершенство судьбы собственной. Её стихи сослагательны по замыслу и экстремальны по исполнению… это преодоление бытовухи, стремление через жизнь прорваться к бытию». В 2005 выходит сб. «Прошлогодний снег» , положительно встреченный критикой. В ст. «Предчувствие новых людей» Ю. Лукомская отзывается о кн. как о «…вечном поиске, совершенствовании себя в самой себе и всего остального мира в себе». В «Прошлогоднем снеге» поэзия К. обретает звучание нового философского обобщения: «Поглядеть бы в глаза наступившей весне, / Только мальчик соседский полгода в Чечне… / А заметил бы Плейшнер цветок на окне / всем нам было б хоть чуточку легче». И. Важинская в литературоведческом исследовании говорит о поздней поэзии К так: «…литературная героиня Е. Кульбуш говорит от имени “мы”, от имени поколения». Степень худож. обобщения такова, что, кажется, она говорит обо всех нас. Она помогает читателю разматывать клубок ассоциативных нитей, вытягивая из собств. прошлого ряд воспоминаний».
Одной из основополагающих тем тв-ва К. является тема взаимоотношения поэта и поэзии и шире - загадка тв-ва в целом. Но если в рамках ранних произведений эта тема раскрывается рядом простых, хотя и ярких предметно-образных ассоциаций «Поэт», «Поэзия», «Нынче день проливания слёз» , то в более поздних стих. К даёт недвусмысленные оценочные характеристики своему тв-ву: «Не по грехам судите. По стихам / Я просто дрянь, когда они плохие». «Стихи сочинят меня, и хожу по земле я / как будто немного моложе, красивее, злее». Посл. стихи К., представленные в сб. «Петербургский квадрат» (2010), проникнуты настроением тяжёлого душевного надлома, поисками выхода из тяжёлой жизненной ситуации: «Самые близкие люди порою наносят нам / самые страшные, неизлечимые раны…»
Соч .: Мечты и звуки. СПб., 1997; День проливания слёз. СПб., 1998; Фианит и немного правды. СПб., 2000; Петерб. квадрат. СПб., 2010.
Лит: Яковлева А. Звёзды не роскошь // Октябрьская магистраль. 1997. № 186; Муриков Г. Петерб. прорыв // Лит. Петербург. 1998. № 5; Краснов Б. Свет чудесного кристалла (о кн. Е. Кульбуш «Фианит и немного правды») // Лит. Петербург. 2001. № 5; Важинская И. Гармоническая алгебра // Гармония. 2009. Вып. 1; Лукомская Ю. Предчувствие «Новых людей» (о кн. Е. Кульбуш «Прошлогодний снег») // Гармония. 2009. Вып. 1; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.
А. Ахматов