Кузьминский Константин Константинович


КУЗЬМИ́НСКИЙ Константин Константинович [16.4.1940, Л-д - 2.5.2015, Лордвилль] - поэт, эссеист, издатель, акционист.

Отец - художник, мать - учитель, по др. свед. инженер-дизайнер. Окончил английскую школу. Полтора года учился на биолого-почвенном фак-те ЛГУ (1957–60). Затем на театроведч. фак-те в ЛГИТМиК (1964–66), откуда, как раньше из ЛГУ, был отчислен.

Работал в кач-ве рабочего тарной фабрики, ликеро-водочного з-да, подсобником в типографии АН, рабочим сцены Кировского театра, маляром в ГРМ, рабочим геологич. экспедиции, рабочим в Эрмитаже, экскурсоводом в Александро-Невской Лавре, Павловске и Петродворце, Алупке, рабочим на киностудии и в зоопарке (далеко не полный перечень его занятий).

«С детства писал стихи, в 1953–56 печатался в газете “Ленинские искры”, позже - в газете “Электросила”. В кон. 1950-х начал относиться к своим лит. занятиям серьезно. Испытал влияние русской поэзии ХVШ в. и кубофутуристов, в особенности А. Крученых, А. Туфанова, В. Маяковского, Т. Чурилина. Некоторое время посещал ЛИТО под рук. Т. Гнедич в г. Пушкине, которая высоко оценила его переводы из английской поэзии; исполнял обязанности ее лит. секретаря. В нач. 1960-х стал развивать теорию “звукового стихописания”: “Я верю в первичность звука. Моя поэзия - система звуков, образов, созданных звуком, хотя, конечно, стих должен быть оправдан присутствием в нем смысла”. До 1975 написал 300 стихотворений, большая часть кот. - эксперименты в области фонетики поэтической речи. Вместе с тем он привносил в поэзию живые приметы города (кот. он называл не иначе, как Петербургом), нелицеприятную оценку переживаемого времени, иронию, иногда - шокирующие обывателя выпады. Некоторые стихи исполнялись популярными бардами» (Самиздат Л-да. 1950-е - 1980-е. Лит. энц. М.: НЛО, 2003). К. «в поэтическом творчестве периода эмиграции остался верен избранному в юности направлению, несколько усилив элементы зауми и чаще используя ненормативную лексику» (Там же).

Однако в 1960-е К. писал муз. и вполне ясные в смысловом отношении стихи, показав себя мастером традиционного русского стиха. Иногда они были незатейливы, но, может быть, поэтому становились песнями, как, напр., изв. стих. « Туман» (исполненное В. Высоцким) . Тогда же К. создает ряд стих., посвящ. Л-ду - « Где Петропавловская крепость…», «Набережная, 1766», «Ночью, ночью, ночью…» и др., в кот. создает свой неповторимый образ города. Стихи традиционны, музыкальны, наполнены живой лексикой.

Значение К. для лен. и шире для русской лит-ры заключается не только в его худож. произведениях, хотя некот. из них, как поэмы « Томь » (1962) и « Биробиджан» (1974) в 1970-е имели хождение в лит. кругах Л-да, исполнялись поэтом на квартирных поэтич. чтениях, но прежде всего ― в его обществ. позиции. «Я литературу на “литературу” и “жизнь” не разделяю, для нас она была ― едина» (Из инт. Д. Иоффе). Начиная с 1960-х К. активно позиционировал себя как борца с офиц. лит-рой (и культурой в целом), активно содействуя развитию самиздата, организации лит. вечеров и квартирных выставок. Принимал актив. участие в организации и попытках изд. антологии андеграундной поэзии Л-да «Лепта» и прозы ― «Лепрозорий–23», совм. с Г. Ковалевым и Б. Тайгиным был сост. самиздатовской «Антологии сов. патологии» (1962). Собрал огромный архив поэтич. текстов, на основе кот. издал после эмиграции за рубеж в 1975 девятитомную поэтич. антологию « У Голубой лагуны ». В эмиграции некот. время возглавлял кафедру русской лит-ры в Остине, год преподавал в Техасском ун-те, затем перебрался в Нью-Йорк. Сотрудничал в Ин-те совр. русской лит-ры.

В 1997 назван лауреатом премии Андрея Белого в номинации «За особые заслуги в развитии русской лит-ры». Ю. Новиков так оценивает явление К.: «Кузьминский одним из первых в России осознал полноценную значимость той литературы, к которой принадлежал сам и которую пестовал, защищал, а потом сохранял и издавал, - литературы культурного сопротивления и творческой свободы. Он был и остался свободным человеком, полагая свободу единственным состоянием личности. В его жизни мы вряд ли найдем примеры морального ригоризма, но мы можем ощутить убийственный контраст брутальной механической системы с живым вольнолюбивым человеком, лишенным комплексов и слабовольных сожалений» («Самиздат Л-да»).

После выхода за рубежом сб. «Пять молодых поэтов Л-да», где наряду со стихами А. Кушнера, Г. Горбовского, И. Бродского и В. Сосноры опубл. стихи К., появилась рец. на это изд., в кот. о К. сказано: «Иногда он вторит моде пятидесятилетней давности - и пишет стихи без единого знака препинания, иногда повторяет азы модернизма десятых годов, но талант поэта пробивается и через его подражательные стихи, - и тогда его строки звучат крепко и уверенно: “…Всю кровь мою - одним глотком! / Как колокол, гудит глагол / Глагол гудит, глагол поет, / и гул могил меня проймет… / На зуб попробовал глагол - / увы! - я голоден и гол”» (Васильева Е. Там, где не умерла поэзия // Русская мысль. Париж, 1975. Весна-лето). О стихах К. в сб. «Русские поэты на Западе. Антология совр. поэзии третьей волны эмиграции», сост. А. Глезером и С. Петрунисом, В. Синкевич заметила: «Как всегда забавен Константин Кузьминский своими эротическо-вакхическими строчками с “перчинкой” и “порочинкой”».

О К. существует огромный пласт самых разных откликов, в значительной мере они относятся к его антол. «У Голубой лагуны». Составитель поэтич. антол. «Строфы века» Е. Евтушенко писал о К.: «Константин Кузьминский останется в истории русской литературы как издатель девятитомной “Антологии новейшей русской поэзии у Голубой лагуны” (1980–86), содержащей огромную панораму ленинградского и провинциального андеграунда 50-х - 70-х гг. Издание не окончено, в частности, не издан том, посвященный Москве; к тому же один из томов - полутом 3Б - уничтожен, существуют считанные его экземпляры. В антологию включены в их “самиздатском” виде произведения нескольких сот авторов, часто имеющие немалую художественную ценность» (Евтушенко Е. Строфы века. Минск-М., 1995). Евтушенко называет К. «издателем», но более точное определение «создатель» (др. сост. - Г. Ковалев, чья роль, по признанию самого К., весьма значительна). Эта антология должна рассматриваться как авторская кн., своего рода худож. произведение, гл. произведение всей жизни К. Трофименков М. пишет о нем: «Оказавшись в Нью-Йорке, он возлег в подвале дома, занятого художниками-эмигрантами, и в одиночку при помощи пишущей машинки и компьютера, взялся за бескорыстную публикацию (фактически - спасение) новейшей русской поэзии… За спасение всего - текстов гениальных и текстов бездарных - в надежде, что время разберется само. Жанр издания Кузьминский определил как коллаж. Там намешано все: стихи и письма, анекдоты и сплетни, фотографии и протесты в ЦК КПСС, дневники и подробнейшие анкеты, на которые Кузьминский заставлял отвечать художников и поэтов. Все это пропитано мемуарной прозой составителя, остроумной, цветастой, иногда - хамской. Он набрасывает сотни портретов поэтов и художников, стукачей и проституток, хозяек салонов и просто тихих сумасшедших» (Трофименков М. Истории из спецхрана // Смена. 1990. № 126. 1 июн.). «Девять томов антологии по 700–900 страниц каждый. Все это - ручной набор, одним пальчиком. Никто не верит, что за свой счет» (Грант А. Домовой русской Америки).

Действительно, антология не похожа ни на что существовавшее в лит-ре до тех пор. Эта своеобразный роман, в кот. К. является одновременно автором и героем наряду с множеством др. действующих лиц. Поэтич. жизнь и просто жизнь в лит-ре одновременно является самой лит-рой, худож. романом на докум. основе. Это индивидуальный, одноразовый и неповторимый жанр лит-ры, созданный К. для себя. Все жанры и виды лит-ы отвергнуты как рутинные, но абсолютизирована новизна, свобода, отвергнуты все формы жанровой скованности. Свобода во всех видах лит-ры провозглашена как условие самореализации личности. И здесь К. - безусловный новатор, писатель (поэт) совершенно новой формации. К. отказывается от традиционных норм языка, упрощает синтаксис и орфографию, пользуется возможным минимумом для обмена информацией. К. отказывается писать имена с прописной, сокращает имена, говорит намеками, без расшифровки (знающие поймут), но далеко не всегда формулируя мысли в согласии с требованиями логики.

Антология К., его гл. творч. произведение, вызвала неоднозначную, но широкую реакцию в лит. кругах. К. дает достаточно поводов для диаметрально противоположных суждений об антологии и о себе. Оценивать значение тв-ва К. для лит-ры еще рано. Не говорить о личности К. нельзя, т.к. нельзя не признать огромного влияния К. на лит. и худож. андеграунд в Л-де как до его отъезда в США в 1975, так и после, и прежде всего в связи с выходом его антол. «У Голубой лагуны».

Но и разменяв восьмой десяток, К. продолжал работать: в 2009 им издан перв. том из трехтомника о жизни и тв-ве художника Вас. Ситникова, собирался видеоархив об Ал. Хвостенко. О самом К. в 2006 А. Загданским снят докум. фильм «Костя и Мышь», получивший спец. приз жюри на моск. фестивале докум. фильмов «Сталкер».

Соч.: Трое, не размыкая уст (совм. с А. Цветковым и Э. Лимоновым). Лос-Анджелес, 1981; Бараки Л-да // А-Я. Париж, 1983. № 5; Стансы к лангусте, или Томление о Тямпе, 1986–88, и прочее разных лет. Н.-Й., 1989; Пулеметные лепты (троекнижие): Стих. СПб., Н.-Й., 1995; На смерть Анвара. Н.-Й., 1984; Копье Чаки. Н-Й., 1984; Сефардская невеста. Н.-Й. (б.г.); Про ето: Семь лирич. поэм к Т. Г. Н.-Й., 1987; Вавилонская башня: Конструкция. 1967–72. Н.-Й., 1992; Любовь и злато: Эссе // Век ХХ и мир. 1994. № 9–10; Стихи. 1987–90. СПб., 1995; Юлдызъ / Pyraña, или Рыбная неделя Великого поста. Брайтонъ-Битчь, 1997; На Галерной...: 56 стих.: Избр. (60-е гг.) / сост. Б. Тайгин. СПб., 1999; Крапленая колода: Избр. лирика. СПб., 2000; Не столько о поэтике, сколько ― об этике: Кн. писем. СПб., 2003; Антология новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны». Ньютонвилль, 1980–86; Антология новейшей русской поэзии / сост. К. Кузьминский, Г. Ковалев. Изд. 2-е, испр. М., 2006; По обе стороны океана. Избр.: Стих. / сост. А. Майзель. СПб., 2009; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; Пансион Беттины // Крещатик. 2015. № 1 (67); Hotel Zum Тюркен. Лордвилль-Хэнкок, 2013; Роман-газета. Лордвилль-Хэнкок, 2014.

Лит: Massie S. The Living Mirror: Five Young Poets from Leningrad . Garden City, New York : Doubleday. 1972; Милославский Ю. Об антологии Константина Кузьминского // Двадцать два. № 18; Крейденков В. Крупнейшая русская антология // Синтаксис. 1985. № 14; Трофименков М. Такелажник, поэт, «бродячий магнитофон» // Смена. 1990. 1 июн.; Махрова Г. Запретные краски эпохи. СПб., 1998; Кулаков В. «А профессоров, полагаю, надо вешать»: Антология новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» Константина Кузьминского // НЛО. 1995. № 14; Новиков Ю. Строитель Вавилонской башни: К портрету К. Кузьминского // НЛО. 1998. № 31; Кречетов В. Константин Кузьминский - «пятый поэт Петербурга» // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Гозиас С. Сплетни о современниках. Кн. 1. Kearney, NE, 2004. Горячева Ю. К юбилею ККК - Бунтарь, мудрец, энциклопедист и вечный ребенок Константин Кузьминский // НГ Ex libris. 2010. 29 апр.; Лапенков В. К 70-летию К. Кузьминского // Квадрига Аполлона. 2010. № 3; Лапенков В. Пара меморий. СПб., 2011; Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Сайты и эл. публ.: сайт премии Андрея Белого <http://belyprize.ru/ >; http://kkk-bluelagoon.ru/ ; http://mikhnov-voitenko.ru/kkk/kkk_pisma_1.htm ;  http://obtaz.com/k_kuzminsky_memeroy_01.htm ;

http://www.netslova.ru/kkk/ ;


В. Кречетов

  • Кузьминский Константин Константинович