Машевский Алексей Геннадьевич


МАШÉВСКИЙ Алексей Геннадьевич [8.3.1960, Л-д] - поэт, эссеист, критик.

Отец - Геннадий Николаевич - доктор наук, акад. Горной Академии, ученый в обл. флотации руд полезных ископаемых. Мать - Галина Вагановна - инженер. Учился в физико-матем. школе № 239, кот. сильно повлияла на становление интересов и стиль мышления М. Окончил. с отличием в 1983 фак-т электронной техники ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина).

На протяжении 7 лет (до 1990) работал в лен. Физико-техническом ин-те АН СССР в лаборатории Ж. Алферова. Параллельно начал выступать с публ. стихов в печ. (первая в окт. 1983, ж. «Аврора» - стих. «В ЦПКиО» ), стал членом лит. студии А. С. Кушнера при Доме ученых в Лесном. Большое значение для осознания лит. пути и развития творч. интересов сыграло знакомство и тесное общение с историком лит-ры, прозаиком Л. Гинзбург, а также общность эстетич. принципов с молодыми поэтами этого круга, в частности - с Н. Кононовым и А. Пуриным. Этапной стала публ. в «Новом мире» (1987. № 12) цикла «Стройка» , большинство стих. кот. было напис. разностопным анапестом. С этого момента публ. стихи, эссе, рец., статьи по литературоведч. и философской тематике в ж. «Аврора», «Звезда», «Нева», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «P.S.», «Север», «Искусство Л-да», «Вопросы лит-ры», «Речитатив», «Невский альбом», «Новое русское слово», «Зарубежные записки», альм. «Urbi», «Арион», «Тебе, Петербург», «Междуречье», «Флейта Евтерпы», колл. сб. «День поэзии - 1986», «Невские просторы», «Молодой Л-д», «Натуральное хозяйство» и др. (всего более 140 публ.).

В 1989 в изд-ве «Сов. писатель» вышла перв. книга стихов «Летнее расписание» (предисл. Г. Цуриковой), гл. объектом лирич. исследования в кот. стали бытовые, соц. условия существования человека в их сцеплении с волнующими душу экзистенциальными вопросами. Заметно стремление к циклизации, выбору подчеркнуто будничных сюжетов (стих. «В институтской посудомойке» ,«Гаражи» ,«Глухонемые в метро» , цикл «Рабочий журнал» ).

В 1991 принят в члены СП СССР, член СП Российских писателей.

Начиная с 1989 вел лит. студию, кот. с 1994 работала при музее А. А. Ахматовой в Фонтанном доме (некот. из ее участников со временем превратились в самостоятельных интересных поэтов: Д. Датешидзе, В. Русаков, А. Куляхтин, В. Ямпольский, А. Вергелис, В. Ковалев, С. Николаев, В. Бауэр и др.). С 1990 работал лит. консультантом, затем ред. отдела прозы, поэзии и публицистики в ж. «Искусство Л-да» (позже переимен. в «Арс») вплоть до его закрытия. Параллельно (с 1991) начал преподавать лит-ру в Пед. колледже № 1 им. Н. А. Некрасова, с 1995 совмещая эту работу с должностью завуча школы № 268 Невского р-на СПб.

В 1993 выпустил кн. «Две книги» , включающую два поэтич. сб. «Гость» и «Дни не для тебя» . В рец. отмечалось: «…основное свойство стихов М., кот. я осторожно назову “аристократизмом”, находится в очевидном противоречии с ювенильно-спортивным менталитетом нашего века». Кн. стала переходной от стихов, ориентированных на бытовую конкретику («Колыбельная» , цикл «В тени» ), к своеобразным бессюжетным поэмам («Саул» ), в древнем предании находящими соответствие переживаниям совр. человека. Одновременно поиски ритмич. выразительности привели к созданию ряда силлабо-метрических стих. (цикл «Балтийские песенки» ).

Эти тенденции получили развитие в след. кн. стихов «Признания» . Центр. место в ней заняла поэма «Тристан» , любовная тематика кот. актуализировала образы старинной легенды, видя в них своеобразную «вечную форму» переживания предельного и невоплотимого чувства человека. Опытом своеобразного наложения сатиры и стилизации стал цикл «Безблагодатные оды» .

Отход от прежних творч. принципов наметился в след. сб., включавшим две поэтич. кн. - «Сны о Яблочном городе & Свидетельства» . Используемые стих. размеры делаются «строже», циклизация постепенно уступает место отдельным стих., связанным единым контекстом размышления о чужеродности души человека миру природных и соц. феноменов. Особое значение начинают приобретать культурные реминисценции, находящие отражение в стихах, посвящ. поездкам в различные страны (цикл о Нью-Йорке - «Сны о яблочном городе» ). В рец. И. Роднянской говорится, что кн. «неотразимо значительна своей тягостной, ртутной насыщенностью болью - и рефлексией по поводу боли. Любовь, страна, чужбина - и надо всем смерть. И даже не “загадка зги загробной”, от кот. так импульсивно отмахнулся молодой Пастернак, - загадка как раз может способствовать поэтическому воздухоплаванию, - а смерть по сю сторону существованья, лишенное загадочности “бытие-к-смерти”».

С 1980–90-х поддерживает творч. контакты не только со мн. литераторами (Е. Рейн, Д. Раскин, Е. Елагина, А. Танков, О. Николаева, А. Фролов, Т. Вольтская, О. Клишин, А. Макушинский, И. Меламед), но и художниками, философами, культурологами. Большое влияние на развитие тематики и стилистики поэтич. соч. оказала живопись А. Заславского, И. Зисмана, В. Паршикова, многолетняя работа с архивом друга Д. Хармса и А. Введенского Я. Друскина и участие в перв. публикациях его философских эссе.

С дек. 1995 в СПбГУ читает для вольнослушателей многогодичный курс «Истории русской поэзии», рассчитанный на подробное прочтение и комментирование золотого фонда русской лирики. Выступает с лекциями в различных учебных заведениях города. С 2001 становится куратором сетевого лит.-худож. проекта «Folio verso» ( http://www.folioverso.ru ), ставящего задачей пропаганду худож. достижений совр. петерб. культуры.

В 2003 выпускает кн. стихов «Вне времени» . В рец. на нее утверждалось: «Поэзия - это то, что “вне времени”, это сон-забвение, это смерть при жизни (но чего б стоила без нее жизнь стихотворца?). Опустошенный Орфей (вернувшийся без Эвридики, с “переболевшей” душой) поёт еще чище и сладостней». Осн. интенцию кн. раскрывает Е. Елагина: «…само название …“Вне времени” - указывает на движение в давно выбранную поэтом сторону: от фальшивой, распадающейся, соблазняющей, но в конечном итоге обреченной на временность формы к подлинности неманифестируемого содержания, к выходу из времени, к существованию вне него».

Промежуточный итог тв-ва подводит вышедшее в 2005 избранное - «Пространства и места» . Оценивая кн., В. Куллэ замечал: «То, что М. не страшится патетики, не стыдится всерьез говорить о серьезных вещах (на том пошлейшем основании, что так теперь неуместно и не принято), и составляет сокровенную суть его поэтики. Эта внутренняя отвага представляется <…> наиболее драгоценной отличительной чертой поэта в нынешней разноголосице. Причем, что чрезвычайно важно, его позиция при этом принципиально антиромантична - это не кокетливое противостояние поэта и толпы, не постмодернистское противостояние поэта и толпы поэтов же, но нормальное героическое противостояние человека и рока». Н. Орелкина пишет: «Зрелое творчество - концептуально, впечатляет силой периодов, искусной фоникой, новаторством в образах, легкостью метафорического письма и глубиной философских обобщений. Постоянные синтаксические переносы несколько затрудняют рецепцию, но мысль, заключенная в форму классической русской просодии, запоминается».

В 2008 выходит прозаич. кн. «В поисках реальности» , в кот. сделана попытка анализа кризисного состояния совр. культуры, причин изменения ментальности человека XXI века и путей трансформации сегодняшней потребительской цивилизации. А. Вергелис писал: «Нет, перед нами не последовательное, параграф за параграфом изложенное учение, не поваренная книга житейской мудрости… Это коллекция мыслей и впечатлений, появлявшихся по самым разным поводам. Здесь представлены практически все жанры нехудожественной прозы: статьи, эссе, рецензии, дневниковые записи, философские миниатюры. Все тут держится на рефренах - главная мысль предстает то в одном, то в другом контексте. Это мысль о подлинности». По мнению А. Макушинского, «эта книга, среди прочего, - опыт сопротивления времени, эпохе подмен, периоду упадка. Что само по себе, помимо других достоинств, уже делает ее явлением значительнейшим».

В 2010 выходит кн. новых стихов «Древо желаний» , фиксирующая переход М. к все более контекстному, взаимообусловленному восприятию худож. и жизненных впечатлений. Гл. ее тема - трагич. умирание, но не искусства, не слова, а способности людей это слово, это искусство воспринимать. Лейтмотивом всей лирич. системы становится невозможность встречи, невозможность разделения с другими счастья видения и понимания (цикл «Эллада» ).

Соч.: Летнее расписание. Л., 1989; Две книги. СПб., 1993; Признания. СПб., 1997; Сны о Яблочном городе. Свидетельства. СПб., 2001; Вне времени. СПб., 2003; Пространства и места. СПб., 2005; В поисках реальности. СПб., 2008; Древо желаний. СПб., 2010; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит. : Роднянская И. Назад - к Орфею! // Новый мир. 1988. № 3; Роднянская И. Кн. полка Ирины Роднянской // Новый мир. 2001. № 6, 2009. № 12; Пурин А. [Четыре рец.] // Нева. 1994. № 1 (То же // Пурин А. Воспоминания о Евтерпе. СПб., 1996); Пурин А. Свет, питающийся светом // Правое дело. 2003. № 8; Елагина Е. Стереоскопич. зрение А. Машевского // Нева. 2004. № 6; Русаков В. Золотой улов // Новый мир. 2004. № 4; Куллэ В. Внутренняя отвага // Новый мир. 2006. № 6; Орелкина Н. Алексей М. Пространства и места // Знамя. 2006. № 6; Вергелис А. Из Катакомб // Знамя. 2009. № 8; Макушинский А. Принцип подлинности // Слово\\Word. 2009. № 62.

А. Пурин

  • Машевский Алексей Геннадьевич