Мейлахс Павел Александрович


МÉЙЛАХС Павел Александрович [26.12.1967, Л-д] ― прозаик.

Родился в семье студентов мат.-мех. фак-та ЛГУ. Отец – изв. петерб. прозаик и публицист А. Мелихов. Детство М. прошло под Л-дом, в пос. Рощино, наделившем будущего прозаика запасом жестоких и поэтических воспоминаний, к кот. он в дальнейшем будет пост. обращаться. М. вслед за родителями поступил на мат.-мех. фак-т ЛГУ. По окончании учебы год жил в Израиле, работал по специальности ― программистом. Напряженная и одинокая жизнь эмигранта стала еще одним из источников жизненного мат-ла. Вошел в лит-ру с темой нового «потерянного поколения».

Перв. кн. « Избранник » (М., 2002), состоящая из четырех повестей, вызвала широкий отклик. Прежде всего обсуждали заглавную повесть, давшую назв. всему сб. В повести «Избранник» рассказывается о переживаниях молодого человека, страдающего от немотивированного ощущения собств. значимости, даже гениальности, ни в коей мере не совпадающего с его реальным жизненным положением, на кот. обречен в совр. мегаполисе человек. Наивно, но совершенно искренне герой М. однажды воскликнет: «Да, я жить не могу. И не хочу. Не гением я себе не нужен». Ю. Рахаева писала об этой кн.: «При том что это, без сомнения, литература высочайшего качества, радостно рекомендовать ее читателям мне не позволяет человеколюбие: пронзительно исповедальная проза, увы, невыносимо депрессивна. Видимо, дело в том, что автор вступил в активную жизнь на сломе эпох, оставшись в период взросления без малейших иллюзий, без уверенности в завтрашнем дне и не обретя ни спасительно наглости, ни уверенности в безнаказанности» . Но обладающий огромным лит. опытом В. Попов услышал в опубл. повестях голос поколения, кот. вступало в самостоятельную жизнь в постперестроечную эпоху: «Герою его не на что опереться, он не может поднять голову и на что-нибудь гордо посмотреть: его сразу же начинает мутить. Фальшь, натужность, корыстность всех мифов современности прочувствованы им с таким же отчаянием, с каким больной чувствует признаки отвратительной болезни. Поколение родителей (успевшее взойти на иллюзии демократии, прогресса) с ужасом смотрит на такого сына. И об отчаянной этой ситуации - его пронзительные, потрясающие повести и рассказы. <…> Думаю, что из всех нынешних писателей Павел Мейлахс наиболее точно изобразил поколение тридцатилетних-сорокалетних, оставленных без идеологии и культуры, страдающих от бессмысленности жизни (все это про тех, кто еще может страдать). Павел Мейлахс написал наиболее точный портрет поколения, и трагедия еще и в том, что поколение это не хочет видеть своего портрета, “упиваясь” совсем другим».

По прошествии времени критик А. Машевский уловил внутр. диалогичность тв-ва молодого прозаика по отношению к произведениям А. Мелихова ― исследование симптомов крушения всех и всяческих идеалов, краха индивидуалистич. сознания.

Роман « Пророк » (М., 2006) стал серьезным шагом от тонкого психологизма к социально философскому гротеску и фантасмагории. Герой романа - глава совр. пророческой конторы «Мухомор», утоляющий жажду об-ва в грубых «героических» переживаниях, кот. бы не требовали серьезных жертв. «Одурение социально приемлемым образом - цель практически любой религии и философии», - считает профессиональный пророк, в один и тот же день разговаривающий с мертвым братом, ввязывающийся в пьяную драку, снимающий проститутку, одновременно со всем этим обличающий гуманистич. культуру. Наиболее точно финал этого произведения прокомментировал В. Шпаков: «К финалу книги герой все же примиряется с рутинным измерением жизни, с его не героической, тривиальной подоплекой, с “кишками”, кот. он готов полюбить даже больше, чем душу человека. Так что вспоминаются известные слова поэта: Простим угрюмство - разве это / Сокрытый двигатель его?”» (Знамя. 2008. № 3). После публикации «Пророка» о М. стали писать как о сформировавшейся творч. индивидуальности, как о прозаике, «будничный хлеб» героев кот. «боль, но, как правило, это боль за какую-то высокую поруганную мечту» (В. Пустовая). С. Костырко достаточно точно определил аудиторию М.: среднестатистич. читателю не нужен «такой усложненный и рискованный вариант самоидентификации», но предложенный М. тип чтения не утратит актуальности для тех, «для кого культура не набор модной интеллектуальной косметики, а единственная система ориентиров».

Соч .: Избранник. М., 2002; Пророк. М., 2006.

Лит.: Попов В. Два Павла // Знамя. 2001. № 7; Рахаева Ю. Исповедь героя нашего времени // Известия. 2002. 13 мая; Машевский А. Крах индивидуализма, или Конец великой новизны // Звезда. 2002. № 8; Костырко С. Отпавшие // Новый мир. 2002. № 8; Пустовая В. Пророки второй оси // Октябрь. 2007. № 10; Белянский М. Книга на полку // Нева. 2007. № 11; Шпаков В. Сокрытый двигатель // Знамя. 2008. № 3.

Н. Цветова

  • Мейлахс Павел Александрович