Кузнецов Дмитрий Иванович


КУЗНЕЦО́В Дмитрий Иванович [6.9.1957, Л-д] - прозаик, драматург.

Отец - докт. технич. наук, проф., мать - врач. Еще будучи школьником, твердо уверовал, что будет писателем, хотя «тройка по литературе была праздником» (« Политехник », 1996). Но после окончания средней школы № 109 (1975) К. по настоянию родителей поступил в Лен. политехнич. ин-т, в кот. отец работал преподавателем на электромеханич. фак-те. И хотя К. не испытывал интереса к технич. наукам, институтский курс был благополучно завершен в 1981. Более того, после трехгодичной отработки в одном из лен. НИИ К. вернулся в Политехнический, поступив в аспирантуру, где проучился с 1989 по 1992. Аспирантское расписание давало возможность К. максимально реализовать «тягу к писательству». Защита канд. дис. в 1993 и выпуск перв. кн. К. совпали по времени. После защиты дис. до 1996 работал нач. международного отдела в том же ин-те (ун-те), затем преподавателем на одной из кафедр. Задача синтеза точных и гуманитарных наук, поставленная перед К. обстоятельствами его жизни, была решена профессиональным обращением к философии: в 2007 К. защитил в РГПУ им. А. И. Герцена докт. дис. на тему « Антропология и гуманистические идеалы технич.образования ». В наст. вр. продолжает сочетать преподавательскую работу с лит. деятельностью. Он проф. Политехнич. ун-та, гл. ред. газ. «СПб. вестник высшей школы», автор и ведущий передачи «Лит. клиника» на радио «Россия. СПб.», в теч. мн. лет в качестве автора сценариев сотрудничает с телеканалами ГТРК «Россия 1. СПб.», ТРК «Петербург - Пятый канал», «Россия К » и «100 ТВ», в период с 1993 по 2011 опубл. 8 кн. В 1998 принят в СП России.

Интерес К. к лит. тв-ву обнаружился еще в школе. В сер. 1980-х начал посещать ЛИТО при СП РСФСР (рук. Е. Кутузов). Членами ЛИТО были И. Бояшов, Д. Каралис, В. Рекшан, С. Носов, А. Грякалов, С. Карпущенко, П. Молитвин. В нач. 1990-х в сб. молодых лен. писателей «Точка опоры» появился его перв. рассказ «Это судьба» (1991). Через два года в изд-ве «Контур-М» вышел авторский сб. « Рассказы » (1993). Потом пошли публ. в ж. «Костер» и «Новый ж.». В сер. 1990-х был прочитан на радио «Санкт-Петербург» артистом Б. Соколовым рассказ «Перемычка» (1986). По многочисленным просьбам его неоднократно повторяли. Удачный аудиоэксперимент навел К. на мысль изд. свои тексты в виде аудиокниг, что он и осуществил впоследствии, записав с петерб. актерами радиопостановки романа и пьесы.

Уже перв. тексты К., отмеченные экзистенциальным осмыслением повседневности, обнаруживающие связь с традициями «городской» прозы и «прозы сорокалетних», позволяют говорить о формировании в его тв-ве постреалистич. эстетики. Повести «Сердце у всех стучит слева» (1996), «Чужая ночь» (2003) имеют ряд типичных для новейшей урбанистической прозы черт: реконструируется социокультурная среда мегаполиса, отражается уровень перестроечных обществ. тенденций, фигурирует в качестве центр. персонажа знаковая фигура интеллигента, представителя науч. и творч. среды (изв. профессор, иностранный стажер, сотрудник международного отдела ун-та), озабоченного проблемой адаптации к изменившемуся (новому или чужому) соц. пространству.

Воссоздавая атмосферу мегаполиса, К. использует, зачастую пародийно, осн. составляющие «петербургского текста»: от климатических до мифопоэтических, реализуя метафору СПб. как «гиблого места». В рассказах «Машина» (1992), пародич. стилизации гоголевской «Шинели», и «Это судьба» (изв. скрипач обреченно исполняет плясовую) подвергается сомнению культурный статус города.

Часто в текстах К. маркируются петерб. погодные об-ва - дождь, снег, грязь, ветер. Автор охотно прибегает к приему остранения, повествование организовывается точкой зрения иностранца - эксплицируются абсурдность, миражность петерб. мира («Чужая ночь»,» «Перед взрывом» (2002). Персонажи К., пародируя гоголевских, ищут спасения в гиблом городе, но условием спасительной коммуникации становится алкоголь. Сам К. не считает алкогольную тему главной в своем тв-ве, он настаивает на том, что алкоголь - «только фон», что «лейтмотив - это русская тоска интеллигента, который боролся за «рынок», а стал голодранцем» («Политехник»). Тем не менее он не отрицает, что мотив саморазрушения - один из гл. его прозы. Неслучайно В. Снетков сравнивает героев К. с «малопривлекательными персонажами из книг Довлатова» («Политехник»). Концепция «нелояльности» города обнаруживает себя и в ист. романе «Перед взрывом», напис. к столетию основания Политехнич. ун-та и повествующем о событиях нач. века. В критике отмечается связь между эпохами, между «тем бардаком, который представляло русское об-во в годы революции» (В. Рекшан) и совр. об-вом. К. точно воссоздал «атмосферу государственных интриг и политиканства на фоне становления империи, отразив двойственность в поступках русского человека, который и тогда стремился совместить личные интересы с государственными» (А. Иванов). В то же время ист. и политич. контексты оживлены детективным сюжетом, этнографич. зарисовками, элементами микропоэтики комического, концентратом иронич. маркеров, пародийными подтекстами, свойственными поэтике прозы К. в целом.

В посл. время заметно усиление интереса К. к политике, этнополитике, истории. Он отдал дань худож. публицистике, написав 2 кн. о Киргизстане, но сохраняет интерес и к петерб. теме, работает над романом о петерб. периоде жизни О. Бетанкура.

Соч .: Это судьба // Точка опоры: Сб. повестей и рассказов. Л., 1991; Рассказы. СПб., 1993; Сердце у всех стучит слева: Повесть. СПб., 1996; Небо на ремонте: Пьеса // Новый ж-л. 1999. № 3; Перед взрывом: Роман. СПб., 2002; Чужая ночь: Повесть.СПб., 2003; Заказная литургия: Повесть. СПб., 2003; Трудная судьба демократа: Худож. публицистика. СПб., 2009; Kyrgyzstan: fight for democracy. Berlin, 2011.

Лит .: «Он почти как Экзюпери…» // Политехник. 1996. № 25 (3176); Рекшан В. «Воровать и разгильдяйничать» // Этажерка (прилож. к «Час Пик»). 1999, апр.; Иванов А. Вымысел или реальность? // Питерbook. 1999. № 5; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

Л. Григорьева

  • Кузнецов Дмитрий Иванович