Кузмин Михаил Алексеевич


КУЗМИ́Н Михаил Алексеевич [18(6).10.1872 (в ЦГАЛИ СПб. - 1875), Ярославль - 1.3.1936, Л-д, похоронен на Волковом кладб.] - поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик.

Из старинного дворянского рода, одним из предков по материнской линии был при­ехавший при Екатерине II в Россию француз­ский актер Жан Офрен, знавший Вольтера и игравший в его пьесах. В 1874 семья пере­езжает в Саратов, затем в 1884 в СПб. К. учится в 8-й гимназии вместе с Г. Чиче­риным (будущим гос. деятелем СССР), кот. на долгие годы становится его близким другом и конфидентом. В 1891 поступает в СПб. консерваторию (учится у Н. Римского-Корсакова и А. Лядова); не окончив ее, уходит, продолжая обучение частным образом. В дальнейшем им была напис. музыка к имевшим шумный успех по­становкам блоковского «Балаганчика» (1906) и ремизовского «Бесовского действа» (1907).

У истоков худож. миросозерцания К. - мечтательность впечатлительной детской ду­ши, обделенной родительским теплом. Про­винциальная жизнь питала впечатлительность мальчика чарующими картинами: «Темные зимние вечера у печки, <...> я зачитывался Гофманом! <...> Потом помню себя совсем маленьким осенью при вечерней заре, когда прислуга рубит капусту в сарае; запах све­жей капусты и первый холод так бодры; небо палево, и нянька вяжет чулок, сидя на бревне. И с мучительной тоскою смотрю я на небо, где летит стая птиц на юг. „Нянька, куда же они летят-то, скажи мне?” - со слезами спра­шиваю я. „В теплые страны, голубчик”. И но­чью вижу голубое море, и палевое небо, и ле­тящих розовых птиц» (Из письма Чичерину 18 июля 1893 // Н. Богомолов). В юности совершает два путешествия по югу Евразии (Турция, Египет, Греция - 1895; Италия - 1897), возбудившие в нем острый соблазн эстетического проникновения в про­шлые эпохи этих стран: «Я положительно безумею, когда только касаюсь веков около первого; Александрия, неоплатоники, гности­ки, императоры меня сводят с ума и опьяняют или, скорее, не опьяняют, а наполняют каким-то эфиром; не ходишь, а летаешь, весь мир доступен, все достижимо, близко <...> рано или поздно смогу выразить это и хоть до некоторой степени уподобиться Валентину и Апулею» (из письма Чичерину 1897 // Па­мятники культуры. Новые открытия. М., 1992). Период кон. 1890–1900-х про­ходит в большой духовной напряженности (с попыткой самоубийства) и сопровождается интенсивными духовными исканиями, часты­ми поездками по скитам. Тема православной религиозности находит выражение в создан­ных в этот период циклах « Духовные сти­хи » и « Праздники Пресвятой Богоро­дицы » (включены в кн. « Осенние озе­ра »). Будучи по своей натуре аполитичным, вступает тем не менее в 1905 в Союз русско­го народа; о своем сочувствии «правым» (в редкие, по его словам, минуты политич. «небезразличия») заявлял и позже.

В 1898 появляется перв. публ. - авторский нотный сб. «Три романса», из кот. только посл. напис. на собств. слова (« Бледные розы »). Последу­ющее вхождение К. в «Мир искусства» связа­но с его сближением с петерб. круж­ком «Вечера совр. музыки» (на переломе 1903–04), где выступает как композитор, в частности, как автор песенной музыки со своей подтекстовкой. Так появляются его зна­менитые «песенки» (напр., « Дитя, не тянися весною за розой ...»), сразу же сделавшиеся «очень популярными в петер­бургских богемных и полубогемных кругах» (Добужинский М. Воспоминания. М., 1987).

Перв. поэтич. публикация, состоя­щая из « XIII сонетов » и драм. по­эмы « История рыцаря д'Алессио » (Зеле­ный сб. стихов и прозы. СПб., 1905), не вызы­вает восторга у мельком отметивших ее в сво­их рецензиях В. Брюсова и А. Блока. И толь­ко с появлением в брюсовских «Весах» через год (1906. № 6) значительной части « Алек­сандрийских песен » К. становится одной из несомненных звезд отеч. Пар­наса. Отзывы на них незамедлительно были даны крупнейшими поэтами. М. Волошин в газ. «Русь» (1906. № 83) отмечал исклю­чительную способность поэта воспроизво­дить в своих живых интимных переживаниях мир далекой эпохи, являя этим сквозь «алек­сандрийское рококо» «цветы истинной ан­тичной поэзии». Волошиным первым был упо­треблен вошедший затем в легенду о К. об­раз его как эстетич. оборотня, воскрес­нувшего представителя исчезнувшего худож. мира, далеких культур: «Когда видишь Кузмина в первый раз, то хочется спросить его: „Скажите откровенно, сколько вам лет”, но не решаешься, боясь получить в ответ: „Две тысячи”». Отметив далее «огромные черные глаза» (получившие у др. мемуарис­тов определение «византийских»), «прекрас­ный греческий профиль», сходный с изобра­жениями Перикла и Диомеда, а также «блед­ное восковое лицо», автор заключал: «Несо­мненно, что он умер в Александрии молодым и красивым юношей и был весьма искусно на­бальзамирован». В своем «изумлении» Воло­шин исходил не столько из действительно редкого «экзотического» облика К., сколько из его поэзии, привносящей в отечественную любовную лирику не свойственное ей гедо­нистич. звучание, античный мотив и ра­достное приятие жизни цельной, не знающей надрыва: «Но почему же возник он теперь, здесь, между нами в трагической России, с лучом эллинской Радости в своих звонких песнях? <...> У его эроса нет трагического ли­ца. В этом мире все знают, что милое тело да­но для того, чтоб потом истлело» (Лики тв-ва. Л., 1988).

С появлением «Александрийских песен» К. решительно перестраивает образ жизни, начиная с внешности: сбрив бороду и сняв русское платье, превращается из ста­рообрядца в денди. А. Ремизов позже в кн. «Кукха. Розановы письма» (1923) об этой перемене писал: «...снял вишневую волшеб­ную поддевку, постригся, и не видали его больше в золотой парчовой рубахе навы­пуск; были у него редкие книги старопечат­ные (Пролог), и рукописные, и знаменитые крюки (ноты) - все спустил, все продал, и го­лос не тот, в „Бродячей собаке” скричал» (Царевна Мымра. Тула, 1992).

Появившись 18 янв. 1906 впервые на «башне» Вяч. Иванова, он входит вскоре в ее самый избранный, «мистико-эротический» кружок «гафизитов» (от имени персидского поэта XIV в. Хафиза). Здесь ставилась цель особого творч. осознания жизни путем интенсивного переживания образов красоты, навеянных искусством прошлого: о К., полу­чившем здесь имя «Антиной», Л. Зиновьева-Аннибал, будучи одной из активных уча­стниц кружка, высказывалась как о «порази­тельном александрийце <...> с тихим ядом изысканных недосказанностей, приготовляю­щем новое будущее жизни, искусству и всей эротической психике человечества» (Н. Богомо­лов).

В это время К. тесно сближается не только с лит. элитой, но и с выдающимися художни­ками нового направления - «Мир искусст­ва» (К. Сомов, С. Судейкин, Н. Фефилактов, А. Бенуа, Л. Бакст и мн. др.). Здесь личность К. становится своего рода худож. объектом - и сам загадочный облик К., и дразнящая «тайным и явным эротизмом» его поэзия, как бы сохраняющая волнение интимной жизни давно ушедших эпох. Позже появились лю­бопытные суждения о К. этого периода: «...когда я вижу прекрасные старинные вещи, затаившие в себе чью-то давнюю жизнь, впи­тавшие в себя радости и тревоги многих по­колений, вещи, о которых мы ничего в точно­сти не знаем, но которые сами зато очень много знают, но не могут или не хотят ничего о себе рассказать,- я вспоминаю Кузмина и его стихи» (Головин А. Встречи и впечатле­ния. Л.-М., 1940).

В кон. 1906 в «Весах» выходит повесть К. « Крылья » (отд. книгой - 1907, 1908, 1923). Своей впервые в отеч. лит-ре открыто заявленной гомоэротической те­матикой эта кн. принесла К. шумную и скандальную славу. Блок в записной книжке (дек. 1906) назвал «Крылья» «чу­десными»; отмечая вскоре в них и «некото­рую» дань «грубому варварству», он тем не менее пояснял, что оно «совершенно тонет в прозрачной и хрустальной влаге искусст­ва»: «Имя Кузмина, окруженное теперь ка­кой-то грубой, варварски-плоской молвой, для нас - очаровательное имя... художник до мозга костей, тончайший лирик, остроумней­ший диалектик искусства» («О драме», 1907). Решительно была не принята повесть в кругу Мережковского и Гиппиус. Попытка объективного анализа «Крыльев» была сде­лана Л. Гуревич в ее «Заметках о совр. лит-ре» (раздел «Дальнозор­кие»): повесть определялась как идеологич. произведение К., в кот. развивается мысль о «крылатости» всякой любви и «урод­стве всякого самоограничения». Хотя с авто­ра и снималось обвинение в «порнографич­ности» («он нигде не разворачивает перед нами „соблазнительных” картин, нигде не употребляет своего соблазнительного дара на то, чтобы представить внешние подробно­сти эротической жизни»), все же произведе­ние в итоге осуждалось как выражение «де­кадентского индивидуализма», возвеличива­ющее вовсе не идею Платона высшей лично­сти («Пир» и др. трактаты), а всего лишь «конкретное человеческое существо, много­голосое, пестрое и дробное, в противоречии своих наклонностей» (Русская мысль. 1910. № 3). Прямой поддержки это произ­ведение К. как философский роман о свобод­ной любви и гомоэротическом воспитании в отзывах современников не нашло.

В 1908 в изд-ве моск. символистов «Скорпион» выходит перв. кн. стихов К. « Сети » (переизд. дважды - 1915, 1923), ставшая в русской поэзии XX в. явле­нием, а в силу оригинальной композицион­ной продуманности и благодаря ритмическо­му, фоническому и строфическому богатству в изв. степени и «учебником». За К. окончательно упрочивается слава поэта, все­цело поглощенного темой любви («Любовь - всегдашняя моя вера»). Лит. элитой книга была единодушно встречена с неподдельным восхищением. Блок писал: «...читаю Вашу книгу вслух и про себя, в од­ной комнате и в другой. Господи, какой Вы поэт и какая это книга! Я во все влюблен, каж­дую строку и каждую букву понимаю...» (13 мая 1908); в своей рецензии на книгу чуть позже: «Если Кузмин стряхнет с себя ве­тошь капризной легкости, он может стать пев­цом народным». И. Анненский в статье «О совр. ли­ризме» (1909) писал: «В лиризме М. Кузми­на - изумительном по чуткости - есть време­нами что-то до жуткости интимное и нежное и тем более страшное, что ему невозможно не верить, когда он плачет» (Книга отраже­ний). Н. Гумилев, начавший свой долголетний знаменитый обзор текущей поэзии именно с «Сетей», отмечал «опьяняю­щие» и «восхищающие» оригинальные раз­меры и «звонкость рифм» (несколько позже он назовет стих К. «звучащим утонченно и странно»). Ограниченность К. Гумилев ви­дел в том, что поэт «является рассказчиком только своей души, своеобразной, тонкой, но не сильной...». Основательнее конкретизировал своеобра­зие кузминского стиха в отзыве 1909 Брюсов: «Несомненное дарование поэта, дар стиха, певучего и легкого, М. Куз­мин обогатил изучением старофранцузской поэзии, из которой вынес любовь к сложным строфам. Маленькие неправильности ритми­ки, ударений и самого языка <...> придают его стихам какое-то новое очарование...» (Далекие и близкие. М., 1912). Во­проса о национальных мотивах в тв-ве автора «Сетей» касались и другие. Блоком он был назван «подлинно русским поэтом, не взявшим напрокат у Запада ровно ничего, кроме атласного камзола да книжечки когда-то модного французика Пьера Луиса»; по Гумилеву, взаимоотношения национального и европейского в поэзии К. более серьезны: от первоначального дендиз­ма поэт лишь через мистицизм приходит к вы­ражению «славянской души»; Волошин в па­радоксальном слиянии в К. французской кро­ви с «раскольничьей» (как «органическом сплаве исконно славянского с исконно латин­ским») видит основу его творч. натуры, «ключ» к пониманию его «антиномий» (Лики тв-ва).

За «Сетями» следует кн. « Комедии » (1909) и изысканно изданная кн. «песен» « Куранты любви », с нотами автора и лю­бовно проиллюстрированная близкими дру­зьями поэта С. Судейкиным и Н. Фефилактовым (1910), стих кот., по словам Гумиле­ва, «льется, как струя густого, душистого и сладкого меда, веришь, что только он - ес­тественная форма человеческой речи... Эта поэма составлена из ряда лирических отрыв­ков, гимнов любви и о любви. Ее слова можно повторять каждый день, как молитву...».

В 1910 в «Аполлоне» (№ 4) появляется ст. К. « О прекрасной ясности » («идея кларизма» К. послужила для акмеистов свое­образным манифестом). Автор обосновывал обязанность художника давать миру «строй­ность» в противоположность тем, кто «несет людям хаос, недоумевающий ужас и расщеп­ленность своего духа».

В 1910 К. публ. 2 кн. рассказов, в 1913 выходит третья. В это время появляют­ся романы: « Плавающие путешест­вующие » (1915), « Тихий страж » (1916), « Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро » (1916 - в альм. «Стре­лец». Сб. 2; 1919 - отд. изд. с книжными ук­рашениями М. Добужинского). Посвятивший книгам «рассказов» статью «О прозе М. Кузмина» (Аполлон. 1910. № 7) Вяч. Иванов характеризовал автора как «очаровательного и единственного в сво­ем роде фабулиста-прозаика», высказывал­ся об общей «идеальной уравновешенности» его прозы. В стилизованных произведениях выявлялось влияние авантюрного романа ан­тичности и французского романа XVIII в., в произведениях на тему совр. русской жиз­ни - «влияние бытописательной манеры Лес­кова». Сам К. считал прозу Лескова «сокро­вищницей русской речи, которую нужно бы иметь настольной книгой наравне со слова­рем Даля» («О прекрасной ясности»). В 1916 Б. Эйхенбаум связал прозу К. с «младшей линией» русской прозы (Даль, Мельников-Печерский, Лесков) и определял ее пафос как «грациозное, наивное созерцание жиз­ни, как причудливый узор» - в противопо­ложность «чеховской неврастении», «искус­ству целеполагающему, высокому» (Сквозь лит-ру. Л., 1924).

За «Курантами любви» выходит кн. стихов « Осенние озера » (1912). «Как и „Сети” <...> „Осенние озера” почти исклю­чительно посвящены любви. Но вместо преж­ней нежной шутливости и интимности, столь характерных для влюбленности», здесь появ­ляются «пылкое красноречие и несколько торжественная серьезность чувственного вле­чения. Костер разгорелся и из приветного стал величественным», - отзывался Гумилев. В мастерстве К. русская поэзия, подчеркивал он, показательнее, чем у кого-либо из др. поэтов, «навек попрощалась с кустарным способом производства и стала искусством трудным и высоким, как в былые дни своего расцвета...»; неслучайно К. «любит трудные строфы и размеры, в которых вполне прояв­ляется его власть над стихом» (Н. Гумилев). Третья кн. стихов К. « Глиня­ные голубки » (1914) ничего нового в хоро­шо разработанную биографически любов­ную тематику уже не вносит. Неслучайно О. Мандельштам, отметив в стихах К. «гетевское слияние» «формы» и «содержания» («сладостно читать живущего среди нас клас­сического поэта»), одновременно и трево­жился об опасной стороне кузминского «кла­ризма»: «Кажется, что такой хорошей пого­ды, какая случается особенно в его [Кузмина] последних стихах, и вовсе не бывает» (О сло­ве и культуре. М., 1987).

Революцию 1917 К. поначалу приветст­вует за ее видимый пафос свободы. В дневни­ке 4 дек. 1917 записывает: «Солдаты идут с музыкой, мальчишки ликуют. Бабы ругают­ся. Теперь ходят свободно, с грацией, весело и степенно, чувствуют себя вольными. За од­но это благословен переворот». Однако вскоре эта запись сменяется другой: «...до­рвавшиеся товарищи ведут себя как Аттила, и жить можно только ловким молодцам» (март 1918). В его дневнике появляются за­писи, в которых реальность воспринимается как кошмарный сон: «Ведь это все призра­ки - и Луначарский, и красноармейцы, это­му нет места в природе, и все это существует. Какой кошмарный сон» (12 нояб. 1918 г . // Минувшее. М.-СПб., 1993. № 12). В 1918 в петерб. изд-ве «Прометей» выходит новая кн. К. « Вожатый », свиде­тельствующая о заметном обновлении его поэзии. По словам рецензента, она доказы­вала, что «поэт Кузмин - наш и муза его нуж­на нашим жестоким дням, как благая весть мира» (Оксенов И. Книги М. Кузмина // Записки Передвижного общедоступного теа­тра. 1919. Вып. 22–23). «„Вожатый”, - пи­сал в статье о К. «Радостный путник» Э. Голлербах, - знаменует собою крушение ден­дизма», взамен чему достигается «углубление, просветление духовной жизни автора» (Книга и революция. 1922. № 3). Обраща­ясь 29 сент. 1920 к К. с приветствием по слу­чаю его юбилея, Блок высказывался: «...как это чудесно, что, когда все мы уйдем, родятся новые люди и для них опять зазвучат ваши „Александрийские песни” и ваши „Ку­ранты любви” - те самые, которые омывали и пропитывали и жгли солью музыкальных волн души многих из нас...».

В 1920-е выходит 7 поэтич. кн. К. (« Нездешние вечера », 1921; « Парабо­лы », 1923, и др.). Критикой отмечалось ис­ключительное эвфоническое богатство их стихов: «Кто другой умеет извлекать из рус­ской речи эти сцепления согласных - ворку­ющие и скрежещущие, эти тающие и реву­щие трубы? Сочетанье гласных - лепет и гро­мы? Русская речь не ведала равного масте­ра» (Жизнь искусства. 1921. № 767/769). Указывалось вместе с тем и на усиление тен­денции к герметизму в поэзии К.: переход от «кларизма» к «темному велеречию гностиче­ских стихов» (Совр. записки. 1922. Кн. XI).

Посл. книга стихов К. « Форель разбивает лед » (1929) была уже встрече­на почти полным непониманием и непризна­нием со стороны современников. Начинался «новый период, коренное изменение манеры и стиля и дальнейшее усложнение поэтичес­кого метода». В кн. глубоко зашифрована личная биографич. тема поэта. В фор­мальном отношении книга представляет со­бой «своеобразное слияние трех основных родов поэзии: лирики, эпоса, драмы», а так­же «тяготение к изощренной композиции: по­вествованию или стиховому циклу придается форма то 12 месяцев, то семи дней недели, то семи створок веера»; использование раз­говорной интонации в стихе являет здесь «верх достигнутого» в этой области в русской лит-ре (В. Марков). В про­тивоположность солнечной стихии «Алексан­дрийских песен» мир посл. книги К. предстает как бы увиденным в заходящем ве­чернем либо лунном свете, а также сквозь пе­лену морской воды, образ которой повторя­ется как рефрен: «Зеленый край за паром го­лубым...»; это мир, увиденный героем, погру­жающимся в глубину прошлого: «Останься здесь! Ты видишь: не могу! / Я погружаюсь с каждым днем все глубже...» (« Восьмой удар »).

Рассматривая книгу как единое сюжет­ное целое (поэму), совр. исследователь по­лагает в качестве ее семантической доми­нанты тему «превращения», происходящего в ней между различными временами, видами духовно-творч. сознания, образами ее героев и вообще состояниями (преимущест­венно полярными, контрастными) бытия, чем и порождается особая оркестрованность книги, ее лукавая легкость и насмешливая серьезность. «Дирижером» же в поэме выступает мета­фора, которая, как кажется, и является основ­ным героем этого произведения. Сюжет по­эмы можно определить при этом как «каприз­ные пути» метафоры (Бабаева Е. Капризны­ми путями (Опыт прочтения поэмы М. Кузь­мина «Форель разбивает лед») // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996).

К нач. 1930-х К. вытесняется из лит­ры. В «Лит. энциклопедии» его тв-во ха­рактеризуется как «знаменующее» собой «процесс буржуазного перерождения дво­рянской интеллигенции XX в.», выражение «экспансии в область искусства буржуазно-помещичьего блока», стремящегося к «все­стороннему использованию своего положе­ния, к утонченному наслаждению жизнью, к художественной сублимации своего бытия, к эстетизации своего быта» (М.-Л., 1931. Т. 5). И только как пример «исключительного ритмиста» упоминает К. Пяст в своей кни­ге «Совр. стиховедение».

В 1930-е К. публ. только как пере­водчик (Гомер, Апулей, Боккаччо, Гете, Гейне, Мериме и др.) и как рецензент (рец. на события лит. и театрально-муз. жизни он писал на протяжении всего творч. пути), хотя продолжает пи­сать и стихи. Все написанное (сб. стихов, по­эма, переводы) пропало, будучи реквизиро­вано при аресте в 1938 друга К. - Ю. Юркуна. Сохранился не полностью еще опубл. огромный дневник, кот. велся по­этом на протяжении четверти века. Живет К. в 1930-е бедствуя: «М. Кузмин пришел к Чулковым (Москва 1935–1936 гг.) нищий и оборванный, но стойкий духом. Он прочел пьесу „ Нерон ”, вызвавшую общее восхище­нье блестящим остроумием. Пьеса остро со­временная» (Мочалова О. Лит. встречи. 1956 // РО ИМЛИ. Ф. 392). Умер К. от сер­дечной астмы. В посвященном К. воспомина­нии («Послушный Самокей») А. Ремизов, мысленно обращаясь к нему, писал: «Ваша звезда не погасла: она мне видится над зеле­ным морем среди мигающих мохнатых звезд... Ваше имя еще живет в кругу книжно­го Петербурга и всегда останется у люби­телей стихов» (Пляшущий демон. Париж, 1949).

Адреса в СПб.-Л-де: 1902–04 - Васильевский о-в, 9-я линия, 28; 1910–12 - квартира В. И. Иванова («Башня»), ул. Таврическая, 35; 1912–13 - доходный дом на Рыночной ул., 16; 1914 - квартира Е. Нагродской на Морской ул. (Большая Морская ул.), 46; 1914–15 - ул. Спасская (ул. Рылеева), 11; 1915 - 1.3.1936 - Спасская ул., д. 17, кв. 9. Скончался в больнице им. Куйбышева (ныне Мариинская больница) на пр. Володарского (ныне Литейный пр.), д. 56. В нач. 2010-х надгробие К. на Литераторских мостках Волкова кладб. было отреставрировано.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. 195 ед. хр. 1773–1936 гг. и включает в себя письма М. А. Кузмину: Л. И. Борисова, Н. Н. Евреинова, В. М. Жирмунского, И. С. Зильберштейна, П. Н. Лукницкого, И. М. и Ф. М. Наппельбаум, М. В. Нечкиной, В. Ф. Нувеля, Н. В. Смолича, А. Н. Тихонова, К. А. Федина, В. М. Ходасевич, А. Н. Чеботаревской, Ю. И. Юркуна и др., а также учреждений и организаций (1886–1936). Договоры с книгоиздательствами (1915–28). Фото индивидуальные и в группах, док-ты имуществ. характера. Письмо С. Э. Радлова В. Б. Шкловскому (1920).

Соч.: СС: Т. I–IX. Пг., 1914–18; Собр. стихотв.: Т. I–III. München, 1977; Проза.: Т. I–IX. Berkeley , 1984–90; Дневник 1934 года. СПб., 1998; Проза и эссеистика: В 3 т. М., 1999; Стихотворения (БП. БС). СПб., 1999; Дневник. 1905–07. СПб., 2000; Дневник. 1908–15. СПб., 2005; Стихи // Царскосельская антология / Сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990; Марков В. Поэзия Михаила Кузмина // Мар­ков В. О свободе в поэзии. СПб., 1994; Михаил Кузмин и русская культура XX в. Л., 1990; Богомолов Н. Ми­хаил Кузмин. М., 1995; Богомолов Н., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. М., 1996; Корниенко С. В «Сетях» Михаила Кузмина. Ново­сибирск, 2000; Михайлов А. Инструментарий Михаила Кузьмина-рецензента // Русский лит. портрет и рецен­зия в XX в. СПб., 2002; Санкин С. Заметки к текстам М. А. Кузмина // Русская лит-ра. 2002. № 1; Тимофеев А. Михаил Кузмин и его окружение в 1880–90-е гг. Новые мат-лы к биографии // Русская лит-ра. 2002. № 4; Панова Л. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006; The Many Facets of Mikhail Kuzmin / Ed. by L. Panova with S. Pratt. Compiled and Introduced by L. Panova. Bloomington, IN: Slavica, 2011; Богомолов Н., Малмстад Дж. Михаил Кузмин. М., 2013 (ЖЗЛ).

А. Михайлов

  • Кузмин Михаил Алексеевич