Курчатова Наталия Михайловна


КУРЧÁТОВА Наталия Михайловна [14.12.1977, Л-д] - прозаик, поэт, лит. критик.

Закончила фак-т журналистики СПбГУ. Журналистскую деятельность начала в 1990-х в музыкальном ж. «FUZZ», где писала рецензии и статьи, а в кон. 2000-х - лит. колонки. Лит.-критич. заметки и обзоры, опубликованные в ж. «TimeOut - Петербург» (с 2004), «СПб. Собака. RU» (с 2004), «Эксперт» (с 2007), «Критическая масса» (2004-2006) и т.д., а также цикл портретных очерков/интервью с писателями «Петербургский текст» на портале «OpenSpace» (2008–09), быстро снискали К. славу незаурядного аналитика и блестящего стилиста: по мнению самой К., рецензия в идеале всегда должна быть лит. произведением (Инт. // Живая Литература).

Стихи публ. в ж. «Вавилон» (2002), антол. «Братская колыбель» (лит. премия «Дебют», 2004), «Стихи в Петербурге. 21 век» (2005), «Петерб. поэтическая формация» (2008), переводились на англ. яз. В антологии малой прозы «Четыре шага от войны» (2010) напеч. рассказ К. « Поход ».

К. использовала различные псевдонимы. Один из них дал назв. циклу, неск. рассказов из кот. опубл. в инт.-ж. «РЕЦ» (« Из рассказов Леонарда Лажевского »). Цикл продолжен, но под др. названием (« Тененте »). Его фрагмент, как и часть нового цикла К. « Этим летом », опубл. в сетевом ж. «Топос». Др. псевдонимы - Марция Германика и Фабиана Германика - были придуманы для совм. произведений К. и Ксении Венглинской. Так, К. является осн. автором текстов, подписанных именем Марции Германики, - напр., киносценариев « Поезд, которого ты не ждешь » (1999; название является аллюзией на строчку стих. И. Бродского «Новая жизнь»: «…Поезд, которого ты не ждешь / на перроне в плаще, приходит без опозданья») и « Шойкула » (док. фильм по этому сценарию снят К. Венглинской в 2005–06).

В 2007 опубл. роман « Лето по Даниилу Андреевичу » (в соавт. с К. Венглинской; вошел в long-list премии «Национальный бестселлер», 2007), кот. в жанровом отношении критики пытались определить как антиутопию (Н. Елисеев), альтернативную историю (В. Левенталь) и даже «трэш-сказку» (А. Пронин). Эта «выведенная очень твердым тонким пером» «история про романтика, ставшего опричником, но не позаботившегося о том, чтобы потерять совесть» (Л. Данилкин), кот. была написана раньше романа В. Сорокина «День опричника», хотя и значительно позже опубл., развивает традиционные для русской лит-ры сюжеты о «лишнем человеке», «кризисе самоидентификации» и «нравственных исканиях» (Л. Данилкин). Кроме этого, важной в романе становится тема сложности взросления, «когда мир теряет уютную однозначность, начинает дробиться на плохо стыкующиеся составляющие», - и в описании этого процесса молодые авторы, по мнению критики, «достигли высот пластической убедительности»: «сыплется пазл восприятия реальности, сыплется сама реальность, но не текст, ее описывающий и становящийся, чем дальше в лес, все более тугим и плотным» (Д. Бавильский).

Очерк о Куприне, написанный для сб. «Лит. матрица», трактует важную для К. «тему “русскости” и интеллигентности» (Н. Елисеев): К. отмечает свойственные тв-ву Куприна «мучительную правдивость» и большую смелость, кот. роднят его с представителями западного натурализма и делают предшественником гонзо-журналистики, породившей модный жанр блога.

Начало критич. деятельности К. часто связывают с писателем Захаром Прилепиным и в первую очередь с его романом «Патологии». Однако живой интерес К. к теме войны заметен и в её лит. произведениях. Сюжеты о военном прошлом, прежде всего в романе «Лето по Даниилу Андреевичу» и рассказе « Поход », демонстрируют незаурядную ист. осведомлённость автора, а также любовь к родному Петергофу. Хотя критич. работы К. публикуются в изданиях разного формата и направления, позиция К. всегда независима и оригинальна. «Самостоятельность оценок» К. и «изощрённую доказательность» её письма отметил В. Топоров, поставив имя К. на вершину своего «Литературного хит-парада - 2008» в номинации «Газетно-журнальная критика». Филолог М. Антоничева, посвятившая критич. деятельности К. очерк, полагает автора представителем «функциональной критики», рассчитанной на массовую аудиторию и потому «всеядной». При этом, по мнению Антоничевой, К. удается сохранять в рамках подобного жанра позицию «доверительного советчика», кот. «не настаивает на своей точке зрения и не доминирует над читателем, скорее мягко направляет его»: «Это живая критика, не чурающаяся масслита и не скрытая от людей в башне из слоновой кости собственной постройки. Белинский ею был бы доволен».

В 2011 К. являлась номинатором, а в 2009, 2010, 2012 - членом Большого жюри лит. премии «Нац. бестселлер».

Соч .: Поезд, которого ты не ждешь: Киносценарий // http://reocities.com/SoHo/bistro/1913/martia_germanica.html; [Стих.] // Вавилон. Вып. 9 (25). М., 2002; [Стих.] // Братская колыбель: Антология поэзии. М., 2004; [Стих.] // Стихи в Петербурге. 21 век: Поэтич. антология. СПб., 2005; [Стих.] // Петерб. поэтич. формация. СПб., 2008; Лето по Даниилу Андреевичу: Роман. СПб., 2007; Из рассказов Леонарда Лажевского // РЕЦ. 2009. № 57; Русское пространство Александра Куприна: Эссе // Лит. матрица. СПб., 2010; Поход: Рассказ // Четыре шага от войны. СПб., 2010; «У меня нет амбиций литературного дирижера»: Инт. // Живая лит-ра. 2010. 21 нояб.; Тененте, Этим летом: Циклы рассказов // Топос. 2012. Июнь; Ослиная шкура: Сказка (в соавт. с К. Венглинской) // St.PetersburgNoir. СПб., 2012 [в англоязычной версии сб., вышедшего в 2012 в Нью-Йорке (изд. «Akashic Books»), текст получил название « Peau de Chagrin» ].

Лит .: Данилкин Л. [Рец.] // Афиша. 2007. № 214; Бавильский Д. Молодые да раненые // Взгляд. 2007. 17 дек.; Левенталь В. Три девушки, три романа // СПб. ведомости. 2008. 24 янв.; Пронин А. Индустриальный пейзаж (Петерб. издат. мир сегодня) // НЛО. 2008. № 91; Лит. хит-парад-2008. Версия Виктора Топорова // 812 online. 2008. 30 дек.; Елисеев Н. Об авторах этой книги // Лит. матрица. Т. 2. СПб., 2010; Антоничева М. Боец невидимого фронта // Октябрь. 2011. № 6.

С. Друговейко-Должанская, А. Шмидт

  • Курчатова Наталия Михайловна