Малюгин Леонид Антонович


МАЛЮ́ГИН Леонид Антонович [19.2(4.3).1909, СПб. - 20.1.1968, М.] - драма­тург, критик.

Детские и юношеские годы М. прошли в Пг. Учился в Лен. техни­куме печати, затем в Ин-те истории искусств, кот. окончил в 1931. Лит. трудом занял­ся после службы в Красной Армии. По словам хорошо знавшего его С. Цимбала, «писал очерки об армейской жизни, рецензии, рас­сказы, фельетоны, бегал по театрам, словно торопясь наверстать упущенное время...».

Творч. деятельность М. начал как критик, театр. публицист. Осо­бенно волновала тема взаимосвязи лит-ры и театра, кот. он посвятил немало ст., вошедших впоследствии в сб. « Театр начинается с лит-ры » (М., 1967). Уже в ранних ст. « О драмах „для чтения” и „для театра” » (1938), « Личная жизнь героя » (1940), опубл. в ж. «Театр», М. заявил о себе как прирожденный полемист, хорошо знающий специфику сценич. искусства, органически не приемлю­щий прямолинейных лит. схем и штампов.

Приходу его в драматургию предшество­вала работа завлитом лен. БДТ им. М. Горького, эвакуированного во время Великой Отеч. войны в г. Киров. Для театра М. напис. комедию « Дорога в Нью-Йорк » (на основе голливудского сценария Р. Рискина «Это случилось однажды ночью»). Спек­такль о приключениях бедного американско­го репортера и взбалмошной дочки миллио­нера с традиционным счастливым концом по­явился на сцене БДТ в г. Кирове (1942, реж. Л. Рудник).

Подлинным дебютом М. как драматурга стала его пьеса « Старые друзья » (1945). В ней прослеживаются судьбы молодых лю­дей, окончивших одну из лен. школ в июне 1941. У них, по словам автора, «не было в жизни выпускного вечера - выпу­стили их не вечером, а утром - и прямо на войну» («Старые друзья». Мат-лы к по­становке пьесы Л. Малюгина. М., 1947). Война устроила им суровую проверку на зрелость, на постоянство и верность в любви, в своих жизненных идеалах и целях. Измене­ния в их характерах на протяжении войны предопределили сближение одних и неиз­бежное расхождение других. Перв. са­мостоятельная пьеса М. принесла ему ред­кую удачу: она была удостоена Сталинской премии по лит-ре и с успехом во­площена на сцене Моск. драм. театра им. М. Н. Ермоловой (1946, реж. А. Лобанов). Спектакль стал событием послевоен. театр. жизни, после чего пьеса обошла сцены мн. театров страны. Не­обычность ситуации заключалась в том, что перв. пьеса автора сразу же оказалась зре­лой, а автором ее был театр. критик, кот. и потом, став драматургом, не пере­стал быть критиком.

После крупного успеха судьба уго­товила М. наст. потрясение. В дек. 1948 на XII пленуме правления СП СССР он был причислен к антипатриот. группе театр. критиков-космополитов. В ходе шумной кампании борьбы с космополитиз­мом М. испытал на себе реальные последст­вия этого массового «одичания на почве здо­ровой патриотической подозрительности друг к другу» (Астафьев В. // ЛГ. 1988. 7 дек.). Написанная им пьеса о Н. Г. Чер­нышевском « Молодая Россия » (1950) смогла появиться на сцене лишь через 4 года (1954, Моск. драм. театр им. Н. В. Гоголя). Роман М. о студентах « Дальняя дорога », завершенный к тому времени, по свидетельству Евг. Шварца, не был принят к печ. (Шварц Евг. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990).

В 1950-е М. создал ряд комедий, нашед­ших сценич. воплощение в разных теат­рах, но не оставивших заметного следа в сов. драматургии: « Родные места » (1951), « Новые игрушки » (1954), « Путе­шествие в ближние страны » (1956), « Девочки-мальчики » (1959). Из послевоен. фильмов, снятых по сценариям М., на­ибольшую изв. получила кинолента « Поезд идет на восток » (1948).

Новые творч. достижения ожидали М. на пути к чеховской теме, кот. он за­нимался постоянно, но особенно активно - в посл. десятилетие своей жизни. Еще в кон. 1940-х М., по утверждению Л. Леви­на, подготовил канд. дис. « Чехов на сов. сцене », но по не зависящим от ее авто­ра обстоятельствам она не была защищена (Левин Л. // ЛГ. 1979. 16 мая). Позднее М. опубликовал ст. « Драма­тургия Чехова и ее исследователи » (1960), « Чехов начинается с „Ивано­ва” » (1961), « Судьба „Чайки” » (1964).

В сер. 1960-х драматург обратился к жизни Чехова как объекту худож. исследования. Пьеса « Насмешливое мое счас­тье », пост. в Моск. драм. театре им. Евг. Вахтангова (1965, реж. А. Ремизова), и по замыслу, и по форме стала открытием М. В этой пьесе он задался целью инсценировать переписку Чехова с близкими людьми - с сестрой, братом, Ли­кой Мизиновой, О. Книппер, М. Горь­ким. Сценич. диалог строится на доку­ментально воспроизведенных фрагментах из писем Чехова и его корреспондентов. В них доминирует тема одиночества писателя, кот. не всегда могли понять даже близкие ему люди. Эпистолярный диа­лог Чехова с Ликой Мизиновой (их роли в спектакле исп. Ю. Яковлев и Ю. Бо­рисова) раскрывает, по отзыву одного из рец., «нелегкие, недосказанные, нере­шенные отношения двух людей, словно со­зданных друг для друга и потерявших один другого» (М. Строева).

Та же коллизия отражена и в сценарии М. « Сюжет для небольшого рассказа » (1968), по кот. реж. С. Юткевич снял одноименный фильм с Н. Гринько и М. Влади в гл. ролях. В основе сцена­рия - история драм. провала «Чайки» на императорской сцене в СПб. При этом М. опирался на мысль Л. Гроссмана о том, что в подтексте «Чайки» лежали реальные взаимоотношения между Чеховым, Ликой Мизиновой и И. Потапенко. Однако рецензент фильма усматривал за­слугу его постановщика в том, что он «не предлагает никакой определенной разгадки, а оставляет нас в преддверии тайны» тех от­ношений, кот. связывали Чехова и Лидию Мизинову (Е. Сурков).

Появившаяся тогда же пьеса М. « Жизнь Сент-Экзюпери » (1968), казалось бы, дале­ка от чеховской темы, на кот. писатель был всецело сосредоточен. На самом деле, как подметил один из критиков, М. пришел к этой пьесе под влиянием именно Чехова, испытывая живой интерес к людям, судьба кот. оду­шевлена, по выражению последнего, «общей идеей» (А. Анастасьев). Здесь была несомненная духовная близость между авто­ром и его героем, вследствие чего пьеса, при всей ее фрагментарности, обрела свойст­венную ей в целом лирико-драматич. то­нальность. Постановку осуществил Театр им. Моссовета (1968, реж. К. Михайлов).

Посл. годы жизни М. были заняты работой над повестью-хроникой « Чехов ». Замыслив документально-худож. исследова­ние всего жизненного пути любимого писате­ля, М. успел довести его до 1894. Литературовед И. Гитович, опираясь на сохранив­шиеся наброски и выписки М., завершила эту повесть. Книга печ. частями уже после смерти М. (ж. «Дон», 1969, 1977; отд. изд. ― 1983).

Соч .: Старые друзья: пьесы. М., 1961; Театр начина­ется с лит-ры: статьи. М., 1967; Три повести для театра. М., 1968; Старые друзья: пье­сы / послесл. А. Анастасьева. М., 1979; Чехов: повесть-хроника / в соавт. с И. Гитович. М., 1983.

Лит.: Абалкин Н. В поисках конфликта // Новый мир. 1953. № 5; Сквозников В. Очки против солнца // Новый мир. 1957. № 6; Строева М. Такой уж это был чело­век // Театр. 1966. № 4; Цимбал С. Памяти друга // Театр. 1968. № 5; Ганелина И. Экзюпери и его друзья // Театр. 1968. № 6; Сурков Е. Талант - это ответствен­ность // Искусство кино. 1970. № 1; Торин В. Первый эскиз // Нева. 1985. № 1.

В. Муромский

  • Малюгин Леонид Антонович