Куприн Александр Иванович


КУПРИ́Н Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат Пензенской губ. - 25.8.1938, Л-д] - прозаик.

Родился в семье мелкого чиновника, канцелярского служащего И. И. Куприна. Мать, урожд. Кулунчакова, - дворянского происхождения, по преданию, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец умер от холеры, когда К. не исполнилось и года. Семья оказалась в столь бедственном материал. положении, что мать К. вынуждена была поселиться с сыном в моск. благотворительном Вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил почти четыре года. В 1880 К. поступил во 2-ю Моск. воен. гимназию, кот. в 1882 была реорганизована в кадетский корпус. Тягостная жизнь «казенного мальчика» изображена им позднее в повести « На переломе (Кадеты) » (1900).

По окончании корпуса в 1888 К. поступил в III Александровское воен. училище, готовившее пехотных офицеров. К этому «юнкерскому» периоду относится перв. публикация К.: в 1889 он напеч. в «Русском сатирич. листке» рассказ « Последний дебют ». В августе 1890 К. окончил по перв. разряду училище и, получив чин подпоручика, был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк, располагавшийся в захолустном городке Проскурове Подольской губ. Провинциальный быт, скука, утомительная муштра, грубые, подчас жестокие нравы и обычаи - всё это расходилось с представлениями К. об офицерской службе. В нем зрел протест, кот. и привел в конце концов к отставке в 1894. К тому времени опубл. в ж. «Русское богатство» повесть « Впотьмах » (1893) и рассказ « Лунной ночью » (1893), готовился к печ. рассказ « Из отдаленного прошлого » (« Дознание », 1894). Именно в те годы К. по-настоящему ощутил в себе писательский дар и получил признание авторитетных ценителей - Н. Михайловского и В. Короленко.

В чине поручика писатель уехал в Киев, где сотрудничал в местных газ. «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство». В автобиографии К. упоминает множество перепробованных им в то время профессий: был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технич. конторе, выступал на сцене и т.д. Итогом перв. после офицерской службы лет стали 2 книги: сб. очерков « Киевские типы » (1896) и сб. рассказов « Миниатюры » (1897). Беглые зарисовки, эскизы, штрихи к соц. картине людского «дна», очерки нравов - так можно обозначить осн. жанры ранних купринских произведений.

В 1896 К. побывал (иногда в качестве корр.) на металлургическом з-де в Юзовке, сталелитейном з-де в Волынцеве, на угольных шахтах Донбасса. Он был поражен открывшейся ему «страшной и захватывающей картиной», правдой о цене машинной цивилизации. Об этом К. напис. в повести « Молох » (1896). Гл. герою - инженеру Боброву - сталелитейный з-д мерещится железным чудовищем, пожирающим «серых тружеников». Он сравнивает его с богом солнца, огня и войны Молохом, которому древние финикийцы приносили человеческие жертвы.

Мир в сознании К. всё больше делился надвое. С одной стороны - нетронутая, свободная природная стихия, с др. - мир совр. цивилизации, во многом уродливый, неправедный. К. не колебался в выборе между ними: он всецело доверял природе, его влекло к естественному человеку, к непосредственным натурам. Он всегда исповедовал философию «живой жизни». Эта купринская черта проглядывает в таких произведениях 2-й пол. 1890-х, как « Лесная глушь » (1898), « На глухарей » (1899), « Олеся » (1898). В основе повести «Олеся» - история любви юной полесской «колдуньи» и полупраздного интеллигента Ивана Тимофеевича. Героиня - «дитя природы», она хранит в себе ее свободу, ее загадки и таинства, ее первобытную цельность. Герой - городской житель, заключенный в рамки всевозможных условностей, он пытается охватить и объяснить жизнь своей «небольшой наукой», он - чужестранец в этом девственном зеленом краю. В повести воплотился купринский идеал всепоглощающей, «великодушной» любви.

В нояб. 1901 К. приезжает в СПб., где остановился в гостинице «Пале Рояль» (Пушкинская ул., д. 20); в середине декабря поселился в доме А. С. Вагенгейм на Невском пр., 67. С этого момента окончилась его кочевая неустроенная жизнь. Он сделался профессиональным литератором. Не теряя связей с «Русским богатством», сблизился с ред. ж-ла «Мир Божий» (здесь в 1902 появились рассказы « В цирке», «Болото »). Одним из соредакторов этого изд. была Мария Карловна Давыдова, ставшая в февр. 1902 женой писателя. Венчание происходило в церкви Михайловского артиллерийского училища. Комнату сняли в доме Березовского на Преображенской ул. (д. 34), недалеко от редакции «Журнала для всех».

В начале 1903 вышел сб. «Рассказы» (Т. 1). По мнению критика А. Измайлова, начало признания писателя «надо относить к появлению первого томика его рассказов, изданных “Знанием”...»

В это же время К. задумал по-настоящему крупную вещь - повесть « Поединок » (вышла в 1905). Замысел ее он изложил так: «Я должен освободиться от тяжелого груза впечатлений, накопленного годами военной службы. Я назову этот роман “Поединок”, потому что это будет поединок мой, поединок с царской армией». Повесть задумывалась как автобиографическая, исповедальная, и в то же время в ней должен был содержаться мощный обличительный подтекст. Повесть обретала злободневный смысл на фоне поражения царской армии в русско-японской войне. «Поединок» принес писателю успех и широкую известность. «Простая искренняя поэзия этой повести великолепна, - писал К. Чуковский. - <...> Смело можно сказать, что этой вещью Куприн впервые вступает в лоно великой русской литературы». К. обрел окончательную веру в свои творч. возможности. С подлинным вдохновением создавались им новеллы « Штабс-капитан Рыбников » (1906), « Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус » (1907).

В марте 1907 произошел разрыв К. с М. К. Куприной (во втором браке Иорданской). Он связывает свою жизнь с Елизаветой Морицовной Гейнрих (в замужестве Куприной), состоявшей в родстве с писателем Маминым-Сибиряком. У них родилась дочь Ксения, написавшая впоследствии книгу воспоминаний об отце.

В 1909 писатель отмечен Пушкинской премией, которую разделил с И. Буниным (по 500 руб.). В февр. 1910 В. Ф. Булгаков записал в дневнике высказывание Л. Толстого: «Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна...»

В те же годы созданы два знаменитых шедевра: « Суламифь » (1907) и « Гранатовый браслет » (1910). Оба они - о любви. В них К. изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - полагал К., - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». К. был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека.

К., однако, не покидала мысль о создании произведения крупной формы. С 1908 он начал работать над романом « Яма », повествующим о жизни обитательниц публичного дома. Роману писатель предпослал посвящение: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству». 1-я часть романа опубл. в 1909, 2-я - в 1914–15. Гуманный по своему замыслу роман оказался перегруженным натуралистич. подробностями, очерковыми описаниями, что снижало его худож. значимость.

В 1911 К. с семьей поселился в купленном им в рассрочку доме с садом в Гатчине (Елизаветинская ул. (ныне ул. Достоевского), 19а; здесь они прожили до 1919). После начала Первой мировой войны в гатчинском доме К. был оборудован частный лазарет на 10 коек. В ноябре 1914 К. призван в чине поручика на военную службу в Гельсингфорс (Финляндия), где обучал будущих воинов. В мае 1915 признан негодным к службе по состоянию здоровья.

Февральскую революцию 1917 К. встретил с воодушевлением. В мае-июне 1917 он был соредактором (вместе с П. Пильским) петроградской эсеровской газ. «Свободная Россия», где публиковал фельетоны под рубрикой «Пестрая книга». Октябрьский переворот 1917 поставил К. перед нелегким выбором: с кем быть? Будучи человеком далеким от политики, он подходил к этому вопросу скорее эмоционально, чем идеологически. Грянувшие события казались ему преждевременными и непредсказуемыми по своим последствиям. «Пусть учение Ленина в своей идеологии высоко, - писал он. - Но оно отворяет широко двери русскому бунту - бессмысленному и беспощадному». В послерев. действительности многое К. было чуждо, однако он старался освоиться в новой реальности. В июне 1918 опубликовал статью под назв. « Где конец? », в кот. писал о том, что пытается «разобраться в том клубке, в который спуталась нынешняя русская действительность». 1 июля 1918 К. был арестован на три дня за публикацию статьи в защиту младшего брата императора, великого князя Михаила Александровича. В том же году он задумал издавать для крестьян газ. «Земля» и даже встретился по этому поводу в Кремле с Лениным (намерение это не осуществилось).

Когда в окт. 1919 в Гатчину вошли войска Юденича, К. подчинился об-вам воен. времени. Вместе с «белыми» он отступал в направлении Ямбурга (ныне Кингисепп) и в конце концов, через Нарву и Ревель, вынужден был покинуть родину (о драматич. событиях того времени К. рассказал в повести « Купол св.Исаакия Далматского » (1928). Сначала К. оказался в Гельсингфорсе, где сотрудничал в газ. «Новая русская жизнь». Летом 1920 он приехал с семьей в Париж. Разрыв с Россией К. переживал тяжело. «…Эмигрантская жизнь, - писал он в одном из писем к сестре, - вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле». Долгое время К. не мог вернуться к тв-ву. Лишь во 2-й пол. 1920-х он снова начинает писать, мужественно борясь с нуждой. Творил, вспоминая родину…

Один за др. выходят сб. прозы « Новые повести и рассказы » (Париж, 1927), « Колесо времени » (Белград, 1930), « Жанета » (Париж, 1934) и др. Во мн. произведениях эмигрантского периода К. развивает свои излюбленные темы и мотивы. Так, цирку посвящ. новеллы « Ольга Сур » (1929), « Дурной каламбур » (1929), « Блондель » (1933); русская природа воссоздана в рассказах « Елань », « Ночь в лесу », « Вальдшнепы » и др. Посл. крупная вещь - « Юнкера » (отд. изд. в Париже в 1933) - повествует о годах юности писателя, о М. конца минувшего века, кот. он запомнил цепкой памятью художника. «“Юнкера”, - отмечал К., - это мое завещание русской молодежи».

В мае 1937 писатель приехал в Россию. Он был уже неизлечимо болен, и ему оставался лишь год с небольшим жизни. К. очень любил жизнь, называл себя ее «благодарным обожателем, всепрощающим влюбленным, терпеливым, старым слугой». По словам В. Розанова, «его простой, не умничающий, а умный рассказ, его наблюдательность, его внимание и уважение к обыденному - всё это соединяет его перо с большими старыми мастерами русского слова».

Соч.: СС: в 6 т. М., 1957–58; СС: в 9 т. М., 1970–73; СС: в 5 т. М., 1982.

Лит.: Берков П . Александр Иванович Куприн. М., 1956; Афанасьев В. А. И. Куприн. М., 1960; Никулин Л . Чехов, Бунин, Куприн: лит. портреты. М., 1960; Волков А. Тв-во А. И. Куприна. М., 1962; Киселев Б. М . Рассказы о Куприне. М., 1964; Куприна-Иорданская М . Годы молодости. 2-е изд. М., 1966; Крутикова Л. А. И. Куприн. Л., 1971; Куприна К. А . Куприн - мой отец. М., 1979; Михайлов О. Куприн. М., 1981 (ЖЗЛ); Кулешов Ф. Творч. путь А. И. Куприна. 2-е изд. Минск, 1983; Фонякова Н. Н. Куприн в Петербурге-Ленинграде. Л., 1986; Слово об Александре Куприне. Пенза, 1995.

В. Быстров

  • Куприн Александр Иванович