Маяковский Владимир Владимирович
МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович [7(19)7.1893, с. Багдади, Грузия - 14.4.1930, М.] - поэт.
Родился в семье лесничего Владимира Константиновича М. и Александры Алексеевны, урожд. Павленко (1867-1954). Мать М. оставила воспоминания «Детство и юность Владимира Маяковского: Из воспоминаний матери» с послесл. Л. В. Маяковской - в кн. «Маяковский в воспоминаниях родных и друзей» (М., 1968). Сестра М. - Людмила Владимировна М., художник-прикладник - оставила воспоминания «О Владимире Маяковском: Из воспоминаний сестры» (М., 1968).
Учился в кутаисской гимназии, читал рев. листовки и брошюры, участвовал в демонстрациях учащихся во время перв. русской революции. После скоропостижной смерти отца (1906) вместе с матерью и двумя старшими сестрами переехал в М. Здесь, учеником 5-й гимназии, начинает выполнять отд. поручения подпольщиков и т.о. втягивается в рев. движение. В возрасте 14 лет вступает в РСДРП(б), трижды в 1908–09 подвергается арестам. В одиночке Бутырской тюрьмы читает классику, новейшую лит-ру, пишет стихи. Выйдя из заключения в нач. 1910, рев. деятельность не возобновляет, решив «делать социалистическое искусство». В 1911 поступает в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества. В кон. 1912 вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест футуризма «Пощечина общественному вкусу» и публикует перв. стихи.
Футуризм в России возник как альтернатива символизму, мощному по обилию первоклассных талантов, но исчерпавшему себя поэтич. течению. В футуризме преобладала энергия отрицания; эстетика футуризма, при всей ее авангардной развинченности, включала в себя демократич. элементы, была направлена на то, чтобы вернуть слову его выразительную функцию, пробуждать и рождать в нем новые смыслы. Футуристы проявляли интерес к материальной культуре города. Урбанистич. мотивы звучали уже в перв. стихах М.
Он с самого начала хотел быть услышанным. Поэтому форсировал голос, хотел перекрыть «распирающий грохот революции». « Пролог » к трагедии « Владимир Маяковский » (постановка 1913 в петербургск. театре «Луна-парк») - манифест 20-летнего поэта-романтика, озабоченного судьбами униженных и оскорбленных. В нем же М. предсказал страшный финал собственной судьбы («...и тихим, целующим шпал колени, обнимет мне шею колесо паровоза»). Поставленная в СПб., трагедия провалилась, а некот. время спустя получила восторженную оценку Б. Пастернака. Поэзия «бесконечности» мира, открывшаяся Пастернаку в этом произведении, ведет в бесконечный тупик, из которого М. не видит выхода, его подавляет «чувство социальной катастрофичности» (Альфонсов В.). Трагедия «Владимир Маяковский» - крик бессилия одинокой души, заплутавшейся в «каменных аллеях» города. Об этом же в стих. « Скрипка и немного нервно » (1914): «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот ору - а доказать ничего не умею».
Футуризм отвечал натуре, темпераменту М., его тяге к чрезвычайности, «устремленности к крайнему, предельному» (по Н. Бердяеву). С футуризмом его сближал дух протеста против буржуазного вкуса, принимавший форму разрешения: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана...» (« А вы могли бы? », 1913). Программное произведение М. в это время - поэма « Облако в штанах » (1915). Крик «долой», четырехкратно прозвучавший в поэме,- характерный жест русского бунтаря, выражающий «саморожденную» (Пастернак), органическую для М. революционность, которая и привела юного поэта к футуристам, как подростком - к большевикам. Трагедия одиночества обострила чувство человеческого присутствия, близости к «уличным танцам», причастности к их судьбе. Поэма начата в Одессе, во время турне футуристов по городам России, сюжет ее - драма отвергнутой любви. Все порывы героя поэмы вдохновлены этой всесильной страстью, в т.ч. идея разрушения, переворота. Страданию героя нет исхода. Драма любви замыкается на нем. Трагедийность поэмы усиливается отсутствием эха, глухотой мира, человечества - всех, к кому обращен страстный монолог поэта. В «Облаке...», как и в стих, перв. года войны, видны отблески мирового пожара, «окровавленное бойней» небо. А любовный сюжет, чуть ли не до полной исчерпанности душевного ресурса, нашел продолжение в поэме « Флейта-позвоночник » (1915), осветившей начало др. многолетней и мучительной любовной драмы - М. и Л. Ю. Брик.
М. пришел в русскую лит-ру как трагич. поэт огромной мощи с неиссякаемым запасом новой выразительности, вобравшим в себя и элементы народной речевой стихии, и «корявый говор» улиц, и авторские неологизмы; новизна образной системы М.- в гибкости и ударной силе слова, в широчайшем диапазоне ассоциаций, в близости к городской атрибутике, в органичном соединении фантастики и быта, заоблачно-абстрактного и материального, в расширении ритмических структур стиха, в полной свободе лирич. высказывания.
« Война и мир » (1916) - поэма в защиту человека. Ее пространство заполняет трагедия войны, беззащитность людей в жестоком, корыстном, узурпирующем свободные чувства мире. Это опять трагедия одинокой души: «А я на земле один глашатай грядущих правд» - выкрикивает поэт, в который раз стараясь быть услышанным «средь воя и визга», стараясь донести свой «единственный человечий» голос до всех, имеющих уши. Картины кровавого ужаса, убойного человеческого месива - это и есть отрицание войны. Война в представлении М.,- убийство, и поэт задается вопросом о будущем Земли, человечества,- хватит ли у него разума и воли преодолеть злобу и ненависть и обратить свое могущество на пользу себе. Поэт отвечает на этот вопрос с надеждой на разум и созидательную энергию свободного человека. Это новый мотив в тв-ве М., возникший как будто в самый неподходящий момент милитаристского безумия. И местоимение «я» в посл. дооктябрьской поэме « Человек » (1917) представляет человечество. Поэма утверждает величие человека, герой ее - «Небывалое чудо двадцатого века!». Антропоцентризм М. целенаправлен, он хочет поставить человека на место Бога, представить его центром мирозданья. Но вселенная неуютна для человека, его удел - земная жизнь во всем своем несовершенстве, ибо в этой жизни, по крайней мере, есть одна безусловная ценность - любовь. Любовь-радость, любовь-каторга, любовь - самый великий дар человека. М. возвысил в человеке любовь как нетленное чувство и тем возвысил самого человека, способного взойти на костер ради любви.
Дорев. стихи и поэмы М.- худож. феномен редкой эстетич. новизны, открывший мир его души в предощущении планетарных катаклизмов. Приход поэта в революцию, ее приятие было естественным шагом человека, жаждавшего перемен. Он шел в революцию, отражая чаяния ее стихийных сил, и лозунги Октября 1917 отражали его романтич. упования на будущее переустройство жизни. Здесь и завязывается тот драматич. узел, кот. дает поводы к разноречивым оценкам поэзии М. советского периода. Здесь начинается раздвоение в его мировосприятии, в поэтич. отражении действительности. М. пишет « Наш марш » (1917), « Левый марш » (1918), он утверждает новую эстетику (« Приказ по армии искусств », 1918), призывая «футуристов, барабанщиков и поэтов» воспеть революцию. И маршевая дробь барабана заглушает песню. Используя библейский сюжет, М. пишет революционную пьесу « Мистерия-буфф » (1918), где мифич. «чистые» и «нечистые» обретают злободневные черты. «Агитпроп» поэта, который, как он впоследствии признавался, «в зубах навяз», по-настоящему развернулся в РОСТА, где М. вместе с неск. художниками выпускал «Окна сатиры» - рисовал плакаты и делал подписи к ним, опять-таки на злобу дня. Сутью и смыслом этой поистине титанич. работы было глубокое убеждение в сугубой пользе революции и сов. власти. «Агитпропом» стала, по сути, и поэма « 150 000 000 » (1919–20), хотя стилистика ее, восходя к фольклору, в соединении с плакатной символикой дает оригинальный сплав былины, раешника, ораторской речи и лозунга.
Однако в командорской поступи стиха М. наступали лирич. «сбои». Это прежде всего стих. « Хорошее отношение к лошадям » (1918), обнажающее лирич. природу его таланта, это поэма « Люблю » (1922), где чувство еще не лишено романтич. самоотверженности, хотя и настораживает непомерная гиперболизация («На мне ж с ума сошла анатомия. Сплошное сердце - гудит повсеместно»), наконец, поэма « Про это » (1923), в кот. претворилась трагедия любви, с неистовой силой прорвалось человеческое, личное - как в «Облаке в штанах», только на фоне более зрелого опыта. «Любовная лодка» попала в «бермудский треугольник» быта. Как ни «смирял» поэт интимное, личное во имя общего, социально разумного, «становясь на горло собственной песне»,- «тема» (любовь) «приказала» писать о ней. Она пришла изнутри, опровергла риторич. принцип «смирения», и «личные мотивы» - даром гения - были подняты на высоту всеобщности. М.-риторист, «в штыки» атаковавший лирику, уступил место М.-лирику. «Про это» - поэма о любви в момент ее кризисного состояния, о попранном чувстве, сжигающем одного человека и тяжким бременем давящем на всех, кто так же, как и он, натыкается на острые углы быта. Личный мотив поэмы - драма любви М. и Л. Брик.
В стихах «на злобу дня» поэт апеллирует к массам, убеждает, зовет, агитирует в соответствии с решениями партии и советской власти, но и безжалостно высмеивает аномалии нового быта. Человек гениальной одаренности, М. и здесь достигал поэтич. высот: « Стихи о советском паспорте » (1929) - блестяще выполненная газетно-эстрадная агитка, и будто специально для эстрады написаны чеканные строки 19-й главы поэмы « Хорошо! » (1927). Сатира М. тоже агитационна, но, в отличие от стихов декларативно-призывного характера, она злободневно конкретна, поэтически изобретательна. В ней М. ведет борьбу с уродливыми явлениями обществ. бытия, и сатира его получает полит. окраску. Объектом ее становится мещанство советского типа, бюрократизм, органы власти и управления, в конечном счете - тоталитарная система. Пьеса « Баня » (1929) - финал того процесса сопротивления, обличения, накопления критич. массы, который неизбежно вел М. к столкновению с этой системой. И самый чувствительный удар по ней в наиболее близком М. звене общей структуры - руководстве искусством, испытывавшем мощное идеологич. давление. М. уперся в каменную стену режима, лишавшего лит-ру и искусство воздуха и свободы, и - растерялся.
Такой итог не был неожиданным, хотя М. с огромным поэтич. темпераментом отстаивал идеалы революции в поэмах о В. Ленине (« Владимир Ильич Ленин », 1924) и Октябре («Хорошо!», 1927). Образ революции в них уже не сопрягается с образами «мятежа», «бури», как в раннем тв-ве поэта, он очищен от налета стихийности, он идеализирован, как, несомненно, идеализирован и образ Ленина. В отношении к вождю революции сказались не только особая личная привязанность, потрясение, вызванное его смертью, но и эмоционально выраженное отношение большой массы народа к Ленину в момент прощания с ним. Образ Ленина для М., как и для некоторых др. крупнейших поэтов-современников, был воплощением человеч. и рев. идеала в широком понимании. Как поэт М. решает здесь сложнейшую эстетическую задачу: в биографическую канву - жизнь Ленина - вписать «капитализма портрет родовой». Он призывает на помощь всю ассоциативную изобретательность, чтобы дать поэтическую интерпретацию уроку политграмоты. И в большей части это ему удается. Особенно там, где в сюжет вплетается личная тема. В некот. же местах лиро-эпич. течение поэмы деформируется политич. оголенной хроникой. Но в памяти прочно оседают строки и строфы великолепной чеканки. А в картине прощания с Лениным, в чисто лирич. местах, он «выскакивает» (слово А. Луначарского) из тенет политпросветовской информатики и дает волю чувству,- и вот тут поэзия берет власть над политикой и идеологией. В сплаве хроникального эпоса, политики и лирики складывается жанровая разновидность лиро-эпич. поэмы, стилистика лиро-публиц. монолога, стилистика реквиема (3-я ч.).
«Программной вещью» М. считал поэму «Хорошо!», написанную к 10-летию Октября. Программу ограничивал формальными задачами - «изобретением приемов для обработки хроникального и агитационного материала» (« Я сам »). И еще один существенный нюанс: «иронический пафос в описании мелочей» (Там же) - с отсылкой к заключительной главе поэмы. В сер. 1920-х М. уже видел, как на деле искажаются идеи народовластия, утрачиваются идеалы, начертанные на знаменах Октября («Скольким идеалам / смерть на кухне и под одеялом!»). Этим прежде всего и вызвано обращение к истоку - к революции, к героическим и трагическим страницам ее истории. Там он ищет правду, с революцией сверяет путь. Еще в 1924 М. Осоргин заметил, что М.- «певец борьбы на поле вчерашней победы», что он «не поэт данной опричнины». Прозорливое замечание это вполне приложимо к поэме «Хорошо!». К нему можно добавить сказанное М.: «Никогда, никогда язык мой не трепала комплиментщины официальной болтовня». Оптимистический финал поэмы - характерное для поэта забегание вперед. Он не однажды и не очень удачно пытался обозначить идеал своего «города солнца» - это «коммуна во весь горизонт», которая не имела очертаний. Но представление о будущем как о некоем «сытом» рае вызывало протест М.: «Коммунары! Готовьте новый бунт в грядущей коммунистической сытости». В своих фантазиях о будущем он призывал к «революции духа». Поэтому пытался заглянуть вперед на 50 лет (« Клоп », 1928), в XXI в. («Баня», 1929), собирался показать иск-во через 500 лет. Его обуревало русское нетерпение. На этом фоне заключительная, 19-я глава поэмы «Хорошо!» представляется не просто забеганием вперед а слегка сниженной «ироническим пафосом» попыткой представить некий идеал хотя бы на бытовом уровне. «Иронический пафос» растворился в аккордном звучании, в стиховой энергии 19-й главы. Вопреки замыслу, это придало не только финалу, но и всей поэме праздничную, победительную тональность. Мажорная концовка с ее ударными, врезающимися в сознание строками воспринимается как здравица в честь сов. власти. Увы, той власти, с которой М. уже вступал в конфликт, но которой все-таки продолжал служить, не видя др. пути к достижению идеала.
К сер. 1920-х поэт разочаровывается в «итогах» революции, «ярчайшим днем» для него остается 25 окт. (7 нояб.). Он проговаривается, как ему осточертели заказные агитки. На эти настроения накладывается драматическая развязка его романа с Брик. «Пролетарские писатели» числят М. «попутчиком». Он по этому поводу горько острит: «Но кому я, к черту, попутчик! Ни души не шагает рядом» (« Город », 1925). М. поставил задачу на полных правах ввести в поэзию «корявый говор миллионов, жаргон окраин». Когда он призывал «дать все права гражданства новому языку: выкрику - вместо напева, грохоту барабана - вместо колыбельной песни...» - то имел в виду прямое воздействие поэзии «на толпы революции» (« Как делать стихи? », 1926). Свой «Левый марш» и «Двенадцать» А. Блока ставил в пример. Филол. часть задачи - обновление и обогащение поэзии за счет языка улицы - поэт распределил на всю жизнь и отчитался за нее перед потомками (поэма « Во весь голос », 1930). «Выкрик» и «грохот барабана» не заменили колыбельной песни, они вплелись в шумовую полифонию времени. И сколько бы ни настаивал М. на том, что «наши перья штык да зубья вил», и как бы ни убеждал, что «битвы революций посерьезнее „Полтавы” и любовь пограндиознее онегинской любви» (« Юбилейное », 1924), все сравнительные эпитеты меркнут перед светом каждой единственной любви, каждого единственного создания гения.
Размышляя о «месте поэта в рабочем строю», М. неизбежно приходит к мыслям о собств. судьбе, о том, что невозможно упрятать ни в какие декларации, ни в какие лозунги вроде «Лет до ста расти нам без старости...» Появляются щемящие строки о душевной исчерпанности, незащищенности от «бурь... кипенья»: «Все меньше любится, все меньше дерзается...» и «...я уже сгнию, умерши под забором, рядом с десятком моих коллег» (« Разговор с фининспектором о поэзии », 1926). Звуком дребезжащей струны отозвалось здесь блоковское: «Пускай я умру под забором, как пес...». В стих. « Умер Александр Блок » (1921) М. сожалел, что Блок так и «не выбрал», служить ли революции или «стенать над пожарищем» сожженной библиотеки. Итог: «дальше дороги не было». Он еще хранил в душе революционные идеалы, отодвигая их осуществление в «коммунистическое далеко» и завещая потомкам сберечь в памяти образ «агитатора, горлана, главаря». Но, пережив триумф революции, восславив ее вождя и народ, принесший великие жертвы во имя грядущей, справедливой и светлой жизни, поэт разочаровался в ее «итогах». Финал его жизни (самоубийство) стал трагедией разлада между реальностью и верой. Реальность поколебала веру. Впереди М. ждала трагедия ее полной потери. «Дальше дороги не было».
Соч .: ПСС: В 13 т. М., 1955–61; Соч.: В 2 т. М., 1987–88.
Лит .: Шкловский В. О Маяковском. М., 1940; Чуковский К. Воспоминания. М., 1948; Новое о Маяковском // ЛН. М., 1958. Т. 65; Паперный З. Поэтич. образ у Маяковского. М., 1961; Асеев Н. Статьи, очерки, воспоминания // Асеев Н. СС: В 5 т. М., 1964. Т. 5; Маяковский в воспоминаниях родных и друзей. М., 1968; Харджиев Н., Тренин В. Поэтич. культура Маяковского. М., 1970; Перцов В. Маяковский: Жизнь и тв-во. 3-е изд. М., 1976. Т. 1–3; Пицкель Ф. Маяковский: Худож. постижение мира. Эпос. Лирика. Творч. своеобразие. Эволюция метода и стиля. М., 1979; Метченко А. Маяковский: Очерк тв-ва // Метченко А. Избр.: В 2 т. М., 1982; Пастернак Б. Воздушные пути. М., 1982; Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтич. мире Маяковского. Л., 1984; Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. 5-е изд. М., 1985; Чуковский Н. Лит. воспоминания. М., 1989; Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990; Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990; Янгфельд Б. Любовь - это сердце всего // В. В. Маяковский, Л. Ю. Брик: Переписка 1915–30. М., 1991; Михайлов А. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. М., 1993; Цветаева М. Эпос и лирика совр. России: Владимир Маяковский и Борис Пастернак // Цветаева М. СС: В 5т. М., 1994. Т. 5; Творчество Маяковского в нач. XXI в.: Новые задачи и пути иссл. / Редколл. А. Зименков , В. Терёхина , А. Ушаков (отв. ред.), А. Чагин . М., 2008; Янгфеддт Б. Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг / Пер. со швед. А. Лавруши и Б. Янгфельдта. М., 2009; Млечин В. Из воспоминаний о встречах с В. В. Маяковским: «Как убивали Маяковского» // МК. 2011. 26 авг.
А. Михайлов