Макогоненко Георгий Пантелеймонович


МАКОГÓНЕНКО Георгий Пантелеймонович [10.4.1912, г. Змиев Харьковской губ. - 3.10.1986, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] ― историк лит-ры, лит. критик.

Отец, Пан­те­лей­мон Ни­ки­тич М., на­чи­нал как лес­ни­чий, но по­том по­лу­чил некую мел­кую долж­ность в Сов­нар­ко­ме Ук­ра­и­ны. Мать, Ма­рия Яков­лев­на, бы­ла учи­тель­ни­цей в школе. В 1938 была избрана в Ки­ев­ский гор­со­вет. В вой­ну была эва­ку­и­ро­вана в Ба­ла­шов и там в 1942 умер­ла.

До сем­над­ца­ти лет М. жил с ро­ди­те­ля­ми. Но по­сле де­вя­то­го клас­са саратовской школы по­ки­нул ро­ди­телей и от­пра­вил­ся стран­ст­во­вать по Вол­ге и Ура­лу. В 1930 приехал в Л-д. Сменил ряд профессий: работал чернорабочим, калильщиком литейного цеха з-да «Красная заря», сотрудником заводской газ.

В 1934 поступил и в 1939 окончил русское отд. филол. фак-та ЛГУ (с отличием). Слушал лекции Н. К. Гудзия и П. Н. Беркова. Был участником семинара Г. А. Гуковского и одним из его ближайших его учеников. С подачи Гуковского М. вско­ре во­шёл в дом К. И. и Л. К. Чу­ков­ских, кот. нередко кон­суль­ти­ро­вали его по не­кот. во­про­сам рус­ской лит-ры XVIII–XIX вв. Уже в студенч. годы М. начал углублённое исследование узловых моментов лит. и обществ. развития России ХVIII в. Его перв. работы о Радищеве , печатавшиеся в «Звезде» и в «Ученых записках Лен. ун-та», были замечены уже в кон. 1930-х. Так Гу­ков­ский, из­да­вая в 1939 свой учеб­ник «Рус­ская лит-ра XVIII в.», по­счи­тал не­об­хо­ди­мым сде­лать отсылку к ещё не опубл. ста­тье М. « Композиция “Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву” Ра­ди­ще­ва »; вскоре эта статья по его на­сто­я­нию бы­ла вклю­че­на в ру­ко­пись сб. ИРЛИ АН СССР «XVIII век». В числе ранних работ М. была и статья « Пушкин и Радищев » (1939) - его перв. пушкиноведческая работа.

После окончания ЛГУ был оставлен на кафедре для поступления в аспирантуру под науч. рук. П. Н. Беркова. Однако с началом «зимней» войны с Финляндией записался добровольцем на фронт, был артиллеристом-наводчиком (демобилизован в февр. 1941).

Был участником Великой Отеч. войны, некот. вр. был прикреплен к четвёртому от­делу политуправления Балтийского флота. В 1941–42 работал ред. и зав. Лит. отд. Лен. радиокомитета. В авг. 1942 попросился на фронт, был возвращен в радиокомитет лишь в сент. 1943. Именно в те годы сблизился с О. Берггольц, к тому вр. уже пережившей не одну трагедию (арест, тюрьма, смерть ребенка, арест отца, смерть ее первого мужа поэта Б. Корнилова). М. был женат на О. Ф. Берггольц с 1949 (официально, после получения развода от его перв. жены) по 1962.

Во вр. войны публ. в газ. «Смена», «Комсомольская правда», «Известия», «Труд» и др. В соавт. с О. Берггольц написал ряд статей ― « Ленинградская симфония » (Комсомольская правда. М., 1942. № 194. 19 авг.), « Балтийское сердце » (Смена. Л., 1942. № 158, 16 окт.), « Ленинградцы » (Смена. Л., 1942. № 180, 12 нояб.), « На берегах Невы » (Комсомольская правда. М., 1944. № 104, 1 мая), « Ленинградцы наступают » (Труд. М., 1944. № 144, 18 июн.), « Праведное возмездие !» (Комсомольская правда. М., 1944. № 227, 23 сент.), « Русская строчка » (Известия. М., 1944. № 192, 13 авг.), « Русская женщина » (Известия. М., 1944. № 197, 19 авг.), « Сила любви » (Сельская эстрада. М., 1944. Вып. 8), « Ленинград - Севастополь » (Красный Балтийский флот. Л., 1944. № 280, 24 нояб.), « Ленинградская тема » (Знамя. М., 1945. № 1) и др. В соавт. с Берггольц написал драматич. фрагменты « Поход » (отрывок из киносценария «Они жили в Ленинграде» ― Комсомол города Ленина. Л., 1943), « Они жили в Ленинграде » (киноповесть ― Знамя. М., 1944. № 1/2), « Сила любви » (сцены из пьесы «Они жили в Ленинграде» ― Лит.-худож. сб. Л., 1946), пьесу « Они жили в Ленинграде » (в 4 действ., 9 карт. ― М.: Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, [1944]; в те же годы пьеса неск. раз переизд.). Позже вместе с Берггольц опубл. пьесу « У нас на земле » (Звезда. 1947. № 12). Оставил воспоминания о воен. и послевоенном вр., в т.ч. о возвращении в Л-д А. Ахматовой «…Из третьей эпохи воспоминаний ». Член ССП (принят 7 дек. 1943).

В сент. 1944 восстановился в аспирантуре ЛГУ. Ученик Г. А. Гуковского, от кот. воспринял темы своих будущих книг, М. последовательно шел в своих науч. разысканиях от ХVIII в. к ХIХ и ХХ вв. Начал изучение русской лит-ры ХVIII в. с Н. Новикова, поставив новую для того вр. проблему русского Просвещения. В янв. 1946 в ЛГУ защитил канд. дис. « Моск. пери­од деятельности Николая Новикова » (отд. оттиск тезисов дис. опубл.: Вестник Лен. ун-та. Л., 1946. № 1). Почти одновременно внимание М. привлекли А. Радищев и Д. Фонвизин, поэзия кон. ХVIII ― нач. ХIХ в., Н. Карамзин и, чуть позже, А. Пушкин, М. Лермонтов и Н. Гоголь. Смена поэтич. стилей от ХVIII в. к Пушкину, вопросы периодизации русской лит-ры этого периода, проблема историзма и нац. своеобразия русской лит-ры как предпосылки русского реализма и отсюда ― проблема общего развития русской лит-ры от Просвещения к реализму Пушкина 1830-х в его связи с тв-вом Лермонтова и Гоголя ― гл. темы последующих трудов М., разработанные им на фундаменте традиций университетской историко-лит. науки.

С янв. 1946 по 1983 преподавал на филологич. фак-те ЛГУ, сначала в должности доц. В 1955 за­щитил докт. дис. « Радищев и его время », высоко оцененную оппонентами и рецензентами за ее сложный и научно проблемный характер, с 1957 - проф. каф. русской лит-ры. М. Иванов: «Макогоненко сделал шаг к “объёмному” рассмотрению литературы. Он од­ним из пер­вых за­го­во­рил о со­су­ще­ст­во­ва­нии сти­лей. Кон­крет­ная его ин­тер­пре­та­ция мо­жет сей­час вы­зы­вать не­ма­ло воз­ра­же­ний, но са­мый под­ход – ед­ва ли. Ря­дом с ещё “креп­ким” клас­си­циз­мом и на­рож­да­ю­щим­ся сен­ти­мен­та­лиз­мом 1760–1770-х го­дов Ма­ко­го­нен­ко по­ста­вил про­све­ти­тель­ский ре­а­лизм. Его при­зна­ка­ми бы­ли ут­верж­де­ние цен­но­с­ти лич­но­с­ти, от­ри­ца­ние фе­о­даль­ных пред­рас­суд­ков в куль­ту­ре и по­ли­ти­ке и стрем­ле­ние изо­б­ра­зить мир в кон­крет­ных кар­ти­нах и прав­до­по­доб­ных об­ра­зах. Для то­го что­бы стать зре­лым ре­а­лиз­мом, тре­бо­ва­лось эс­те­ти­че­с­ки осо­знать со­ци­аль­ную и ис­то­ри­че­с­кую обус­лов­лен­ность дей­ст­ви­тель­но­с­ти, что су­мел сде­лать Пуш­кин. Прав­да, в по­след­ние го­ды жиз­ни Ма­ко­го­нен­ко ис­кал ис­то­ки этих пуш­кин­ских за­во­е­ва­ний в том же ве­ке. Ис­сле­до­ва­тель стал го­во­рить о раз­ных ста­ди­ях со­зре­ва­ния ре­а­лиз­ма на ис­то­ри­че­с­кой оси куль­ту­ры, что гро­зи­ло пре­вра­тить его во вне­вре­мен­ную ка­те­го­рию, при­чём он опи­сы­вал­ся с яв­ным ав­тор­ским пред­по­чте­ни­ем пе­ред дру­ги­ми сти­ля­ми, име­ю­щи­ми свои сла­бо­с­ти, со­че­тал­ся с ма­те­ри­а­лиз­мом в фи­ло­со­фии и про­грес­сив­ным ра­ди­ка­лиз­мом в иде­о­ло­гии. На­зван­ные про­бле­мы вста­нут пе­ред на­укой на­мно­го поз­же и вы­зо­вут дис­кус­сии. А вот вы­ст­ра­и­ва­ние в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XVIII ве­ка про­све­ти­тель­ской ли­нии ста­нет дол­го­вре­мен­ным за­во­е­ва­ни­ем».

С 1965 по 1982 пост. избирался на должность зав. каф. При М. на кафедре истории русской лит-ры служили такие проф., как Г. А. Бялый, В. Я. Пропп, И. Г. Ямпольский, Д. Е. Максимов, читали лекции акад. В. М. Жирмунский, М. П. Алексеев, проф. Ю. М. Лотман, Е. Г. Эткинд и др., работали его учителя и ученики-преемники. М. читал общие и специальные курсы лекций по истории русской лит-ры ХVIII и ХIХ вв. для студентов и аспирантов, руководил курсовыми и дипломными работами, науч. исследованиями по подготовке канд. и докт. дис. Читал курсы лекций и выступал с многочисленными д-дами в др. вузах и науч. ин-тах города и страны, в т.ч. на VII Междунар. съезде славистов (Варшава, 1973), V Междунар. конгрессе преподавателей русского яз. и лит-ры (Прага, 1982) и др.

О человеческом обаянии М. вспоминает С. Гречишкин, учившийся на филфаке ЛГУ: «Скажу прямо и без обиняков: Г. П. Макогоненко был красавцем (никакой иронии, никакого преувеличения). Именно так! Рослый, корпулентный, густобровый, с серебряной шевелюрой - лев - царь историков литературы, гордый носитель лучших признаков южнорусской породы . У меня он всегда почему-то ассоциировался с Александром Григорьевичем Разумовским, графом, генерал-фельдмаршалом, морганатическим мужем императрицы Елизаветы Петровны. На втором курсе он читал у нас курс истории русской литературы первой половины XIX века. И как читал: священнодействовал, актерствовал-лицедействовал, каждая лекция была мистерией, “маленькой трагедией”, к примеру, о Батюшкове или Баратынском. На лекции его приходили студенты других факультетов и иных вузов. Профессор всегда был в прекрасно сшитом костюме, в мягких туфлях, в тщательно подобранном и искусно завязанном галстуке, кот. так подобали бархатным резонирующим переливам его богато модулированного голоса. Лектор неторопливо расхаживал по огромной (всегда заполненной) аудитории неслышными шагами и всегда курил гаванскую сигару. Никто не поверит, но в те годы это был некий вызов парткомам-месткомам. Это был натуральный барин ».

В 1959 М . был приглашен как пушкинист к сотрудничеству в ИРЛИ ― работал по совместительству с 25.3.1959 по 31.12.1976 в должности ст. науч. сотрудника в Отделе пушкиноведения, с нояб. 1969 - зав. Груп­пой по изучению русской лит-ры XVIII в., ведущ. науч. сотрудник. Принимал участие в колл. науч. трудах: серия сб. «XVIII век» (авт. и ред. рабо­та), «История русской лит-ры» (В 4 т. Т. 1. Л ., 1980); «Письма русских писателей XVIII в.» (Л., 1980) и др. Делегат III съез­да СП РСФСР (1970).

Будучи проф. ЛГУ, в сер. 1960-х М. был приглашен «Ленфильмом» по совместительству занять должность нач. сценарного отд. Киностудия рассчитывала на то, что имя М., не чиновника, но творч. человека, его худож. вкус и человеч. бесстрашие привлекут на «Ленфильм» талантливых авторов-сценаристов ― что и произошло впоследствии. М. возглавил сценарный отдел и действительно пригласил к сотрудничеству мн. изв. театр. и лит. деятелей (в т.ч. включил О. Берггольц в худсовет Второго творч. объединения «Ленфильма», для кот. она написала неск. сценариев), на «Ленфильм» стали приезжать лучшие сценаристы из разных городов. И. Гликман вспоминает: «В те годы Макогоненко разделял свой рабочий день на две части. Утренние часы он посвящал университету, а с трех часов дня до вечера ― “Ленфильму”. В антрактах он часто приглашал редакторов сценарного отдела ― разумеется, за свой счет ― в элитный магазин “Шампанские вина”, находившийся по соседству с “Ленфильмом”. Ничего подобного до него в “Ленфильме” не было <…> Некоторые молодые актрисы, снимавшиеся в ленфильмовских картинах, стремились познакомиться с Юрой Макогоненко. Их привлекала, скорее всего, не литературная деятельность, а внешность Юры. Он был высок, строен, красив, у него были замечательные серые глаза, прекрасная шевелюра, красивые кисти рук. Да и одевался он очень щегольски». Однако в кинематографич. мире нравы оказались намного жёстче, чем в мире научном, и после неск. творч. сражений М. по собств. желанию оставил этот пост.

В 1953–56 - чл. редколл. серии «Б-ка поэта». Подгот. к печ. сб. произведений русской лит. классики: Куприн А. Избр. соч. Л.: Лениздат, 1947; Радищев А. Избр. соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1949; Куприн А. И. Рассказы. М.-Л.: Детгиз, 1949; Русская проза XVIII в.: В 2 т. (совм. с А. Западовым). М.-Л.: Гослитиздат, 1950; Новиков Н. Избр. соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1951; Радищев А. Избр. соч. М.: Гослитиздат, 1952; Радищев А. Стих-я (БП. МС) Л.: Сов. писатель, 1953; Поэты XVIII в.: В 2 т. (БП. МС) (совм. с И. Серманом). Л.: Сов. писатель, 1958; Батюшков К. Стих-я (БП. МС). Л.: Сов. писатель, 1959; Фонвизин Д. СС: В 2 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1959; Русские драматурги XVIII–XIX вв. Т. 1. Л .-М.: Искусство, 1959; Карамзин Н. Избр. соч.: В 2 т. (совм. с П. Берковым). М.-Л.: Худож. лит-ра, 1964; Дмитриев И. Полн. собр. стих. (БП. БС). Л.: Сов. писатель, 1967; Русская лит-ра XVIII в.: Сб. произведений поэтов, драматургов и прозаиков XVIII в. (Хрестоматия). Л.: Просвещение, 1970; Русская проза XVIII в. (Б-ка всемирной лит-ры). М.: Худож. лит-ра, 1971; Русская поэзия XVIII в. (Б-ка всемирной лит-ры). М.: Худож. лит-ра, 1972; Поэты XVIII в.: В 2 т. (БП. БС). М.: Сов. писатель, 1972; Пушкин А. Избр. соч.: В 2 т. М.: Худож. лит-ра, 1978; Карамзин Н. Соч.: В 2 т. Л.: Худож. лит-ра, 1984; Карамзин Н. Избр. (совм. с П. Берковым). М.: Правда, 1984; Державин Г. Анакреонтические песни (совм. с Г. Иониным и Е. Петровой). М.: Наука, 1986; Петерб. повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М.: Правда, 1986; Лермонтов М. СС: В 4 т. М.: Правда, 1986; Державин Г. Соч. (совм. с В. Степановым). Л.: Худож. лит-ра, 1987; Карамзин Н. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М.: Правда», 1987–89.

Автор более 200 науч. трудов. Специалист по истории русской лит-ры ХVIII ― перв. трети ХIХ в., М. опубл. около 20 монографий: « А. Н. Радищев: Очерк жизни и тв-ва » (1949), « Денис Иванович Фонвизин. 1745–92 » (1950), « Николай Новиков и русское просвещение XVIII в .» (1951, 1952), « Александр Николаевич Радищев » (1952), « Радищев и его время » (1956), « Денис Фонвизин: Творч. путь » (1961), « Роман Пушкина “Евгений Онегин » (1963), « А. Н. Радищев: Биография » (1965), « От Фонвизина до Пушкина:Из истории русского реализма » (1969), «” Евгений Онегин” А. С. Пушкина » (1971), « Тв-во А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830–33) » (1974), « Национальное своеобразие русской лит-ры: Очерки и характеристики » (в соавт. с Е. Купреяновой, 1976), «” Капитанская дочка” Пушкина » (1977), « Гоголь и Пушкин » (1985), « Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития лит-ры » (1987), « Избр. работы: О Пушкине, егопредшественниках и наследниках » (1987). Автор сотен капитальных работ, кот. навсегда остались в науке по истории русской лит-ры. Ввел в научный обиход множество имен прежде малоизв. и малодоступных писателей ХVIII в., легализовал в науч. трудах десятки имен «запрещенных» авторов, в т.ч. в дополнение к учебнику по истории русской лит-ры ХVIII в. создал уникальную хрестоматию «Русская лит-ра XVIII в.», благодаря кот. стали общедоступны все осн. худож. тексты этого столетия и в кот. появились запретные до той поры имена, в т.ч. Ивана Баркова. Кн. М. переведены на иностр. яз.

В посл. годы жиз­ни М., про­дол­жая ис­по­ве­до­вать в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии ис­то­ри­ко-лит. прин­цип, по­пы­тал­ся рас­ши­рить ба­зу сво­их ис­сле­до­ва­ний. Он об­ра­тил­ся к струк­ту­ра­лиз­му тар­ту­с­кой шко­лы, к работам Ло­сева и Бах­тина. Но но­вые под­хо­ды ему да­ва­лись с тру­дом.

Как в ЛГУ, так и в ИРЛИ обнаруживал редкую смелость и ответственность в проявлении гражданской позиции, кот. выявлялась не только в отстаивании науч. точки зрения, но в его отношении к студентам, сотрудникам, коллегам. Еще в студенч. годы на филфаке занимался комсомольской работой, был комсоргом, но в 1938 на выездном (проходившем в Л-де) пленуме ЦК ВЛКСМ был исключен из комсомола за недоносительство. Впоследствии умел одобрить не самые приветствуемые темы курсовых или дипломных работ студентов, отстаивал и утверждал редкие и «неблагонадежные» темы канд. дис. аспирантов. Приглашал для чтения лекций специалистов высокого класса, далеко не всегда одобряемых администрацией. Помогал и спасал от преследований т.н. «космополитов», заступался за Г. А. Гуковского, Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского и др. После ареста в кон. 1979 М . К. Азадовского М. в числе выдающихся пушкинодомцев (М. П. Алексеев, Д. С. Лихачев, К. Д. Муратова и др.) открыто выказывал готовность помочь и поддержать ученого. В годы работы на «Ленфильме», когда запрету была подвергнута картина А. Иванова, созданная по сценарию Вик. Некрасова «В окопах Сталинграда», М. решительно встал на ее защиту, тогда же энергично поддерживал сценарные начинания Ю. Германа (Счастье? Это борьба. <О трилогии Ю. Германа> // ЛГ. 1966. № 22, 19 февр.).

В браке с О. Берггольц жил в Л-де в квартире на ул. Рубинштейна, д. 7, кв. 30. В посл. годы ― на ул. Тверской близ Смольного.

Соч.: Политич. смысл романа «Новь» // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 47. Вып. 4; То же // Лит. современник. Л., 1939. № 7–8; Пушкин и Радищев // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 33. Вып. 2; Очерки по истории русской лит-ры XVIII в. <Рец. на кн.: Гуковский Г. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938>.(в соавт. с И. Серманом) // Лит. обозрение. М., 1939. № 6; О композиции «Путешествия из Петербуга в Москву» А. Н. Радищева // XVIII век. Сб. 2. М .-Л., 1940; Ленинградская симфония: Киносценарий (в соавт. с О. Берггольц) // Звезда. 1945. № 3; Моск. период деятельности Николая Новикова. Тезисы дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук. [Л., 1946]; У нас на земле: Пьеса (в соавт. с О. Берггольц) // Звезда. 1947. № 12 (М., [1947]); А. Н. Радищев: Очерк жизни и тв-ва. М., 1949; Александр Радищев (Вст. ст.) // Радищев А. Избр. соч. М.-Л., 1949; Русская проза XVIII в. (Вст. ст.) // Русская проза XVIII в. Т. 1. М .-Л., 1950; Н. И. Новиков // Там же; Народная публицистика XVIII в. // Там же; Д. И. Фонвизин // Там же; A. H. Радищев // Русская проза XVIII века. М.-Л., 1950. Т. 2; Денис Иванович Фонвизин. 1745–92 (Русские драматурги. Научно-популярные очерки). M.-Л., 1950; Николай Новиков // Новиков Н. Избр. соч. М.-Л., 1951; От редактора // Там же; Об авторстве Новикова // Там же; Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. <1-й завод>. М.-Л., 1951; Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. <2-й завод>. М.-Л., 1952; Александр Радищев (Вст. ст.) // Радищев А. Избр. соч. М., 1952; Радищев и русская общественная мысль XVIII в. // Вестник АН СССР. Л., 1952. № 9; Александр Николаевич Радищев (В помощь лектору). М., 1952; Великий подвиг (К 150-летию со дня смерти А. Н. Радищева) // ЛГ. 1952. № 115; Поэзия Александра Радищева // Радищев А. Стихотворения (БП. МС). Л., 1953; Н. И. Новиков 1744–1818 // Русские писатели о лит. труде. Т. 1. Л ., 1954; А. Н. Радищев и его время. Автореферат докт. дис. Л., 1955; Радищев и его время. М., 1956; Исследование о реализме Пушкина <Рец. на кн.: Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистич. стиля. М., 1957> // Вопросы лит-ры. М., 1958. № 8; Новое о Фонвизине // Литература и жизнь. М., 1958. № 30, 15 июн.; Новые мат-лы о Д. И. Фонвизине и неизвестные его сочинения // Русская лит-ра. Л., 1958. № 3; Совр. тема и традиции русского реализма // Вопросы лит-ры. 1958. № 8; Русская поэзия XVIII в. (Вст. ст.) // Русская поэзия XVIII в. (БП. МС). Л., 1958; Жизнь и тв-во Д. И. Фонвизина // Фонвизин Д. СС. Т. 1. М .-Л., 1959; История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его лит. наследства // Там же. Т. 2; Поэзия Константина Батюшкова (Вст. ст.) // Батюшков К. Стихотворения. Л., 1959 (БП. МС); Русское просвещение и лит. направления XVIII в. // Русская лит-ра. Л., 1959. № 4; Русская драматургия XVIII в. // Русские драматурги XVIII–XIX вв. Т. I. Л.-М., 1959; Д. И. Фонвизин. 1745–92 // Там же; Был ли карамзинский период в истории русской литературы? // Русская лит-ра. Л., 1960. № 4; Денис Фонвизин: Творч. путь. М.-Л., 1961; К истории русского Просвещения и реализма XVIII в. // Проблемы русского Просвещения в лит-ре XVIII в. М.-Л., 1961; Лит. позиция Карамзина в XIX в. // Русская лит-ра. Л., 1962. № 1; Роман Пушкина «Евгений Онегин» (Массовая историко-лит. биб-ка). М., 1963; «Враг парнасских уз». <О поэзии И. С. Баркова> // Русская лит-ра. Л., 1964. № 4; Когда же сформировался русский реализм? // Вопросы литературы. М., 1965. № 2; А. Н. Радищев. Биография. Пособие для учащихся. М.-Л., 1965; Антиох Кантемир. Михаил Ломоносов. Александр Сумароков. Иван Хемницер. Гавриил Державин. Александр Радищев. Николай Карамзин. Иван Дмитриев. Иван Крылов. Василий Жуковский. Константин Батюшков. Александр Пушкин // Русские поэты. Антология. Т. 1. М ., 1965; В кривом зеркале (в соавт. с И. Серман) // Звезда. 1966. № 9; Пушкин и Дмитриев // Русская лит-ра. Л., 1966. № 4; Учение Радищева об активном человеке и Пушкин // Роль и значение лит-ры XVIII в. в истории русской культуры: Сб. М.-Л., 1966; Карамзин Н. М. // КЛЭ. Т. 3. М ., 1966; «Рядовой Пинде воин». (Поэзия Ивана Дмитриева) // Дмитриев И. Полн. собр. стих. (БП. БС). М., 1967; О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. М., 1968; Пушкин и Державин // XVIII в.: Сб. 8. Л ., 1969; От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., 1969; Повести Николая Карамзина // Карамзин Н. Бедная Лиза: Повести. Л., 1970; Русское Просвещение и проблема фольклора. Радищев. Пути лит-ры века // Русская лит-ра и фольклор. Л., 1970; Радищев А. Н. // КЛЭ. Т. 6. М ., 1971; Русская проза XVIII в. // Русская проза XVIII в. (Б-ка всемирной лит-ры). М., 1971; «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. М., 1971; Русская поэзия XVIII в. // Поэты XVIII в. (БП. БС). М., 1972; Григорий Александрович Гуковский // Вопросы лит-ры. М., 1972. № 11; Проблемы Возрождения и русская лит-ра // Русская лит-ра. 1973. № 4; О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. 2-е изд. М., 1974; «...Счастье есть лучший университет»: Полемич. заметки об изучении любовной лирики Пушкина // Нева. 1974. № 5; «Самостояние человека - залог величия его» (Заметки о пушкинском реализме) // Вопросы лит-ры. 1974. № 6; Тв-во А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830–33). Л., 1974 (Л., 1982); О романтическом герое декабристской поэзии // Лит. наследие декабристов. Л., 1975; Пушкин и Гете (К истории истолкования пушкинской «Сцены из Фауста») // XVIII в. Сб. 10. Л ., 1975; Национальное своеобразие русской лит-ры: Очерки и характеристики (в соавт. с Е. Купреяновой). Л., 1976; «Капитанская дочка» Пушкина. Л., 1977; «Сатирическое воззвание к возмущению» <О книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева>. «Огненные стихи» <Ода «Вольность» А. Н. Радищева> // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской лит-ры. М., 1978; Священный дар // Пушкин А. Избр. соч.: В 2 т. М., 1978; «Медный всадник» и «Записки сумасшедшего». Из истории творч. отношений Гоголя и Пушкина // Вопросы лит-ры. 1979. № 6; О некоторых особенностях поэтики «Пиковой дамы» // Нева. 1979. № 6; Каков был замысел «Путешествия в Арзрум»? // Нева. 1980. № 6; Письма русских писателей XVIII в. и лит. процесс // Письма русских писателей XVIII в. М., 1980; Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. Письма русского путешественника. М., 1980 (М., 1982, 1988); Пути становления русской лит-ры XVIII в. и формирование ее нац. своеобразия. Державин. Лит. традиции XVIII ст. и русская лит-ра XIX в. // История русской литературы. Т. 1. Л ., 1980; Посл. поэтич. цикл Пушкина // Нева. 1981. № 6; Знал ли Белинский подлинный текст «Медного всадника»? // Вопросы лит-ры. 1981. № 6; О диалогах в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Классич. наследие и современность. Л., 1981; «Сказка о рыбаке и рыбке» и вопросы ее интерпретации // Болдинские чтения. Вып. 10. Горький, 1981; Друг свободы (Вст. ст.) // Фонвизин Д. Соч. М., 1981 (М., 1982); Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя. (Проблемы преемственного развития) // Нева. 1982. № 8; Ист. роман о народной войне // Пушкин А. Капитанская дочка (Лит. памятники). Л., 1984; Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и русский реализм 1830-х гг. (Пушкинское начало в поэме Лермонтова) // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984; О тв-ве Дениса Фонвизина и Александра Радищева // Фонвизин Д., Радищев А. Избранное. М., 1984; Николай Карамзин - писатель, критик, историк // Карамзин Н. Соч. Т. 1. Л ., 1984; Они жили в Ленинграде: Киноповесть (в соавт. с О. Берггольц) // У стен Ленинграда: Сб. Л., 1984; Об эпиграфе к поэме Лермонтова «Мцыри» // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985; Гоголь и Пушкин Л., 1985; Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX в. // Державин Г. Анакреонтические песни (Лит. памятники). М., 1986; Творч. путь Михаила Лермонтова // Лермонтов М. СС: В 4 т. М., 1986; Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя // Петербургские повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М., 1986; О сб. Анны Ахматовой «Нечет» // Вопросы лит-ры. 1986. № 2; Поэзия, воссоздающая «истинную картину натуры» // Державин Г. Соч. Л., 1987; Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития лит-ры / Послесл. В. Марковича. Л., 1987; Избр. работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л., 1987; Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1988 (1989); «...Счастье есть лучший университет» // Утаенная любовь Пушкина. СПб., 1997; Николай Карамзин - писатель, критик, историк // Карамзин Н. Бедная Лиза: Повести. М., 2005.

Лит.: Вильчинский В. Книга о Н. И. Новикове и русском просвещении ХVIII в. (Г. Макагоненко) // Звезда. 1952. № 3; Муравьёв Д. Макогоненко, Георгий Пантелеймонович // КЛЭ. М., 1967. Т. 4; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Романов Н. Г. П. Макагоненко. Тв-во А. С. Пушкина в 1830-е гг. // Звезда. 1983. № 11; Карпов А. Проблема лит. преемственности (Г. П. Макагоненко. Гоголь и Пушкин) // Звезда. 1986. № 7; Тимофеева Л. Список трудов Г. П. Макогоненко по пушкиноведению // Пушкин: Иссл. и мат-лы. Т. 14. Л ., 1991; Памя­ти Георгия Пантелеймоновича Макогоненко: Сб. статей, воспоминаний и документов / Под ред. В. М. Марковича, А. А. Карпова. СПб., 2000 (в т.ч. список монографий Г. П. Макогоненко); Профессора СПбГУ: Библиогр. словарь. СПб., 2004; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005; Дружинин П. Список работ Г. П. Макогоненко // Дружинин П., Соболев А. Книги с дарственными надписями в биб-ке Г. П. Макогоненко. М., 2006; Филологический фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та. СПб., 2008.

  • Макогоненко Георгий Пантелеймонович