Макогоненко Георгий Пантелеймонович
МАКОГÓНЕНКО Георгий Пантелеймонович [10.4.1912, г. Змиев Харьковской губ. - 3.10.1986, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] ― историк лит-ры, лит. критик.
Отец, Пантелеймон Никитич М., начинал как лесничий, но потом получил некую мелкую должность в Совнаркоме Украины. Мать, Мария Яковлевна, была учительницей в школе. В 1938 была избрана в Киевский горсовет. В войну была эвакуирована в Балашов и там в 1942 умерла.
До семнадцати лет М. жил с родителями. Но после девятого класса саратовской школы покинул родителей и отправился странствовать по Волге и Уралу. В 1930 приехал в Л-д. Сменил ряд профессий: работал чернорабочим, калильщиком литейного цеха з-да «Красная заря», сотрудником заводской газ.
В 1934 поступил и в 1939 окончил русское отд. филол. фак-та ЛГУ (с отличием). Слушал лекции Н. К. Гудзия и П. Н. Беркова. Был участником семинара Г. А. Гуковского и одним из его ближайших его учеников. С подачи Гуковского М. вскоре вошёл в дом К. И. и Л. К. Чуковских, кот. нередко консультировали его по некот. вопросам русской лит-ры XVIII–XIX вв. Уже в студенч. годы М. начал углублённое исследование узловых моментов лит. и обществ. развития России ХVIII в. Его перв. работы о Радищеве , печатавшиеся в «Звезде» и в «Ученых записках Лен. ун-та», были замечены уже в кон. 1930-х. Так Гуковский, издавая в 1939 свой учебник «Русская лит-ра XVIII в.», посчитал необходимым сделать отсылку к ещё не опубл. статье М. « Композиция “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева »; вскоре эта статья по его настоянию была включена в рукопись сб. ИРЛИ АН СССР «XVIII век». В числе ранних работ М. была и статья « Пушкин и Радищев » (1939) - его перв. пушкиноведческая работа.
После окончания ЛГУ был оставлен на кафедре для поступления в аспирантуру под науч. рук. П. Н. Беркова. Однако с началом «зимней» войны с Финляндией записался добровольцем на фронт, был артиллеристом-наводчиком (демобилизован в февр. 1941).
Был участником Великой Отеч. войны, некот. вр. был прикреплен к четвёртому отделу политуправления Балтийского флота. В 1941–42 работал ред. и зав. Лит. отд. Лен. радиокомитета. В авг. 1942 попросился на фронт, был возвращен в радиокомитет лишь в сент. 1943. Именно в те годы сблизился с О. Берггольц, к тому вр. уже пережившей не одну трагедию (арест, тюрьма, смерть ребенка, арест отца, смерть ее первого мужа поэта Б. Корнилова). М. был женат на О. Ф. Берггольц с 1949 (официально, после получения развода от его перв. жены) по 1962.
Во вр. войны публ. в газ. «Смена», «Комсомольская правда», «Известия», «Труд» и др. В соавт. с О. Берггольц написал ряд статей ― « Ленинградская симфония » (Комсомольская правда. М., 1942. № 194. 19 авг.), « Балтийское сердце » (Смена. Л., 1942. № 158, 16 окт.), « Ленинградцы » (Смена. Л., 1942. № 180, 12 нояб.), « На берегах Невы » (Комсомольская правда. М., 1944. № 104, 1 мая), « Ленинградцы наступают » (Труд. М., 1944. № 144, 18 июн.), « Праведное возмездие !» (Комсомольская правда. М., 1944. № 227, 23 сент.), « Русская строчка » (Известия. М., 1944. № 192, 13 авг.), « Русская женщина » (Известия. М., 1944. № 197, 19 авг.), « Сила любви » (Сельская эстрада. М., 1944. Вып. 8), « Ленинград - Севастополь » (Красный Балтийский флот. Л., 1944. № 280, 24 нояб.), « Ленинградская тема » (Знамя. М., 1945. № 1) и др. В соавт. с Берггольц написал драматич. фрагменты « Поход » (отрывок из киносценария «Они жили в Ленинграде» ― Комсомол города Ленина. Л., 1943), « Они жили в Ленинграде » (киноповесть ― Знамя. М., 1944. № 1/2), « Сила любви » (сцены из пьесы «Они жили в Ленинграде» ― Лит.-худож. сб. Л., 1946), пьесу « Они жили в Ленинграде » (в 4 действ., 9 карт. ― М.: Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, [1944]; в те же годы пьеса неск. раз переизд.). Позже вместе с Берггольц опубл. пьесу « У нас на земле » (Звезда. 1947. № 12). Оставил воспоминания о воен. и послевоенном вр., в т.ч. о возвращении в Л-д А. Ахматовой «…Из третьей эпохи воспоминаний ». Член ССП (принят 7 дек. 1943).
В сент. 1944 восстановился в аспирантуре ЛГУ. Ученик Г. А. Гуковского, от кот. воспринял темы своих будущих книг, М. последовательно шел в своих науч. разысканиях от ХVIII в. к ХIХ и ХХ вв. Начал изучение русской лит-ры ХVIII в. с Н. Новикова, поставив новую для того вр. проблему русского Просвещения. В янв. 1946 в ЛГУ защитил канд. дис. « Моск. период деятельности Николая Новикова » (отд. оттиск тезисов дис. опубл.: Вестник Лен. ун-та. Л., 1946. № 1). Почти одновременно внимание М. привлекли А. Радищев и Д. Фонвизин, поэзия кон. ХVIII ― нач. ХIХ в., Н. Карамзин и, чуть позже, А. Пушкин, М. Лермонтов и Н. Гоголь. Смена поэтич. стилей от ХVIII в. к Пушкину, вопросы периодизации русской лит-ры этого периода, проблема историзма и нац. своеобразия русской лит-ры как предпосылки русского реализма и отсюда ― проблема общего развития русской лит-ры от Просвещения к реализму Пушкина 1830-х в его связи с тв-вом Лермонтова и Гоголя ― гл. темы последующих трудов М., разработанные им на фундаменте традиций университетской историко-лит. науки.
С янв. 1946 по 1983 преподавал на филологич. фак-те ЛГУ, сначала в должности доц. В 1955 защитил докт. дис. « Радищев и его время », высоко оцененную оппонентами и рецензентами за ее сложный и научно проблемный характер, с 1957 - проф. каф. русской лит-ры. М. Иванов: «Макогоненко сделал шаг к “объёмному” рассмотрению литературы. Он одним из первых заговорил о сосуществовании стилей. Конкретная его интерпретация может сейчас вызывать немало возражений, но самый подход – едва ли. Рядом с ещё “крепким” классицизмом и нарождающимся сентиментализмом 1760–1770-х годов Макогоненко поставил просветительский реализм. Его признаками были утверждение ценности личности, отрицание феодальных предрассудков в культуре и политике и стремление изобразить мир в конкретных картинах и правдоподобных образах. Для того чтобы стать зрелым реализмом, требовалось эстетически осознать социальную и историческую обусловленность действительности, что сумел сделать Пушкин. Правда, в последние годы жизни Макогоненко искал истоки этих пушкинских завоеваний в том же веке. Исследователь стал говорить о разных стадиях созревания реализма на исторической оси культуры, что грозило превратить его во вневременную категорию, причём он описывался с явным авторским предпочтением перед другими стилями, имеющими свои слабости, сочетался с материализмом в философии и прогрессивным радикализмом в идеологии. Названные проблемы встанут перед наукой намного позже и вызовут дискуссии. А вот выстраивание в русской литературе XVIII века просветительской линии станет долговременным завоеванием».
С 1965 по 1982 пост. избирался на должность зав. каф. При М. на кафедре истории русской лит-ры служили такие проф., как Г. А. Бялый, В. Я. Пропп, И. Г. Ямпольский, Д. Е. Максимов, читали лекции акад. В. М. Жирмунский, М. П. Алексеев, проф. Ю. М. Лотман, Е. Г. Эткинд и др., работали его учителя и ученики-преемники. М. читал общие и специальные курсы лекций по истории русской лит-ры ХVIII и ХIХ вв. для студентов и аспирантов, руководил курсовыми и дипломными работами, науч. исследованиями по подготовке канд. и докт. дис. Читал курсы лекций и выступал с многочисленными д-дами в др. вузах и науч. ин-тах города и страны, в т.ч. на VII Междунар. съезде славистов (Варшава, 1973), V Междунар. конгрессе преподавателей русского яз. и лит-ры (Прага, 1982) и др.
О человеческом обаянии М. вспоминает С. Гречишкин, учившийся на филфаке ЛГУ: «Скажу прямо и без обиняков: Г. П. Макогоненко был красавцем (никакой иронии, никакого преувеличения). Именно так! Рослый, корпулентный, густобровый, с серебряной шевелюрой - лев - царь историков литературы, гордый носитель лучших признаков южнорусской породы . У меня он всегда почему-то ассоциировался с Александром Григорьевичем Разумовским, графом, генерал-фельдмаршалом, морганатическим мужем императрицы Елизаветы Петровны. На втором курсе он читал у нас курс истории русской литературы первой половины XIX века. И как читал: священнодействовал, актерствовал-лицедействовал, каждая лекция была мистерией, “маленькой трагедией”, к примеру, о Батюшкове или Баратынском. На лекции его приходили студенты других факультетов и иных вузов. Профессор всегда был в прекрасно сшитом костюме, в мягких туфлях, в тщательно подобранном и искусно завязанном галстуке, кот. так подобали бархатным резонирующим переливам его богато модулированного голоса. Лектор неторопливо расхаживал по огромной (всегда заполненной) аудитории неслышными шагами и всегда курил гаванскую сигару. Никто не поверит, но в те годы это был некий вызов парткомам-месткомам. Это был натуральный барин ».
В
Будучи проф. ЛГУ, в сер. 1960-х М. был приглашен «Ленфильмом» по совместительству занять должность нач. сценарного отд. Киностудия рассчитывала на то, что имя М., не чиновника, но творч. человека, его худож. вкус и человеч. бесстрашие привлекут на «Ленфильм» талантливых авторов-сценаристов ― что и произошло впоследствии. М. возглавил сценарный отдел и действительно пригласил к сотрудничеству мн. изв. театр. и лит. деятелей (в т.ч. включил О. Берггольц в худсовет Второго творч. объединения «Ленфильма», для кот. она написала неск. сценариев), на «Ленфильм» стали приезжать лучшие сценаристы из разных городов. И. Гликман вспоминает: «В те годы Макогоненко разделял свой рабочий день на две части. Утренние часы он посвящал университету, а с трех часов дня до вечера ― “Ленфильму”. В антрактах он часто приглашал редакторов сценарного отдела ― разумеется, за свой счет ― в элитный магазин “Шампанские вина”, находившийся по соседству с “Ленфильмом”. Ничего подобного до него в “Ленфильме” не было <…> Некоторые молодые актрисы, снимавшиеся в ленфильмовских картинах, стремились познакомиться с Юрой Макогоненко. Их привлекала, скорее всего, не литературная деятельность, а внешность Юры. Он был высок, строен, красив, у него были замечательные серые глаза, прекрасная шевелюра, красивые кисти рук. Да и одевался он очень щегольски». Однако в кинематографич. мире нравы оказались намного жёстче, чем в мире научном, и после неск. творч. сражений М. по собств. желанию оставил этот пост.
В 1953–56 - чл. редколл. серии «Б-ка поэта». Подгот. к печ. сб. произведений русской лит. классики: Куприн А. Избр. соч. Л.: Лениздат, 1947; Радищев А. Избр. соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1949; Куприн А. И. Рассказы. М.-Л.: Детгиз, 1949; Русская проза XVIII в.: В 2 т. (совм. с А. Западовым). М.-Л.: Гослитиздат, 1950; Новиков Н. Избр. соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1951; Радищев А. Избр. соч. М.: Гослитиздат, 1952; Радищев А. Стих-я (БП. МС) Л.: Сов. писатель, 1953; Поэты XVIII в.: В 2 т. (БП. МС) (совм. с И. Серманом). Л.: Сов. писатель, 1958; Батюшков К. Стих-я (БП. МС). Л.: Сов. писатель, 1959; Фонвизин Д. СС: В 2 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1959; Русские драматурги XVIII–XIX вв. Т.
Автор более 200 науч. трудов. Специалист по истории русской лит-ры ХVIII ― перв. трети ХIХ в., М. опубл. около 20 монографий: « А. Н. Радищев: Очерк жизни и тв-ва » (1949), « Денис Иванович Фонвизин. 1745–92 » (1950), « Николай Новиков и русское просвещение XVIII в .» (1951, 1952), « Александр Николаевич Радищев » (1952), « Радищев и его время » (1956), « Денис Фонвизин: Творч. путь » (1961), « Роман Пушкина “Евгений Онегин” » (1963), « А. Н. Радищев: Биография » (1965), « От Фонвизина до Пушкина:Из истории русского реализма » (1969), «” Евгений Онегин” А. С. Пушкина » (1971), « Тв-во А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830–33) » (1974), « Национальное своеобразие русской лит-ры: Очерки и характеристики » (в соавт. с Е. Купреяновой, 1976), «” Капитанская дочка” Пушкина » (1977), « Гоголь и Пушкин » (1985), « Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития лит-ры » (1987), « Избр. работы: О Пушкине, егопредшественниках и наследниках » (1987). Автор сотен капитальных работ, кот. навсегда остались в науке по истории русской лит-ры. Ввел в научный обиход множество имен прежде малоизв. и малодоступных писателей ХVIII в., легализовал в науч. трудах десятки имен «запрещенных» авторов, в т.ч. в дополнение к учебнику по истории русской лит-ры ХVIII в. создал уникальную хрестоматию «Русская лит-ра XVIII в.», благодаря кот. стали общедоступны все осн. худож. тексты этого столетия и в кот. появились запретные до той поры имена, в т.ч. Ивана Баркова. Кн. М. переведены на иностр. яз.
В посл. годы жизни М., продолжая исповедовать в литературоведении историко-лит. принцип, попытался расширить базу своих исследований. Он обратился к структурализму тартуской школы, к работам Лосева и Бахтина. Но новые подходы ему давались с трудом.
Как в ЛГУ, так и в ИРЛИ обнаруживал редкую смелость и ответственность в проявлении гражданской позиции, кот. выявлялась не только в отстаивании науч. точки зрения, но в его отношении к студентам, сотрудникам, коллегам. Еще в студенч. годы на филфаке занимался комсомольской работой, был комсоргом, но в 1938 на выездном (проходившем в Л-де) пленуме ЦК ВЛКСМ был исключен из комсомола за недоносительство. Впоследствии умел одобрить не самые приветствуемые темы курсовых или дипломных работ студентов, отстаивал и утверждал редкие и «неблагонадежные» темы канд. дис. аспирантов. Приглашал для чтения лекций специалистов высокого класса, далеко не всегда одобряемых администрацией. Помогал и спасал от преследований т.н. «космополитов», заступался за Г. А. Гуковского, Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского и др. После ареста в кон.
В браке с О. Берггольц жил в Л-де в квартире на ул. Рубинштейна, д. 7, кв. 30. В посл. годы ― на ул. Тверской близ Смольного.
Соч.: Политич. смысл романа «Новь» // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 47. Вып. 4; То же // Лит. современник. Л., 1939. № 7–8; Пушкин и Радищев // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 33. Вып. 2; Очерки по истории русской лит-ры XVIII в. <Рец. на кн.: Гуковский Г. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938>.(в соавт. с И. Серманом) // Лит. обозрение. М., 1939. № 6; О композиции «Путешествия из Петербуга в Москву» А. Н. Радищева // XVIII век. Сб.
Лит.: Вильчинский В. Книга о Н. И. Новикове и русском просвещении ХVIII в. (Г. Макагоненко) // Звезда. 1952. № 3; Муравьёв Д. Макогоненко, Георгий Пантелеймонович // КЛЭ. М., 1967. Т. 4; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Романов Н. Г. П. Макагоненко. Тв-во А. С. Пушкина в 1830-е гг. // Звезда. 1983. № 11; Карпов А. Проблема лит. преемственности (Г. П. Макагоненко. Гоголь и Пушкин) // Звезда. 1986. № 7; Тимофеева Л. Список трудов Г. П. Макогоненко по пушкиноведению // Пушкин: Иссл. и мат-лы. Т.