Кузова-Трулль Оксана Владимировна


КУЗОВА–ТРУЛЛЬ Оксана Владимировна [19.10.1945, Л-д] – художник, искусствовед, журналист; мемуарист.

Родилась в семье инженеров, вернувшихся в Ленинград после работы на оборонных объектах Новосибирска, Барнаула, Челябинска во время ВОВ. Отец - В.А. Трулль (1916–1996), доктор технических наук, профессор ЛИСИ (ныне СПбГАСУ), всю жизнь был связан с гос. проектами по электрификации страны, создавая и испытывая технич. сооружения. Мать – В.С. Трулль (1920–1951), выпускница ЛИСИ, погибла в результате несчастного случая, когда дочери было 6 лет. Вторая жена отца – Г.П. Хоменко (1925–2007), пианистка, преподаватель Музыкальной школы им. М.П. Мусоргского, включила семью в творческую жизнь города. Сестра К.-Т., дочь В.А. Трулля от этого брака, Наталья Трулль стала известной пианисткой, лауреатом конкурса им П.И. Чайковского. В настоящее время живет в Москве и гастролирует по многим странам мира. Между сестрами всегда существовала дружба и духовная близость.

По родст. связям семья К.-Т. международная: дед родом из Эстонии, двоюродная сестра отца К.-Т., известная поэтесса Дебора Вааранди. Белорусская ветвь захватила начало ХХ в. в Витебске. Семья пережила революцию 1917 г., Гражданскую войну, коллективизацию; её представители участвовали в ВОВ, жили в оккупированном Минске, участвовали в его возрождении. История рода впоследствии стала для литератора К.-Т. темой докум.-ист. прозы и продолжает изучаться.

К.-Т. приобщилась к худ. образованию с 12-ти лет, посещая Дворец пионеров им. А.А. Жданова, затем – худ. школу при ЛХУ (ныне СПб худ. уч-ще им.Н.К. Рериха); в 1960 поступила в это училище на декор.-оформит. отд. Время обучения пришлось на «оттепель», что имело значение для формирования личности К.-Т. Большое влияние оказали на неё преподаватели Г.А. Глаголева (искусствознание), Л.А. Оскорбин, М.Г. Тиме (Блок), А.П. Зайцев, Ц.Я. Бутман (живопись) и Е.Н. Дрыжакова-Альтшуллер (литература). В 1965 К.-Т. защитила диплом на тему « Проект выставки “История воздухоплавания в России” ». После защиты К.-Т. как художник два года работала в Петрозаводске, где познакомилась сдеревянным зодчеством Карелии, но не закрепилась в этом городе и в 1967 вернулась в Ленинград. В Петрозаводске остался, и сейчас находится в Музее иск. Карелии, ее портрет, работы скульптора Э.А. Акулова, тоже учившегося в ЛХУ.

В 1968 художница вышла замуж за бывшего соученика по училищу Г.А. Кузова, создававшего в эти годы со своими коллегами секцию плаката в ЛОСХе. Их творческий и семейный союз сохранялся до 1978. В 1969 родился сын, Антон Кузов, впоследствии принимавший участие в худож. выставках СПб.

Время «застоя» пришлось у К.-Т. на работу по специальности и поиски новых творч. возможностей. Это была «эпоха квартирников», т.е. неофициальных выставок и собраний по месту жительства, где обсуждались самые животрепещущие вопросы изобр. искусства. Одна из преподавательниц К.-Т. - Г.А. Глаголева - создала такой лит.- искусствоведческий «квартирник», собиравшийся у неё дома по субботам на протяжении 20 лет, и была рада видеть прежних учеников. Новые связи позволили К.-Т. активно включиться в творческую и лит. жизнь города.

С 1987 стала посещать курсы экскурсоводов при ВМП, которые в то время вела пушкинист Э.С. Лебедева (1937–2017), что позволило К.-Т. с 1987 стать нештатным экскурсоводом в Лицее и в музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, 12. Несколько лет была связана с этим музеем. Большое значение имели поддержка сотрудника ВМП, дочери Г.А. Глаголевой Е.Н. Монаховой и научн. руководство Э.С. Лебедевой.

К тому же времени относятся и первые лит. опыты К.-Т. в виде дневников, статей для муз. периодики, записей о событиях. Желание расширить образование привело художницу в 1991 в ВРФШ (Высшая религиозно-философская школа) – уч. заведение, открытое на новых основаниях. Как вольнослушатель она посещала занятия до 1996. Циклы лекций и семинары по классич. и новейшей западн. философии, истории христианства, ислама и русской религиозной философии стали базой фундаментальных знаний, позволившей понимать события совр. искусства и писать об этом, не впадая в дилетантизм.

В годы перестройки К.-Т. участвует в возрождении церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной пл., в которой отпевали А.С. Пушкина, подключив к этому отца как эксперта по конструкциям. Он дал положит. заключение о техническом состоянии здания, что имело в 1991 решающее значение при передачи храма церковной общине.

В это же время К.-Т. принимает участие в худ. выставках, экспонируя живописные и графические произведениях, а в 1996 вступает в ЛОСХ. С этого года активно включается в деятельность Союза: её работы часто можно было видеть в залах ЛОСХ, ЦВЗ МАНЕЖ, городских галереях и др. проектах.

Не прерывая углубленных занятий философией, в 1997 К.-Т. вступает в Религиозно-философское общество им. Вл. Соловьева, созданное астрофизиками Пулковской обсерватории, которое возглавлял видный ученый и публицист С.А. Гриб (1944–2018). Собрания этого общества включали в себя лекции специалистов - богословов, философов, литераторов - с целью обсуждения событий культурной и духовной жизни.

Альманах «Пушкинская эпоха. Христианская культура» с 1992 начинает публиковать заметки и статьи К.-Т. по различным вопросам, посвященным изобр. искусству и лит-ре в духе православия. Тогда же она составляет очерки для буклетов худ. выставок, принимает участие в их оформлении. Наиболее значительной работой стало соавторство в создании выставок спб. художников « Небо и Земля » в Литературном музее ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), о которых К.-Т. пишет аналитический очерк (1998–99).

В 1990-е К.-Т. пришлось адаптироваться к ситуации в состоянии кризиса искусства постперестроечного периода. Она знакомится с кругом деятелей «второй культуры», вышедшей на поверхность из недозволенности, выставляется вместе с ними, пишет о них тексты. В 2005 вступает в АИС (Ассоциация искусствоведов) и с 2007 ежегодно печатается в сб. «Петербургские искусствоведческие тетради», печатается в Междунар. худ.-публицист. альманахе «Зеленая ветка» - проект Союза писателей СПб., Российского Геогр. общества и Междунар. экологической организации «Зеленый крест» (гл. ред. Леонид Измайловский).

Поездки в Чехию и Германию приносят К.-Т. новые впечатления, способствуют глубоким размышлениям о путях развития искусства; взгляд исследователя становится более критичным. К.-Т. больше времени уделяет лит. занятиям, пишет статьи для коллекционеров. Ею была составлена опись собрания картин коллекционера Г.Н. Михайлова и в сборниках АИС опубликовано несколько статей об этом неоднозначном собирателе и его деятельности. Она вместе с Е.Н. Монаховой составляла опись произведений Е.И. Плехан (1933–1988), ученицы и друга выдающегося художника Н.П. Ульянова (1879–1949), преподававшей в худ. школе, где училась К.-Т.

К 100-летию революции, в 2017, К.-Т. написала развернутый текст о событиях прошедшего века, в разное время коснувшихся каждого члена ее семьи. Она воспринимает семейные судьбы как свидетельства эпохи, опровергая устоявшиеся штампы, напоминая о совершавшихся трагедиях.

Большая серьезная работа под названием « ХХ век – жизнь среди событий » готовится в наст. время к публикации.

В марте 2018 К.-Т. вступила в Российский Межрегиональный СП, входящий в Межд. СП, почетным членом которого является Ю.В. Бондарев, председатель Е.П. Раевский.

К.-Т. владеет архивом материалов, иллюстрирующих худ. жизнь СПб. нескольких десятилетий. Её работы как художника-живописца и графика входят во многие частные собрания России и европейских стран.

Соч.: [статья в буклете выставки] // Небо и Земля: выставка в Лит. музее Пушкинского Дома, 1995; [статья в буклете выставки] // юбилейная выставка А.П. Зайцева в Молодежном зале Мухинского училища, 1997; [статья в буклете выставки] // Художник Игорь Майоров, галерея Г.Н. Михайлова. СПб., 2001; Белорусский художник Александр Исачев (очерк для каталога). Минск, 2004; А. Исачев - художник массовой культуры // Зеленая ветка: альм. СПб., 2006; Александр Исачев – художник городской культуры нового времени (1955–1987) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2007. № 8; «Крошка Цахес » - гравюры Игоря Филатова (1939–1993) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2007. № 9; Дом разделенный (о проблемах искусства) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2008. № 12; Дом разделенный // Зеленая ветка: альм. СПб., 2008; Автопортрет с сигаретой (о погибшем художнике) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2009. № 14; Марина Георгиевна Тиме-Блок (1913–1999) (о племяннице А. Блока) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2010. № 18; Частная коллекция как культурный парадокс (о коллекции Г.Н. Михайлова) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2011. № 20; Прокрустово ложе рынка // Петербургские искусствоведческие тетради. 2012. № 24; Круги искусства (о творчестве А.П. Зайцева) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2013. № 27; Сумерки картины (интерпретация и творчество) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2014. № 30; Конец андеграунда (некролог галеристу Г.Н. Михайлову) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2015. № 34; Почему искусство не такой товар как другие // Петербургские искусствоведческие тетради. 2016. № 40; Дом разделенный // В поисках цельного знания. Свято-Филаретовский православный институт. М., 2016; Памяти моего отца В.А. Трулля (к 100-летию со дня рождения) // Сборник СПбГАСУ. СПб., 2016; «Таврическое» училище – оттепель // Петербургские искусствоведческие тетради. 2017. № 46; Два квартирника (сравнение двух тенденций в обществе) // Петербургские искусствоведческие тетради. 2018. № 51.

А. Раскин

  • Кузова-Трулль Оксана Владимировна