Кулле Сергей Леонидович


КУЛЛЕ́ Сергей Леонидович [29.2.1936, Л-д - 27.10.1984, Л-д] - поэт.

Отец К. из эльзасских немцев, в предках поэта перемешалась французская, немецкая, польская и шведская кровь. К. закончил школу № 222 (б. Петришуле ) вместе с будущими литераторами Л. Лосевым , Б. Парамоновым и А. Найманом . Окончил филол. фак-т ЛГУ (отд. журналистики). Практически всю жизнь проработал в институтской многотиражной газ. «Кадры приборостроения». Любил путешествовать, обошел страну от Калининграда до Сахалина, от Хибин до Памира.

Писал в основном верлибры, в форму кот. облекал бытовые зарисовки, философские сентенции, притчи на ист. темы. М. Айзенберг говорит: «Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам <…> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством».

В университетские годы выступал с чтением стихов. В 1957 стихи К. были отобраны В. Пановой для альм. «Лит. Л-д», выход кот. не состоялся. В 1960 поэтич. подборка К. опубл. в моск. самиздатском ж-л «Синтаксис» (№ 3), в 1965 перепеч. в «Гранях».

Входил в состав неофиц. поэтич. группы «УВЕК» ( Уфлянд - Виноградов - Ерёмин - Кулле). В 1977 вместе с поэтами группы К. выпустил машинописный сб., посвящ. 40-летию участников. Стихи К. вкл. в антол. К. Кузьминского «У Голубой лагуны».

Официально при жизни публ. крайне мало, опубл. только 4 стих. (в альм. «День поэзии» и сб. «И снова зовет вдохновение…»). По словам В. Уфлянда, К. «был редким гостем в редакциях, а равно и в литературных собраниях», однако при малоизвестности его поэзии К. «оставил сотни доведенных до совершенства, собранных в образцовом порядке стихотворений», поэзия была для него «смыслом» и «средством существования».

В 1997 в ж-ле «Лит. обозрение» появляется ст. М. Айзенберга «Лит-ра за одним столом». Здесь тв-во К. рассмотрено в контексте «филологической школы» - объединения совершенно разных по стилю петерб. поэтов-друзей. Анализируя новую поэзию в целом, автор статьи пишет о «правилах исключения», кот. искали новые поэты. Именно исключения были взяты К. за правило. В своих стих. К. часто обращается к жене Маргарите, упоминает имена и фамилии друзей, коллег по цеху, хотя при этом его тв-во нельзя назвать автобиографичным: в нем слышен ритм окружающей жизни. Он действительно «нашел себя», создал свой образ, «образ автора». Именно об этом, по мнению Айзенберга, стих. « Вы были прекрасный фотограф ». Глубина личных переживаний - вот то главное, что стремился донести до читателя поэт.

Наиболее раннее из опубл. стих. К. датируется 1955-м. Всего в тв-ве поэта представлено 23 стихотв. размера, из кот. 10 классических и 13 неклассических. Доля произведений, напис. неклассическими размерами, значительно выше: практически в 2 раза. Пост. отклонения от осн. метра, отсутствие рифмы ярко характеризует стих поэта. Л. Лифшиц отмечает, что увлечениями К. были Кузмин и практически вся европейская лит-ра, от античности до совр. ему авторов, которую он читал в переводах, т.к. не владел иностранными яз. Уже эти сведения поясняют склонность раннего К. к верлибру.

За первые 5 лет К. напис. всего 17 стих. Выбранные уже на нач. этапе размеры вполне соответствуют динамике стих.: в них нет сюжета как такового, но каждое - повествование о конкретном персонаже, вполне опр. лице (« СергейПарамонов », « Анна Васильевна Ступина », « Гектор сказал Андромахе », « Двух моихзнакомых зовут одинаково: “Петя” » и др.). К. предпочитает спокойный ритм, наиболее приближенный к разговорной речи, монологич. форму повествования. Свободный стих К., как и верлибр 1960–80-х вообще, «держится в произведениях медитативного содержания со спокойными и непринужденными интонациями или, наоборот, с отрывистым афористическим стилем (не без влияния переводов из восточной поэзии)» (Б. Гаспаров). Мотив свободы в лирике К. коррелирует с выбранной поэтом стихотворной формой.

В дальнейшем К. отходит от верлибра и ненадолго возвращается к нему лишь спустя 10 лет, в 1970-м, разрабатывая все эти годы более урегулированные вольные дольник и тактовик преимущественно с более короткими интервалами. Именно такой тип, возрождающий ритм конструктивистов, появляется в 1950-х у некот. поэтов.

Если говорить о классич. размерах, то доля двусложников К. превышает долю трехсложников почти вдвое. Причем в большинстве произведений К. обращается к ямбу, хореем же написано всего одно. Практически все двусложники написаны вольными размерами, хотя ни вольный ямб, ни вольный хорей не получили развития в это время. И если к вольному хорею К. не обращается ни разу, то вольный ямб, напротив, занимает лидирующие позиции не только среди двусложников, но и среди всех классич. размеров. Этот же размер является ведущим у поэта и во всем метрическом репертуаре.

Среди анапестов можно встретить такие редкие сверхдлинные размеры, как, напр., 10-стопный и 11-стопный анапест. Эти размеры, как и большинство длинных стихов К., цезурованы. И перед цезурой нередко появляются 1-сложные или 2-сложные наращения, предельно затемняющие опознание классич. метра. В стихотворении « Ах, как жаль, что неедешь ты в Ригу, Володя » встречается весьма редкое употребление трех цезур в одной строке.

Крайне интересна диахрония стиха К. В тв-ве К. отчетливо выделяются четыре периода: первый - ранний (1955–59), который характеризуется, как уже было отмечено выше, довольно высоким процентом верлибров по сравнению с остальными периодами.

Второй период (1960–71), в который входит три пересекающихся цикла стихов, можно назвать периодом ямбов, значительно превышающих объем всех остальных размеров. Свободный же стих здесь сходит на нет, осваиваются новые вольные метры, осуществляется переход от верлибра к большей урегулированности.

Третий период (1972–79) характеризуется спадом творч. активности. Примеры размеров, представленных в предыдущих периодах, единичны.

Четвертый период (1980–83) - напротив, период крайне высокой творч. активности К. Именно в эти годы написана половина его стихотворений, представлены почти все размеры.

Т.о. к концу жизни К. проявляет себя не только как «верлибрист», но и мастер, успешно освоивший новые типы стиха и уложивший всю свободу русского языка в столь же вольные формы, будь то оригинальные тексты или подражание восточной лирике, к которой поэт часто обращается в последний период (цикл « С японского »).

В заключительном периоде тв-ва появляется и значительное кол-во рифмованных произведений, рифмовка его стих. преимущественно вольная, что придает особый колорит и обособленность строфическим, а точнее, астрофич. моделям. Правило альтернанса не соблюдено ни разу, однако часто встречаются произведения на одну женскую, или, реже, дактилич. рифму.

Вместе с тем, тавтологические рифмы и рефрены составляют значительную долю всех рифмующихся строк, напр.: «Это Константин Альфредович / здесь отсутствующий / там отсутствующий / везде отсутствующий / кроме как в моем сердце»; «Пей, веселись: / двадцатое февраля. / Пей, веселись: / двадцать такое-то февраля. / Пей, веселись: / двадцать такое-то февраля. // Двадцать такое-то февраля. - / плакать еще рано. / Пей, веселись: / март еще далеко»; «Или, / если можно, / помогите. / Или, / если можно, / рассудите. / Или, / если можно, / посмотрите». В репертуаре К. встретим и диссонансную рифму (пива - влево - вправо), и диссонансную с паронимическим созвучием анлаута в предударной части (надежда - надёжных). Но в то же время встречается и точная (птица - боится, борец - кузнец). Внутренние рифмы играют немаловажную роль в поэзии К.

Незадолго до смерти (умер от рака в возрасте 48 лет) подготовил итоговую кн. стихов, кот. в 2000 изд. В. Уфляндом. Рукописи К. хранятся у вдовы - Маргариты Разумовской, по словам кот. «до сих пор опубликовано около одной седьмой части его наследия». Любопытно, что незадолго до смерти К. прибегал к жанру эпитафии - его эпитафии грустны и ироничны. «Широкому читателю его эпитафии мало известны, а между тем, они оригинальны и талантливы: “Давайте я умру. / А там посмотрим, - / Как все будет дальше” <22.12.1982>. “В окно мое / чуть слышно / постучали. / Я выглянул, - / но было поздно. / Наверно, - / ангелы печали. / Но почему - / так робко? / Они еще не так стучали. / А если /ангелы надежды, / то почему - / так поздно!”. Верлибр оказался вполне уместен в жанре эпитафии» (В. Пронин).

Посмертные публикации К. появлялись в ж. «Лит. обозрение» , «Аврора» , «Арион» , антол. « Поздние петербуржцы » и « Самиздат века ».

Критика 1990–2000-х высоко оценивает поэзию К. Как отмечает И. Ахметьев , «вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур».

Соч .: Стихи // Синтаксис. 1960. № 3; Стихи // Грани. 1965. № 58; Стихи // «И снова зовет вдохновение…». Л., 1962; Стихи // День поэзии. Л., 1963, 1966, 1989 (послесл. В. Уфлянда); У Голубой лагуны: антол. / сост. К. Кузьминский. Ньютонвилль, 1980–86. Т. 1; Стихи / публ. и предисл. В. Уфлянда // Митин ж-л. 1985. № 6; Стихи / предисл. В. Топорова // Смена. 1990. 9 дек.; Стихи // Верлибр: Антол. русского верлибра / сост. К. Джангиров. М., 1991; Стихи // Аврора. 1991. № 8; Стихи // Новый ж-л. СПб., 1994. № 1; Стихи // Поздние петербуржцы: поэтич. антол. / сост. В. Топоров. СПб., 1995; Стихи // Самидат века / сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. М.-Минск, 1997; Стихи // Лит. обозрение. 1997. № 5; Верлибры / сост. и послесл. В. Уфлянда. СПб., 2000; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит .: Уфлянд В. Поэт Сергей Кулле // Митин ж-л. 1985. № 6; Уфлянд В. Могучая питерская хворь // Звезда. 1990. № 1; Разумовская М. Стороны света // Аврора. 1991. № 8; Лосев Л. Тулупы мы // НЛО. 1995. № 14; Айзенберг М. Лит-ра за одним столом // Лит. обозрение. 1997. № 5; Разумовская М. Сергей Леонидович Кулле (1936–84) // Лит. обозрение. 1997. № 5; То же // Петрополь. 1997. № 7; Уфлянд В. «Если Бог пошлет мне читателей…». СПб., 1999; Ахметьев И. Ещё подействует // Арион. 2001. № 1; Самиздат Л-да. 1850-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003.

С. Бутовская

  • Кулле Сергей Леонидович