Куприянов Борис Леонидович
КУПРИЯ́НОВ Борис Леонидович [20.10.1949, г. Остров Псковской обл.] - поэт.
Отец - Леонид Яковлевич К., военный, род. в Красноярске, в составе десантных войск прошел Великую Отеч. войну. Мать - Вера Алексеевна, род. в 1922 в д. Василевка Рязанской обл., получила среднее мед. образование, занималась воспитанием детей. В семье было четверо сыновей, К. - второй. Дед по отцовской линии, как гласит семейная легенда, работал мастером на Путиловском з-де, был участником кружка Освобождение рабочего класса, встречался с Лениным. Во время кампании по раскулачиванию его как специалиста по драгоценным металлам направили в Сибирь в составе бригады по изъятию ценностей. Он пропал без вести во время одного из рейдов. Семья жила по месту службы отца, раннее детство прошло в п. Токсово Лен. обл., затем в г. Пушкине, где в 1957 К. пошел в школу. В 1959 отца в составе Западной группы войск перевели в Германию, здесь семья провела 6 лет, сначала в г. Ратенове, затем во Франкфурте-на-Одере. По словам К., он увлекся чтением в 5 классе («проснулся»), сначала это была приключ. лит-ра (Купер, Стивенсон), затем русская классика. Среди авторов, «открытых» в отроческом возрасте, К. называет Гончарова («Обломов»), Ремарка («На западном фронте без перемен»), Твардовского («Теркин на том свете»), Блока. К периоду жизни в Германии относятся и перв. поэтич. опыты К. в «духе немецкого романтизма» (К.). Для К. отрочество - значимый этап духовн. и творч. созревания: «Мне кажется, что отрочество - это самое важное время у человека, для меня оно полно религиозного смысла... Религиозность ведь там, где настоящая тайна живет. Так вот отрочество заключает в себе приближение к этой тайне».
В 1965 семья вернулась в Л-д, старшие классы К. закончил в г. Пушкине. Тогда же посещал ЛИТО Т. Гнедич: занятия и сама личность Гнедич (она посвятила ученику стих. «Зн а менье - высшая милость») оказали влияние на становление К. Он знакомится с поэзией Серебряного века, увлечен поэзией Маяковского, Мандельштама, Пастернака. Участвует в выступлениях членов ЛИТО, его стихи публ. в газ. «Вперед!» (1968).
После окончания школы К. поступил в Лен. ин-т культуры на режиссерское отд. («режиссер народного театра»). Однако перв. знакомство с жизнью лагерных поселений в Узбекистане и Казахстане, куда К. поехал работать на лето по комсомольской путевке, разрушило романтич. ожидания, связанные с этой профессией.
В 1968–70 К. участвует в домашних чтениях у Д. Дара, посещает ЛИТО Гл. Семенова при СП, выступает на вечерах поэзии и музыки, организованных И. Маляровой. В тв-ве К. этого периода К. Кузьминский отмечает следование футуристической поэтике, ритмическим и интонационным моделям Маяковского. «Голос Бориса Куприянова напоминает Царскосельские парки после войны - один из них был искорежен боями, другой - заброшен. Сочетание бессмертной красоты и бессмертного ужаса. Это же сочетание красоты и ужаса и в стихах Куприянова. Они будто набормотаны во время долгих вечерних или ночных метаний по отдаленным аллеям этих старинных парков» (Д. Дар). Стихи К. публикуются в самиздате (ж. «Часы», «Обводный канал», «Майя») и за рубежом (ж. «Время и мы», «Третья волна», альм. «Новая русская лит-ра»).
В 1975 К. подготовил машинописный сб. стихов «Мечта и молитва» (2 экз., изд. Г. Лонский). Двухчастная композиция сб., по 30 стих. в каждой, соответствовала семантич. антитезе, вынесенной в заглавие. Завершала кн. поэма « Лисистрата ». Осн. тема перв. части - противопоставление «многомерности» мира внутреннего пространству внешного, бессмысленному в своей одномерности («Когда ты остановишься в сердцах...»). Во втор. части сб. тексты имеют ярко выраженную метапоэтическую функцию. От поэтики реминисценций и аллюзий перв. части поэт переходит к диалогу с романтич. и символистской традицией (« Ильин день », « Песнь одиссеева спутника », « Гектор и Андромаха ») и игровой поэтике (« Река и роща », « Гулянье », « Упражнения в смехе» ).
Неск. стих. из сб. «Мечта и молитва» позднее опубл. в ж. «37» (1976. № 3; послесл. О. Охапкина), «Время и мы» (Иерусалим, 1978. № 28), зальцбургском альм. «Новая русская лит-ра» (Вып.1. 1978; Вып. 4–5. 1981–82), антологии лен. неофиц. поэзии «Острова» (Л., 1982).
В 1976 рождается замысел романа в стихах «Время встречи» (опубл. в самиздат. ж. «Часы». 1982. № 38, 1-е изд. в России - 2005). В эти годы поэт стремится к уединению, он служит лесником в Павловском парке («Из 600 гектар - 300 были “мои”. Там я и писал... У меня был пюпитр, как у А. И. Солженицына, в густой части леса... Но самым главным содержанием моей жизни стала церковная молитва». Композиционно роман состоит из 7 глав («Восстание от сна», «Утро», «Полдень», «День», «Вечер», «Полночь», «Ночь»), каждая из кот. имеет трехчастное деление. Уложив время действия романа в сутки, К., подобно автору романа «Улисс», строит повествование в ключе неомифологического романа. Его сюжет - «встреча человека со своей судьбой» - понимается поэтом как мономиф. Этим обусловлены архетипич. характер глав. героев (Человек и Судьба), меняющих свой облик на протяжении действия (Цирцея, Талия, Аглая, Персефона, Офелия, Анна, Сарра), и многоплановость повествования, возможность прочтения сюжета на разных уровнях (автобиографическом - роман посвящ. жене поэта, мифопоэтическом, мистическом, космологическом). Установка на многомерность изображения выразилась в соединении разных культурных кодов: русской философско-религиозной лирики (эпиграфы из А. Ахматовой, А. Кольцова, Н. Клюева, К. Батюшкова, А. Хомякова, С. Шевырева, Е. Боратынского), святоотеческой лит-ры, античной мифологии, библейских образов (Ветхого Завета, Откровения Иоанна Богослова), сказок и романтич. поэм Пушкина, русского фольклора, совр. автору поэзии (Арс. Тарковской, И. Бродский) и т.д. Усложненный язык романа в стихах ориентирован на визионерский тип повествования (Гёте, Джойс, Клюев).
Отрывки из романа (« Ночь», «Певец ») напеч. в сб. «Круг» (Л., 1985), представлявшим объединение неофиц. литераторов «Клуб–81», созданный по инициативе редколлегии ж. «Часы». К. был участником этого объединения. В рец. на сб. «Круг» А. Арьев о стихах К., П. Чейгина и В. Ширали писал: «они пронизаны спонтанной экспрессивностью, нетерпеливой готовностью в порыве чувства смыть сам предмет изображения, грамматику, образ» (Нева. 1987. № 1).
В кон. 1980-х в изд-ве «Сов. писатель» подгот. кн. избр. стихов К. (не вышла по причине прекращения деятельности изд-ва). В предисл. А. Плахов писал : «В поэтике этой книги, в самом словаре ее соединены две среды... академизм и авангард» (Личный архив).
После завершения кн. « Время встречи » (1981) К. отошел от поэзии. В 1990 был рукоположен в сан диякона в Софийском соборе г. Пушкина. В 1991 принял сан священника. Ныне настоятель церкви Иконы Казанской Божией Матери в п. Александровская Пушкинского р-на СПб. По признанию о. Бориса (К.), «познание посредством поэзии было совершенно искренним и подчас носило характер открытий. Жизненные открытия очень похожи на поэзию, поэзия похожа на откровение».
Соч.: [Стихи] // Часы. 1976. № 1; Стихотворения из сб. «Мечта и молитва», поэма «Возвращение Лисистраты» // 37. 1976. № 3; Октябрь. Новогодняя песня. Рисунок // 37. 1977. № 9; [Стихи] // Время и мы. 1978. № 28; [Стихи] // Майя. 1980. Вып. 1; Ханан В. Несколько слов о современнике // Часы. 1980. № 8; Время встречи (роман в стихах) // Часы. 1982. № 38; [Стихи] // Neue Russische Literatur: Almanach.
Лит.: Охапкин О. Борис Куприянов. Лирич. очерк // 37. 1976. № 3; Дар Д. Горячий смех обугленного слова // Время и мы. 1978. № 28; Кузьминский К. Четырнадцать долгих лет // У Голубой Лагуны. Newtonwille, 1980–86. Т. 4Б; Дрыжакова Е. Поэзия духовного возрождения // Гумилевские чтения: Wiener Slawistischer Almanach. 1984. Bd. 15; Преображение души - это работа // Царскосельская газ. 2001. № 92 (9266). 16 авг.; Пудовкина Е. Лестница от поэзии к храму (Беседа с Б. Куприяновым) // Профессия. 2003. № 1 (448). 8–15 янв.; Самиздат Л-да. 1950-е - 1980-е. Лит. энц. М., 2003; Лихтенфельд Б. «Умеет буква встретиться с судьбой»: О романе в стихах «Время встречи» Бориса Куприянова // Нева. 2006. № 1; Лихтенфельд Б. «Сила Логоса не в голосе за кровью» // Мат-лы Кирилло-Мефодиевских чтений. Вып. 2. СПб., 2009; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.
Ю. Валиева