Маковский Сергей Константинович


МАКО́ВСКИЙ Сергей Константинович [15(27).8.1877, СПб. ― 13.5.1962, Париж] - поэт, худож. критик, искусствовед, издатель, мемуарист.

Сын изв. живописца К. Е. Маков­ского. После распада семьи (1893) жил с ма­терью Ю. П. Маковской (урожд. Летковой). В 1896 М. окончил Петерб. ре­альное училище Я. Гуревича, в 1900 - ес­тественное отд. физико-математичес­кого фак-та СПб. ун-та. С детских лет был увлечен живописью, лит-рой и музы­кой, с 1898 участвовал в собр. «Мира искусства». Дебютировал в печ. ст. « В. М. Васнецов и Владимирский со­бор » (Мир Божий. 1898. № 3), в последую­щие годы сотрудничал в ж. «Новое дело», «Ж. для всех», «Искусство», «Трудовой путь» и др., где помещал стих. и статьи о совр. искусстве. Проживал в СПб. по адресу: Гусев пер., д. 6.

Перв. книга М. « Собрание стихов » (1905), свидетельствовавшая о принадлеж­ности автора к символист. школе, приме­чательна и приверженностью к поэтич. традиции «чистого искусства», холодным эстетским устремлением к красоте слов и об­разов, формальному совершенству. Ориен­тированная во многом на тв-во фран­цузских «парнасцев», поэзия М. оставалась далека от модернистского «экстремизма»: «Г. Маковский менее всего - молниеносный зигзаг, хаос, разрушение, менее всего оргиаст и пророк. <...> Нарядная и красивая, по­эзия его ясна, понятна, полна возвышенного раздумья и мечтательности, прозрачной и нежной» (Евг. Ляцкий // Вестник Европы. 1907. № 7); по наблюдению А. Измайлова, М. внутри своего лит. теч. принадлежит не к «безумцам дерзнове­ния, отважным фантазерам», а к «осторож­ным и сдержанным систематизаторам, удаля­ющим ненужные обрезки крайностей и даю­щим стройность необузданным порывам пер­вых» (Биржевые ведомости. Утренний вып. 1905. № 8997. 26 авг.).

Тех же панэстетич. взглядов М. при­держивался и в своих худож.-критич. вы­ступлениях, составивших 3 кн. « Страниц худож. критики » (1906–13). Отрицая традиции академизма и передвиж­ничества, он приветствовал искания западно­европейских мастеров кон. XIX в. и худож­ников «Мира искусства», способствовавших возрождению самоценного тв-ва, дви­жимого собственно живописными (а не идей­но-описательными) задачами. Вместе с тем М. отрицательно относился и к новейшим «ле­вым» тенденциям в искусстве - к авангард­ным течениям, в которых усматривал лишь «эстетическое дикарство»; свою точку зрения он сформулировал в кн. « Силуэты рус­ских художников » (Прага, 1922) и « По­следние итоги живописи » (Берлин, 1922). В 1920-е в Чехословакии под ред. М. готовился к печ. капитальный труд «Русская живопись» в 4-х т. (изд. не было осущ.). «Ретроспективизм» худож. вкусов и пристрастий М. сказывался в его чрезвычай­но актив. культурно-обществ. дея­тельности: он - один из основателей и член ред. комитета ж. «Старые годы» (1907–17), посвящ. описанию худож. и архитектурных памятников прошлого, ред. ж. «Русская икона» (1914), в 1912 - организатор выставки «Сто лет французской живописи (1812–1912)» в СПб. (за образцовое устройство выставки награжден орденом Почетного легиона), один из учреди­телей Об-ва защиты памятников искусст­ва и старины и др. начинаний.

Наиболее значительная из культурных инициатив М.- ежемесячный лит.-худож. ж-л «Аполлон», выходивший под его ред. в 1909–17. Редакция располагалась в д. 24 по наб. р. Мойки, затем на Разъезжей ул., д. 26. Ставший одним из наиболее изв. и авторитетных печ. органов «нового» искусства, ж. строил свою деятель­ность под знаком эстетич. идеала «аполлонизма» - символа самоценного, свободного и «стройного» тв-ва, разви­вающего живые и плодотворные худож. тра­диции и решающего сугубо худож. задачи, в соответствии со строгими требованиями вкуса и «меры». М. выступал в «Аполлоне» г.о. как худож. критик; его ру­ководство сказывалось, в частности, в том, что из года в год худож. мат-лы в ж. зани­мали все более господствующее место.

В 1918 М. из Крыма отбыл за границу, по­селился в Праге, с 1925 - в Париже. В 1926–32 М. - один из ред. парижской газ. «Возрождение» и зав. ее лит.-худож. отделом, в последующие годы был председа­телем Объединения русских писателей в Па­риже и ред. изданных этим Объедине­нием двух сб. «Встреча» (Париж, 1945). В 1949 - один из основателей (вместе с И. Яссен) и предс. ред. кол­легии парижского изд-ва «Рифма», специали­зировавшегося на выпуске сб. поэтов Русско­го зарубежья. По свидетельству Ю. Терапиано, «в литературной жизни эмиграции, осо­бенно в послевоенный период ее существова­ния, Сергей Константинович играл большую роль. Он, во-первых, был „живым примером”, „живой памятью” ушедших времен для после­военного поколения новой и прежней эмигра­ции, хранителем журнальных традиций и обычаев, а особенно - чистоты русского языка <...> он до удивительности умел жить интересами сегодняшнего дня, не приспособ­лялся к современной атмосфере, а вместе с „младшими” переживал и крупные события литературной жизни и мелочи».

В эмиграции М. активно выступает как по­эт: 8 сб. его стих., изд. в 1941–63, «да­ют право говорить о поэтич. ренессансе этого поэта <...> это его „Вечерние огни”» (Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984). Отличавшиеся прежним стремлением к «парнассическому» совер­шенству формы, логической, смысловой и стилевой строгости, стихи М. были выдер­жаны преимущественно в медитативно-элеги­ческой тональности; направленные к осмыс­лению и утверждению «божественного строя» бытия, они тяготели к передаче «ис­торгнутых из сердца тайнозвучий» в пластике ясных и точных словесных образов: свою творч. миссию М. формулирует в стихо­творном цикле « Arspoetica » (1940), посвя­щенном памяти И. Анненского: «Спеши облечь мгновенный трепет / в пылаю­щие ризы слов, / души внимай волшебный ле­пет, / журчанье тайных родников. / И пусть на зов творящей муки / ответит лирная стро­фа, / словами вызывая звуки, / невоплотимые в слова».

В стихах М. с похвалой отмечали их тра­диционализм, чуждость экспериментаторским увлечениям, подчеркивали, что М. «трезвенно-мудро и с великой благодарнос­тью принимает жизнь» (Иваск Ю. [Рец. на кн. М. «Еще страница»] // Опыты. Н-Й., 1958. Кн. 9); в то же время констатировали и определенную ограничен­ность его поэтич. дарования: «...при всей его талантливости Маковскому чего-то не хватало, чтобы его стихи стали подлинной поэзией. У него был вкус, большие версифи­каторские способности, но над его поэтичес­ким творчеством всегда ощущался налет ри­торики» (А. Бахрах).

Мемуарные и критико-аналитич. очерки, посвящ. семейным воспомина­ниям, описанию встреч с изв. деятеля­ми русской культуры, осмыслению их тв-ва, собраны в двух кн. М. - « Портреты современников » (Н-Й., 1955) и « На Парнасе „Серебряного ве­ка” » (Мюнхен, 1962), принадлежащих к числу наиболее значительных и содержа­тельных источников по истории русской лит.-худож. жизни нач. XX в.; замысел третьей мемуарной кн., в кот., в частности, должен был войти очерк « Николай Гуми­лев по личным воспоминаниям » (Новый ж-л. Н-Й., 1964. Кн. 77), остался неосу­ществленным. Большинство очерков М. за­ключает в себе симбиоз собственно мемуар­ных зарисовок и аналитич. эссе (автор­ское определение: «книга личных воспоми­наний и критических разборов»); создаваемые М. интеллектуальные портреты современников складываются из индивидуальных впечатле­ний и ретроспективных размышлений о де­лах и судьбах представителей «предреволю­ционного Парнаса».

Соч.: Страницы худож. критики: Кн. 1. СПб., 1906; 2-е изд. СПб., 1909; Кн. 2. СПб., 1909; Кн. 3. СПб., 1913; Талашкино: Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. СПб., 1905; В. А. Серов: Очерк. Пг., 1915; Графика М. В. Добужинского. Берлин, 1922 (текст М. и Ф. Нотгафта); Народное искус­ство Подкарпатской Руси. Прага, 1925; Вечер: Вторая кн. стихов (1918–40). Париж, [1941]; Somnium breve: стихи. Париж, 1948; Год в усадьбе: Стихи. Париж, 1949; Круг и тень: Пятая кн. стихов. Париж, 1951; На пути земном: Шестая кн. стихов. Париж, 1953; В лесу: Седьмая кн. стихов. Мюнхен, 1956; Еще стра­ница: Восьмая кн. стихов: <Paris>, 1957; Requiem: Де­вятая кн. стихов. Париж, 1963; Письма к И. Чиннову. 1953–61 // Новый ж-л. Н-Й., 1989. Кн. 177; Письма запрещенных людей: литература и жизнь эмиграции. 1950-1980-е годы: по материалам архива И. В. Чиннова. М., 2003; Переписка В. И. Иванова с С. К. Маковским / подгот. текс­та Н. Богомолова и С. Гречишкина, вст. ст. Н. Богомолова, комм. Н. Богомолова и О. Куз­нецовой // НЛО. 1994. № 10; Силуэты рус­ских художников. М., 1999; Портреты современников / сост., подгот. к И. В. Чиннову //; Максимилиан Волошин в ж-ле «Аполлон». Переписка с С. К. Маковским… / публ. А. Лаврова // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 2007–08 гг. СПб., 2010; Валерий Брюсов и журнал «Аполлон». Переписка с С. К. Маковским и Е. А. Зноско-Боровским // Лавров А. Символисты и другие: Статьи. Разыскания. Публикации. М., 2015.

Лит.: Злобин В. С. К. Маковский - поэт и чело­век // Возрождение. Париж, 1958. № 79; Анненков Ю. Дневник моих встреч. Н.-Й., 1966. Т. 2. Переизд. М., 1991; Вейдле В. О тех, кого уже нет. Сергей Маковский // Новое русское слово. 1977. 1 мая; Анненский И. Письма к С. К. Маковскому / публ. А. Лаврова и Р. Тименчика // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1976 г. Л., 1978; Шаховская З. Рассказы. Статьи. Стихи. Париж, 1978; Ба­храх А. По памяти, по записям: Лит. портреты. Париж, 1980; Корецкая И. «Аполлон» // Русская лит-ра и журналистика нач. XX в. 1905–17. Буржу­азно-либеральные и модернистские изд. М., 1984; Терапиано Ю. Лит. жизнь русского Парижа за полвека (1924–74). Париж; Н.-Й., 1987; Северюхин Д. Салон Маковского // Невский архив. Сб. 2. М., СПб., 1995; Толмачев В. Русский европеец (о поисках Запада и Востока в жизни и творчестве Сергея Маковского) // Сквозь шесть столетий: сб. М., 1997; Егорова И. Сергей Маковский - художественный критик. Пражский период творчества (1921-1925) // Зарубежная Россия. 1917-1939: Сб. ст. Кн. 2. СПб., 2003; Лебедева Т. Сергей Маковский. Страницы жизни и тв-ва. Воронеж, 2004; Злобин В. А. Тяжелая душа. М., 2004; Шиндин С. Из «теневого окружения» Мандельштама: Сергей Маковский // Новый ж-л. Кн. 288. Н.-Й., 2017.

А. Лавров

  • Маковский Сергей Константинович