Махотин Сергей Анатольевич
MАХО́ТИН Сергей Анатольевич [12.5.1953, Cочи] - прозаик, поэт, журналист.
Мать - учитель русского яз. и лит-ры. Детство своё М. называет безоблачным. До 20 лет увлекался всем понемногу, не зная, кем стать. Служил в армии. Работал ассистентом звукореж. на Сочинском ТВ. Учился в Лен. ин-те киноинженеров (ушёл с первого курса). Окончил поэтич. отд. Лит. ин-та им. М. Горького в М. С 1973 живёт в Л-де.
В 1976 в ж. «Уральский следопыт» опубл. перв. стих. « Садовник ». С того вр. печ. в ж. «Костёр», «Пионер», «Искорка», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Детская лит-ра», «Колобок» и др. Много лет посвятил детской журналистике. В 1980 стал корр. газ. «Ленинские искры», в 1982 перешёл работать в «Костёр» (зав. отделом поэзии).
В 1985 в двух центр. изд-вах - «Детская лит-ра» и «Малыш» ― появились перв. книги детских стихов М.: «Море в банке» (Л., 1985) и «Здравствуй, день!» (М., 1985). По мнению критиков, М. сразу начал с высокого уровня мастерства. В его ранних стихах «слышится отдалённый отголосок мягкой квитковской интонации… часто звучащая нота добра и приятия жизни» (И. Токмакова): «У лесной тропинки / Мы к ручью присядем, / И по мокрой спинке / Мы волну погладим…». Пристально наблюдая детскую игру, М. «пишет о ней так же динамично, как в своё время написал Даниил Хармс» (И. Токмакова). Поэт отмечал, что испытывал профес. поддержку и влияние Н. Слепаковой, А. Крестинского, В. Берестова, В. Лейкина, М. Яснова. Привязанность к почве русской детской поэзии, её традициям декларирует М. открыто и просто: «Как это странно! / Я ведь / Сам первый раз / В ночном. / Может быть, чья-то память / В сердце живёт моём? / Может, мой пра-пра-прадед / Здесь сидел до утра, / Щурился, / Так же глядя / На огонёк костра. / Пас лошадей исправно, / Пёк картошку в золе, / Думал о том, / Как славно / Жить / На этой земле» (« В ночном »).
Следующие поэтич. сб. М. «Старшая группа» (М., 1988) и «Собака считает до одного!» (М., 1991) на фоне захлестнувшей в те годы лит-ру конъюнктурщины кажутся «несовременными», чуть наивными, ибо они «не суетливы, не сумбурны, не “клиповы”». «Они спокойны и радостны. В них мир не раздёргивается на составляющие, а собирается воедино» (И. Казюлькина).
Герои детских стихов М. живут в мире, где чётко проставлены нравств. ориентиры. Неслучайно в нач. 1990-х М.-поэт, глубоко чувствуя явную антипоэтичность времени, уступает место прозаику. Он пишет рассказы и сказки; пересказывает классиков зарубежной лит-ры, среди кот. М. Рид и Конан Дойл. Ключевой особенностью детской лит-ры 1990-х М. назвал «её невостребованность при одновременном дефиците» (Мир петерб. детской книги). Поэтому он всегда страстно пропагандировал хорошую детскую лит-ру, зная, сколь велика её роль в жизни растущего человека. Уйдя из ред. «Костра», М. собирался возглавить новый петерб. ж. «Лицей» (кот. не вышел из-за финансовых трудностей), работал ред. детской радиопрограммы «Заячий о-в» в теч. шести лет, в самые трудные для детской лит-ры времена - на рубеже 1980–90-х - поддерживавшей и сохранявшей в детях любовь и интерес к чтению.
В 1990-е пробует себя в ист. прозе. Изд-во «Лицей» начало в те годы вып. серию рассказов о православных святых, обращенных к самому маленькому читателю. В этой серии у М. вышло две повести: «Юноша стройный на белом коне» (СПб., 1993) о святом великомученике Георгии Победоносце и «Крест Андрея Первозванного» (СПб., 1993). Вслед за этим М. обращается к героич. армянскому эпосу, пересказывает «Сказания о сасунских богатырях» (М., 1996). Комментируя свой замысел, М. рассказывал: «Я задумал эту работу ещё в то время, когда национальные распри в бывшем СССР приобрели зверский характер. В книге есть такой эпизод. Пращур сасунских богатырей Санасар едет в страну каджей (колдунов) за своей невестой. И на перепутье трёх дорог встречается с небесным ангелом, принявшим облик древнего старика. Естественно, Санасар выбирает самую опасную дорогу и лишь просит старика дать ему напутственный совет. “Вот что запомни! - сказал старик. - Встретится тебе на дороге зверь ли, камень или куст, со всеми здоровайся, как ты поздоровался со мной, всем кланяйся. В заколдованную страну едешь ты, не поздороваешься - пропадёшь!” Это напутствие и сегодня …актуально. Уважай нравы и обычаи чужого народа, не лезь со своим уставом в чужой монастырь, иначе и самому пропасть недолго» (Мир петерб. детской книги).
Ист. проблематика столь глубоко и серьёзно завладела писательским сознанием, что М.-прозаик не расстаётся с ней, предлагая читателю возможность сегодня, на рубеже двух столетий задуматься о смысле, назначении и формах жизни. В самых разных фигурах из ист. прошлого человечества М. умеет рассмотреть те зёрна истины, что дают свои всходы в любые времена при любых обст-вах. Об этом романы М. «Марфа окаянная» (СПб., 1997) и «Владигор и звезда Перуна» (СПб., 1999); повесть «Ярослав Мудрый» (М., 2005); ист. роман «Ушаков» (М., 2007) - «история о русском флотоводце, не проигравшем ни одного сражения», как отмечается в аннотации к книге; ист. романы «Бетховен» (М., 2004), «Иоганн Себастьян Бах» (М., 2008) - «о гениальном композиторе, кот. своей музыкой “разговаривал с Богом”», «Рембрандт» (М., 2004) - рассказ «о сыне мельника, ставшем великим художником». Драма истории и человека в прозе М. передаётся посредством детского восприятия, что подтверждает укоренённость в сознании писателя ориентиров на детскую лит-ру.
Ценнейшее кач-во произведений М. в том, что серьёзность и дисгармония взрослой жизни в контексте детского мироощущения обретают гармонич. координаты. Это оказывается возможным, потому что автор понимает, что такое юмор, как он украшает и обогащает нашу жизнь. Как, напр., в главе «Часы» из повести «Дело о пяти минутах» (М., 2002): «Часы были старые… На золоченом круге были выбиты цифры: 1913. …Папа радовался и в кот. раз напоминал, что эти часы принадлежали его бабушке. Они пережили гражданскую войну, блокаду и многочисленные переезды с одной квартиры на другую. - Проникнитесь! - восклицал папа.― Ветром истории веет от этих стрелок. Чувствуешь, Миха? Миша ветра не чувствовал, но бой часов ему нравился. Будь у них регулятор громкости, он прибавил бы ещё звука». В этой остросюжетной повести есть приключения, похищение, таинственное исчезновение, погони ― всё, необходимое для настоящего детектива. В др. истории «из жизни» автор добавляет «немножко сказочности. Старенькая парикмахерша может слегка заколдовать девчоночьи косички, чтобы хулиган, дёргающий за них, перевоспитался (« Заколдованные косички»; М., 2000). Полярник Кузнецов избавляет город от опасного вируса ворчания («Вирус ворчания»; СПб., 2006)». При этом сказочность у М. - открыто наивная, чем особо подчёркивается важность детства и его уроков. Прикосновение к худож. слову, по твёрдому убеждению М., должно быть прикосновением к искусству, тогда оно способно качественно изменить нашу жизнь. Как произошло, напр., с героем его рассказа « Шестиклассник Серафим » (Костёр. 2003. № 4), кот. после прочтения стих. Пушкина «Пророк» не просто узнал, кто такой «шестикрылый серафим» и что означает его собств. имя, но и то, что язык, оказывается, служит не только для общения и передачи информации, он может удивлять, радовать, завораживать, менять отношения с окружающими.
2000-е стали для М. интересным творч. периодом. Он активно участвует в обществ. жизни, в деятельности писательских сообществ, изд-в, встречается с читателями, много печ. в периодике. Выходят в свет его новые кн. стихов для детей: «Вот так встреча!» (М., 2002), «В кого я такой?» (М., 2003), «Прогулки по лесу» (М., 2007). Языковая чуткость, без кот. не может быть поэта, в тв-ве М. транспонирована в тональность детства, поэтому интонации его ― будь то радостные, напористые или с затаённой грустинкой - это всегда интонации гармонии и радости жизни. Как-то раз на одном из выступлений поэта ребята спросили: «А какими мы будем в тридцатом веке?» И М. «удивился этой замечательной детской вере в то, что и в тридцатом веке мы будем живы и здоровы, а тогда, само собой разумеется, страшно интересно узнать про нас будущих. Подобные вопросы - радость для поэта, находчиво и весело ищущего свои «поэтические» ответы: «Когда-нибудь в тридцатом веке / Мы будем древними, как греки. / Нас в обязательном порядке / Всю четверть будут проходить, / И наши школьные тетрадки / Всех будут в трепет приводить»… Каждая новая книга М. ―…это чтение радости и чтение в радость: все эти тонкости многого стоят» (из воспоминаний М. Яснова).
Член Союза журналистов с 1982. В 1987 стал самым молодым членом СП СССР (позже СП СПб.). Лауреат премии им. С. Маршака. В 2008 за кн. « Вирус ворчания » получил в Копенгагене диплом им. Г. Х. Андерсена.
Соч .: Море в банке. Л., 1985; Здравствуй, день! М., 1985; Старшая группа. Л., 1988; Собака считает до одного. М., 1991; Юноша стройный на белом коне: Повествование о святом великомученике Георгии Победоносце. СПб., 1993; Крест Андрея Первозванного: Повесть. СПб., 1994; Сказания о сасунских богатырях. М., 1996; Марфа окаянная: Роман. СПб., 1997; Владигор и звезда Перуна: Роман. СПб., 1999; Заколдованные косички: Рассказы и сказки. М., 2000; Вот так встреча! М., 2002; Дело о пяти минутах: Детективная повесть. М., 2002; В кого я такой? М., 2003; Рембрандт: Ист. роман. М., 2004; Бетховен: Ист. роман. М., 2004; Ярослав Мудрый. М., 2005; Вирус ворчания: Повесть. СПб., 2006; Ушаков: Ист. роман. М., 2007; Прогулки по лесу. М., 2007; Иоганн Себастьян Бах: Ист. роман. М., 2008; Страшна Зброя (на украинском яз.) / Пер. И. Андрусяка. Киев, 2008; Глинка: Ист. роман. М., 2008; Прогулки по Москве. М., 2009.
Лит.: Абель И. Истории весёлые и грустные: Рец. // Сов. цирк. 1988. № 19; Токмакова И. Хорошо, когда надежды оправдываются // Детская лит-ра. 1989. № 12; Сергей Анатольевич Махотин // Мир петерб. детской книги: Творч. биографии. СПб., 2000; Путилова Е. От Перуна до «двоечника в законе»: Заметки о совр. детской лит-ре // Звезда. 2004. № 11; Шенкман В. Библия. Классика. Современность: урок 3. Рассказ С. Махотина «Шестиклассник Серафим» // Русская словесность. 2006. № 2; Порядина М. С чудесами или без? // Читаем вместе. 2007. № 5; Казюлькина И. Гармония звука и слова // Читаем вместе. 2007. № 6; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Бутенко. СПб., 2013.
Т. Рябова