Малюгин Леонид Антонович
МАЛЮ́ГИН Леонид Антонович [19.2(4.3).1909, СПб. - 20.1.1968, М.] - драматург, критик.
Детские и юношеские годы М. прошли в Пг. Учился в Лен. техникуме печати, затем в Ин-те истории искусств, кот. окончил в 1931. Лит. трудом занялся после службы в Красной Армии. По словам хорошо знавшего его С. Цимбала, «писал очерки об армейской жизни, рецензии, рассказы, фельетоны, бегал по театрам, словно торопясь наверстать упущенное время...».
Творч. деятельность М. начал как критик, театр. публицист. Особенно волновала тема взаимосвязи лит-ры и театра, кот. он посвятил немало ст., вошедших впоследствии в сб. « Театр начинается с лит-ры » (М., 1967). Уже в ранних ст. « О драмах „для чтения” и „для театра” » (1938), « Личная жизнь героя » (1940), опубл. в ж. «Театр», М. заявил о себе как прирожденный полемист, хорошо знающий специфику сценич. искусства, органически не приемлющий прямолинейных лит. схем и штампов.
Приходу его в драматургию предшествовала работа завлитом лен. БДТ им. М. Горького, эвакуированного во время Великой Отеч. войны в г. Киров. Для театра М. напис. комедию « Дорога в Нью-Йорк » (на основе голливудского сценария Р. Рискина «Это случилось однажды ночью»). Спектакль о приключениях бедного американского репортера и взбалмошной дочки миллионера с традиционным счастливым концом появился на сцене БДТ в г. Кирове (1942, реж. Л. Рудник).
Подлинным дебютом М. как драматурга стала его пьеса « Старые друзья » (1945). В ней прослеживаются судьбы молодых людей, окончивших одну из лен. школ в июне 1941. У них, по словам автора, «не было в жизни выпускного вечера - выпустили их не вечером, а утром - и прямо на войну» («Старые друзья». Мат-лы к постановке пьесы Л. Малюгина. М., 1947). Война устроила им суровую проверку на зрелость, на постоянство и верность в любви, в своих жизненных идеалах и целях. Изменения в их характерах на протяжении войны предопределили сближение одних и неизбежное расхождение других. Перв. самостоятельная пьеса М. принесла ему редкую удачу: она была удостоена Сталинской премии по лит-ре и с успехом воплощена на сцене Моск. драм. театра им. М. Н. Ермоловой (1946, реж. А. Лобанов). Спектакль стал событием послевоен. театр. жизни, после чего пьеса обошла сцены мн. театров страны. Необычность ситуации заключалась в том, что перв. пьеса автора сразу же оказалась зрелой, а автором ее был театр. критик, кот. и потом, став драматургом, не перестал быть критиком.
После крупного успеха судьба уготовила М. наст. потрясение. В дек. 1948 на XII пленуме правления СП СССР он был причислен к антипатриот. группе театр. критиков-космополитов. В ходе шумной кампании борьбы с космополитизмом М. испытал на себе реальные последствия этого массового «одичания на почве здоровой патриотической подозрительности друг к другу» (Астафьев В. // ЛГ. 1988. 7 дек.). Написанная им пьеса о Н. Г. Чернышевском « Молодая Россия » (1950) смогла появиться на сцене лишь через 4 года (1954, Моск. драм. театр им. Н. В. Гоголя). Роман М. о студентах « Дальняя дорога », завершенный к тому времени, по свидетельству Евг. Шварца, не был принят к печ. (Шварц Евг. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990).
В 1950-е М. создал ряд комедий, нашедших сценич. воплощение в разных театрах, но не оставивших заметного следа в сов. драматургии: « Родные места » (1951), « Новые игрушки » (1954), « Путешествие в ближние страны » (1956), « Девочки-мальчики » (1959). Из послевоен. фильмов, снятых по сценариям М., наибольшую изв. получила кинолента « Поезд идет на восток » (1948).
Новые творч. достижения ожидали М. на пути к чеховской теме, кот. он занимался постоянно, но особенно активно - в посл. десятилетие своей жизни. Еще в кон. 1940-х М., по утверждению Л. Левина, подготовил канд. дис. « Чехов на сов. сцене », но по не зависящим от ее автора обстоятельствам она не была защищена (Левин Л. // ЛГ. 1979. 16 мая). Позднее М. опубликовал ст. « Драматургия Чехова и ее исследователи » (1960), « Чехов начинается с „Иванова” » (1961), « Судьба „Чайки” » (1964).
В сер. 1960-х драматург обратился к жизни Чехова как объекту худож. исследования. Пьеса « Насмешливое мое счастье », пост. в Моск. драм. театре им. Евг. Вахтангова (1965, реж. А. Ремизова), и по замыслу, и по форме стала открытием М. В этой пьесе он задался целью инсценировать переписку Чехова с близкими людьми - с сестрой, братом, Ликой Мизиновой, О. Книппер, М. Горьким. Сценич. диалог строится на документально воспроизведенных фрагментах из писем Чехова и его корреспондентов. В них доминирует тема одиночества писателя, кот. не всегда могли понять даже близкие ему люди. Эпистолярный диалог Чехова с Ликой Мизиновой (их роли в спектакле исп. Ю. Яковлев и Ю. Борисова) раскрывает, по отзыву одного из рец., «нелегкие, недосказанные, нерешенные отношения двух людей, словно созданных друг для друга и потерявших один другого» (М. Строева).
Та же коллизия отражена и в сценарии М. « Сюжет для небольшого рассказа » (1968), по кот. реж. С. Юткевич снял одноименный фильм с Н. Гринько и М. Влади в гл. ролях. В основе сценария - история драм. провала «Чайки» на императорской сцене в СПб. При этом М. опирался на мысль Л. Гроссмана о том, что в подтексте «Чайки» лежали реальные взаимоотношения между Чеховым, Ликой Мизиновой и И. Потапенко. Однако рецензент фильма усматривал заслугу его постановщика в том, что он «не предлагает никакой определенной разгадки, а оставляет нас в преддверии тайны» тех отношений, кот. связывали Чехова и Лидию Мизинову (Е. Сурков).
Появившаяся тогда же пьеса М. « Жизнь Сент-Экзюпери » (1968), казалось бы, далека от чеховской темы, на кот. писатель был всецело сосредоточен. На самом деле, как подметил один из критиков, М. пришел к этой пьесе под влиянием именно Чехова, испытывая живой интерес к людям, судьба кот. одушевлена, по выражению последнего, «общей идеей» (А. Анастасьев). Здесь была несомненная духовная близость между автором и его героем, вследствие чего пьеса, при всей ее фрагментарности, обрела свойственную ей в целом лирико-драматич. тональность. Постановку осуществил Театр им. Моссовета (1968, реж. К. Михайлов).
Посл. годы жизни М. были заняты работой над повестью-хроникой « Чехов ». Замыслив документально-худож. исследование всего жизненного пути любимого писателя, М. успел довести его до 1894. Литературовед И. Гитович, опираясь на сохранившиеся наброски и выписки М., завершила эту повесть. Книга печ. частями уже после смерти М. (ж. «Дон», 1969, 1977; отд. изд. ― 1983).
Соч .: Старые друзья: пьесы. М., 1961; Театр начинается с лит-ры: статьи. М., 1967; Три повести для театра. М., 1968; Старые друзья: пьесы / послесл. А. Анастасьева. М., 1979; Чехов: повесть-хроника / в соавт. с И. Гитович. М., 1983.
Лит.: Абалкин Н. В поисках конфликта // Новый мир. 1953. № 5; Сквозников В. Очки против солнца // Новый мир. 1957. № 6; Строева М. Такой уж это был человек // Театр. 1966. № 4; Цимбал С. Памяти друга // Театр. 1968. № 5; Ганелина И. Экзюпери и его друзья // Театр. 1968. № 6; Сурков Е. Талант - это ответственность // Искусство кино. 1970. № 1; Торин В. Первый эскиз // Нева. 1985. № 1.
В. Муромский