Кунин Владимир Владимирович
КУ́НИН (наст. Фейнберг) Владимир Владимирович [19.6.1927, Л-д ― 4.2.2011, Мюнхен] - прозаик, киносценарист.
Родился в Л-де. Отец - Владимир Борисович Фейнберг, участник Первой мировой войны, летчик, Георгиевский кавалер, кинорежиссер, работал на киностудиях «Ленфильм», Фрунзенской и Алма-Атинской киностудиях. Мать - Беатриса Фейнберг (в девич. Кунина) умерла в 1942 в эвакуации). Сведения о биографии К. очень скудны и расходятся с его автобиографией. К. часто давал инт., в кот. легендаризировал свою биографию: «…я был беспризорником и на фронт в 1943 году пошел из тюрьмы, где сидел за вооруженное ограбление. <...> Я в своей жизни всегда занимался профессиями, связанными с риском…» (« Акробат изящной словесности »). К. - «человек закрученной в комок биографии» (С. Шибаев): «Сам я летал на различных типах военных самолетов с 43-го по 52-й годы. В 19 лет стал командиром звена пикирующих бомбардировщиков “П-2”. Был мастером спорта по акробатике, двукратным чемпионом Советского Союза, отработал на аренах всех цирков страны ― от Львова до Владивостока и от Мурманска до Ашхабада. Был таксистом, водил 24-тонный грузовик с рефрижератором...». Сведений об аресте К. нет, на фронте не был. Окончил 7 классов средней школы в Куйбышевском р-не Л-да, во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию (Алма-Ата). В дек. 1944 в возрасте 17 лет призван в армию и зачислен в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардировщиков. В сент. 1945 был откомандирован во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (Оренбургская обл.), откуда 15 мая 1946 исключен в связи с неуспеваемостью. Восстановлен в Моск. военно-авиационную школу (г. Серпухов), откуда был отчислен на нарушения дисциплины в дек. 1946. В армии служил до 1951. После демобилизации поступил в Лен. ин-т физической культуры им. П. Лесгафта, откуда был отчислен в 1955 за предоставление поддельных документов (аттестата). В ин-те занимался спортивной гимнастикой. В 1955 получил звание мастера спорта по акробатике. С 1955 по 1961 работал в цирке акробатом-вольтижером, тогда и взял фамилию матери, выступая под фамилией Кунин, кот. стала творч. псевд. Самыми изв. номерами К.-артиста были номера «Кресло-качалка», в кот. кресло служило подкидной доской, и ханд-вольтиж с артистами В. Волковой и И. Любимовой. В 1961 во время выступления в цирке в Ашхабаде К. получил тяжелые травмы, работу в цирке пришлось оставить. Во время длительного лечения нач. писать.
Лит. дебют К. - рассказ « Серафима » о служащей цирка по уходу за животными, скромном одиноком человеке, влюбленном в цирк, все силы и любовь отдающем цирковым животным. Рассказ напечатан в ж-ле «Сов. цирк» в 1961, после чего К. пригласили работать в ж-ле. С 1961 по 1963 К. - спец. корр. ж-ла «Сов. цирк», с 1963 по 1965 - реж.-тренер программы «Цирк на арене», одновременно с 1963 по 1966 - корр. газ. «Сов. культура». В 1962 К. напис. сценарий, по кот. в 1964 на студии «Ленфильм» был снят фильм «Я - шофер такси» (реж. Л. Цуцульковский). В гл. роли ― Е. Копелян. Фильм был запрещен по идеологич. соображениям (запрет перв. секретаря Лен. обкома КПСС Толстикова за «принижение творч. роли ленинградцев»), пленка была смыта.
В 1966 вышла перв. кн. К. « Настоящие мужчины », в кот. вошли повести « Я работаю в такси », « Хроника пикирующего бомбардировщика » и 12 рассказов « Про цирк и не про цирк » (среди них « Иллюстрации Гюстава Доре », « Цирк, цирк, цирк », « Мой дед, мой отец и я сам », « Чокнутые », « Деловой дух нового времени », « Ломбард », « В ожидании митинга », « Партнеры », « Сколько стоит слово правды », « Шалаш », « Сочи ― все дни и ночи », « Клад »). Мн. произведения этого сб. имеют автобиогр. характер, описывают судьбы летчиков и артистов цирка. В 1967 на экраны страны вышла воен. драма реж. Н. Бирмана « Хроника пикирующего бомбардировщика » по одноименной повести К., в написании сценария к кот. участвовал автор. В 1967 за повесть «Хроника пикирующего бомбардировщика» К. получил премию ЦК ВЛКСМ и СП СССР им. Н. Островского. Повесть К. до сих пор является одним из самых пронзительных произведений о войне. Маленький эпизод большой войны показывает самоотверженность рядовых бойцов: экипаж самолета П-2 № 115 искал и нашел замаскированный немецкий аэродром и трое друзей-летчиков ценой собственной жизни уничтожили три десятка немецких истребителей. «Короли воздуха» пилот Сергей Архипцев, штурман Веня Гуревич, стрелок-радист Женька Соболевский - «рядовые войны», на самом деле ― незаурядные личности (Веня играет на скрипке, Женя - художник), гибель кот. читатель воспринимал как личное горе. Форма «хроники» помогла автору сделать повествование остро динамичным.
В 1968 отд. кн. вышла повесть « Багаж срочной отправки », в 1969 повесть была напеч. в сб. « Лицо одушевленное », куда вошли три повести « Вендетта », « Лицо одушевленное », « Багаж срочной отправки ») и три рассказа. В этих произведениях в остросюжетных ситуациях действуют уже знакомые герои К. - артисты цирка и воен. летчики. После выхода в свет сб. «Лицо одушевленное» К. был принят в СП СССР. Писал киносценарии: напис. 35 сценариев худож. фильмов и 13 сценариев докум. фильмов.
В 1982 К. награжден Гос. премией СССР за сценарий к фильму «Старшина».
Одним из самым изв. произведений К. является повесть « Интердевочка », вперв. опубл. в 1988 в ж-ле «Аврора». Авторское назв. повести в рукописи - « Проститутка ». Название как слишком откровенное и скандальное редакция попросила автора заменить. К. придумал эвфемизм «интердевочка», кот. прочно вошел в совр. яз. В этом же году повесть вышла отд. изд. Это было заметное событие в перестроечной жизни СССР, подобная тема никогда раньше не была предметом худож. осмысления, поэтому банальная и простенькая история Тани Зайцевой взяла читателей за живое. Повесть выросла из реального факта и личных наблюдений автора, который в гостинице «Гранд-отель» в центре Варшавы, завтракая, «видел проституток, кот. покупали места у столика, а потом ждали, когда придут иностранцы. Я перезнакомился с ними ― и подумал о том, что можно сделать сценарий о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика. Вернулся с этой мыслью в Ленинград». В Л-де К. по разрешению Управления уголовного розыска наблюдал за работой группы милиционеров 4 отдела, задача кот. ― защита иностранцев от посягательств и пресечение валютных операций. Группа работала в гостинице «Прибалтийская». Эти мат-лы и легли в основу повести. Повесть опубл. в 23 странах на 17 яз., принесла К. европейскую известность. Тема произведения оказалась востребованной, в 1989 по повести снят фильм «Интердевочка» (реж. П. Тодоровский). Фильм имел колоссальный успех. Следует отметить тенденцию автора к романтизации и увлекательности описания соц. явления как денежной «профессии», установку на развлекательность представления нравств. порока. Гл. героиня оказывается вполне порядочной: она готова всем помочь, стремится к созданию семьи, но нравств. возрождения не переживает. Фильм немало способствовал реабилитации «древнейшей профессии» героини в глазах зрителей. Мн. читатели и критики назвали образ Тани Зайцевой «самым ярким образом современницы 80-х» (Маслова Л. На экран выходит фильм Петра Тодоровского «Интердевочка»), что не соответствует содержанию характера вполне прагматичной потребительницы, выведенной в произведении К.
С 1989 по приглашению немецкого изд. К. работал в Мюнхене, с 1994 К. жил в Германии постоянно. Писал беллетристику, умело улавливал острые темы перестроечной и совр. жизни. Неск. произведений К. посвящ. русской эмиграции: « Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа! » (1992), « Русские на Мариенплац » (1993), жанр кот. автор определил как «утешительные сказки для отъезжающих». В кон. 1990-х К. создал цикл беллетристич. повестей о путешествиях петерб. кота Мартына: « Кыся» (1998), « Кыся в Америке » (1998), « Кыся в Голливуде» (1999). Эти произведения многократно переизд. с вариативными назв.
Посл. произведения К. имеют фантастич. характер: « Мика и Альфред » (2000), « Ночь с ангелом » (2004), « Путешествие на тот свет » (2005). Беллетристич. развлекательный автобиогр. роман « Мика и Альфред », по утверждению автора, ― «иронично-мистическая вещь» о старом одиноком в прошлом изв. художнике-карикатуристе Михаиле Сергеевиче Полякове (Мике), ныне 72-летнем пенсионере, жителе Мюнхена, серийном убийце, умеющем убивать взглядом. Единственным другом Мики является оживший из рисунка художника домовой Альфред, кот. видит только создатель. Осн. содержание произведения представляют воспоминания Мики, г.о. о проявлении собств. «мужчинства». В произведения этого периода намеренно включены реальные полит. факты, узнаваемые скандальные события и персоны (напр., описана поездка «хозяина десятимиллионной Москвы <…> в народно-демократической хитроватой кепке» в Баварию), стиль произведений изобилует бранной лексикой, жаргонизмами и просторечиями. Роман «Мика и Альфред» экранизирован в 2010 - «Правосудие волков».
В 2003 неск. глав из романа «Мика и Альфред» изд. К. как самостоятельное произведение - повесть « Сволочи », по мотивам кот. в 2005 снят фильм «Сволочи» (реж. А. Атанесян). Премьера фильма вызвала волну критики. К. в интервью неоднократно подчеркивал, что в основе повести лежат докум. факты собств. биографии - обучение в школе диверсантов под Алма-Атой, куда собирали подростков-преступников (Гавриленко А. Инт. за рюмкой чая). Накануне премьеры ФСБ опровергла факт существования подобной школы. С критич. мат-лами для опровержения выступили журналисты Ю. Фаинов, А. Бойко, С. Шибаев.
Среди посл. романов К. ― « Птичка » (2007), « На основании статьи… » (2010).
Член Союза кинематографистов России, СП России. Почётный член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Соч.: Настоящие мужчины. М., 1966; Багаж срочной отправки. М., 1969; Пилот первого класса. М., 1974; Привал. Л., 1987; Интердевочка. Л., 1991; Свадебное путешествие. Л., 1991; Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа! М., 1992; Русские хроники. СПб., 1994; Чокнутые. СПб., 1994; Кыся-2. Н.-Й., 1996; Русские на Мариенплац; Иванов и Рабинович. СПб., 1997; Кыся. СПб., 1998; Кыся в Голливуде. СПб., 1999; Кыся в Америке. СПб., 1998; Это было недавно. СПб., 2000; Мика и Альфред. СПб., 2000; «Это было недавно…». СПб., 2000; Ночь с ангелом. Мюнхен-СПб., 2002; ИнтерКыся: Возвращение из рая. М., 2003; Привал. Ты мне только пиши... Очень длинная неделя. М., 2003; ИнтерКыся: Дорога к «звездам». М., 2004; Трое на шоссе. Воздухоплаватель. М., 2004; Двухместное купе. М., 2004; Сволочи. Коммунальная квартира. М., 2004; Мика и Альфред. Ночь с Ангелом. М., 2004; Русские на Мариенплац. Пилот первого класса. Самолет. М., 2004; Ты мне только пиши... Хроника пикирующего бомбардировщика. М., 2004; Сошедшие с небес. Мой дед, мой отец и я сам. Это было недавно, это было давно... М., 2004; Путешествие на тот свет. М., 2005; Толчок восемь баллов. М., 2006.
Лит. : Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кунин В. Окрик секретаря обкома // Сайт об-ва «Дом Януша Корчака в Иерусалиме» / ; Маслова Л. На экран выходит фильм П. Тодоровского «Интердевочка» // Сайт «Энц. отеч. кино» (www.russiancinema.ru). 1989, февр.; Гавриленко А. Инт. за рюмкой чая с В. Куниным // От первого лица. 2000. Июль; Самойлов А. Владимир Кунин. Смертельный риск // Дело. 2005. 28 март.; Фаинов Ю. Совесть на пособии // Моск. литератор. 2005. № 19 (139); Бойко А. Спор вокруг фильма «Сволочи»: А был ли мальчик-диверсант? // Комсомольская правда. 2006. 2 февр.; Калмыков В. В поисках истины // Лит. Россия. 2006. 10 февр.; Владимир Кунин: акробат изящной словесности // ; Кунин Владимир Владимирович // ; Владимир Кунин // ; Шибаев С. Диверсанты, горы, уголовники… короче, «Сволочи» // www.ex-magazine.ru/news/publ/p1-55-svol.html ; Кудряц Е. О чем мечтал отец «Кыси» и «Интердевочки»? // Кино-театр.ру. 2011. 4 февр.
Т. Мальцева