Михайлов Александр Иванович


МИХА́ЙЛОВ Александр Иванович (псевд. Алеко Селигеров) [ 4.6.1937, д. Тимохино Пеновского р-на Тверской обл. ― 19.6.2009, СПб., похоронен в Тверской обл.] ― литературовед, прозаик.

Из крестьянской семьи. Отец ― начальник сельской почты. Детство М. прошло в д. Залозье. Сестра отца Ксения Михайловна М. в 1910-х служила горничной Императрицы Александры Федоровны. Ст. брат отца погиб в Первую мировую, отец, его мл. брат и племянник – погибли на Великой Отеч. войне. Из рода остался один М. Воспитывался матерью.

В 1961 после службы в армии М. поступил на русское отд. филологич. фак-та ЛГУ. Окончив его в 1966, работал учителем в Забайкалье. Вернувшись в Л-д, в 1968 поступил в аспирантуру ИРЛИ (рук. В. А. Ковалев). В 1971 был принят в Сектор сов. лит-ры. В 1974 защитил канд. дис. « Поэзия Петра Орешина », в 1991 - докт. дис. « Пути развития новокрестьянской поэзии ». Ведущ. науч. сотрудник Отдела новейшей русской лит-ры.

Принимал участие в колл. трудах: «История русской сов. поэзии» (В 2 т. Л., 1983); ПСС Н.С. Гумилева (Т. 1–6. М., 1998–2004); «Русские писатели. XX век: Биобиблиогр. словарь» (В 2 т. М., 1998); «Михаил Зощенко: Мат-лы к творч. биографии» (Т. 2, 3. СПб., 2001, 2002); «Из истории лит. объединений Петрограда-Ленинграда 1910–30 гг.» (Кн. 1. СПб., 2002). Авт. вст. статьи в сб. стих. Н. Клюева «Сердце Единорога» (СПб., 1999). Ред. (совм. с В. Муромским) кн. «Николай Заболоцкий и его лит. окружение» (2003).

Еще в студенч. годы М. открыл «мир поэзии – более глубокий, сложный и желанный, чем была наша тогдашняя жизнь», стихи поэтов Серебряного века переписывал в биб-ках. «К советскому режиму, разорившему и закабалившему крестьянство, репрессировавшему религию и духовность, наложившему путы на свободное проявление творчества, искусства я был глубоко оппозиционен» (Русские страницы: Лит. альманах. 2006. № 1).

В то время, когда тв-во новокрестьянских поэтов было под запретом, именно работы М., посвящ. Н. Клюеву, С. Клычкову и писателям, входившим в окружение С. Есенина, реабилитировали в общественно-культурном сознании крупнейших представителей «крестьянской» темы, стерли весьма обширное белое пятно в литературоведении. М. «распознал в поэзии Клюева, Есенина, Орешина, Ширяевца новый виток национальной образной мысли» (Л. Киселева). В монографии « Пути развития новокрестьянской поэзии » (Л., 1990) М. осмысляет новокрестьянскую поэзию как целостное явление. В эту группу М. включает широкий круг «русских поэтов ― выходцев из крестьян, заявивших о себе в начале 1910-х гг.» (Клюев, Орешин, Есенин, Ширяевец, Ганин, Клычков и др.). Автор обращается и к истории крестьянской поэзии XIX в. и к фольклору, рассматривая их в единстве с философско-эстетич. исканиями нач. XX в., отмечает «органическое родство новокрестьянской поэзии с народно-песенной стихией», что позволило ей «отобразить глубинные черты национального бытия».

М. обладал редким даром целомудренного отношения к биографиям литераторов, тв-во кот. он исследовал. Он умел «касаться самых тайных и странных страниц, не оставляя на них прилипчивых следов, отыскивая соприродный тексту возвышенный и простой отзвук в собственной душе» (Л. Киселева).

М. – пост. участник Клюевских чтений в Вытегре, научн. конф. в Вологде, Томске и др. Председатель Клюевского об-ва «Песнослов» (после кончины его основателя Б. Кравченко в 1993).

Изучение трагич. судеб этих поэтов М. сочетал с исследованием лит-ры Серебряного века (работы о Ф. Сологубе, И. Северянине, М. Кузмине, Н. Гумилеве и др.). По словам коллеги М. по ИРЛИ В.А. Прокофьева, «в личности М. ― интеллигента в первом поколении ― совмещалось генетическое родство с землей, ностальгия по крестьянскому миру и приобретенная культура университета, строгое академическое образование. Крестьянский сын оказался одновременно эстетом. Отсюда его непреодолимая тяга к разным направлениям модернизма».

В 1993 вступил в организацию русских монархистов-легитимистов «Российский Имперский Союз-орден», посещал его заседания, участвовал в митингах и крестных ходах; в освоении монархической лит-ры пользовался помощью Н. Брауна. В 1996 М. был избран членом Верховного Света РИСО. Однако в его тв-ве идеология монархизма не проявлена.

В 1998 М. вместе с И. Западаловым создал писательскую ассоциацию «Лит. собрание “Соратники”» и стал ее председателем, гл. редактором ее печ. органа ― альм. «Рог Борея» (под его ред. вышло более 30 вып.). В новый писательский союз (один из четырех официальных СП в СПб.) вошли участники Гумилевского, Клюевского, Есенинского, Рубцовского об-в, ЛИТО «Дворянская лира», независимые писатели. Позиция альм. обозначена в пером номере (1998) в ред. вступлении (объединить «всех талантливых литераторов Петербурга, готовых порвать с клановостью, групповщиной, противоборством в своих рядах»), а также в манифесте « Поэтическому Табору по Петербургу кочевать! », кот. был подписан М. с добавлением титула «Барон поэтического Табора». Отмежевываясь от «омертвелой скорлупы» обеих СПб. писат. организаций, кот. М. обозначил как «еврейскую» и «аборигенную», автор манифеста стремится собрать новые «орфеические голоса»; основанием для такого объединения должна послужить «верность не злободневности, не моде, а вечно живым темам… загадочным чарам и ознобу иного измерения нашей жизни, наших случайных встреч, обольщений и разлук – из чего высекаются… божественные искры поэзии». И в строках манифеста, и в названии и оформлении альманаха явно ощутима эстетика Серебряного века.

В 2006 М. вошел в редколл. лит. альманаха «Русские страницы» (гл. ред. В. Чернышев), выходившего под грифом «Северного союза русских писателей».

Проза М. носит исповедальный, автобиографич. характер. Горькая память о родном крае запечатлена М. в проникновенном очерке « Окрест Вселукской церкви (Мартирологический портрет края) » (Мера. 1994. № 2).

В альм. «Рог Борея» (№ 2–12, 1999–2001) М. опубл. цикл « Странник » с подзаголовком « Из романа “Легенда о Лилии” ». Жанр произведения, носящего налет модернизма, определить сложно: в основе лежат воспоминания детства и юности, переданные в форме потока сознания и мысленных монологов, обращенных к возлюбленной, они чередуются с описаниями своих мистич. видений, снов, ощущений, местами текст переходит в мини-очерки о родных и близких М. Значительная часть уделена эротич. переживаниям автора, начиная с раннего детства. М. рассказывает о своих увлечениях и романах, детально воспроизводя и картины телесной близости. «Странник» лишен худож. вымысла и строго фактографичен; докум. характер придают подлинные имена персонажей и опубликованные в тексте фотографии, включая родственников М. и объект его любви – студентку Валюмку.

В очерке « На юношеском берегу » (с подзаголовком «Из книги “Моя Одиссея с Клевером”»)» (Русские страницы: Лит. альманах. 2006. № 1) М. рассказывает о друге детства – художнике-авангардисте эмигранте Валерии Клевере (Клеверове). М. автор рец. на книги А. Сушко, посвящ. Клеверу (« О художнике из страны кривого зазеркалья», «Трагедия страны глазами художника», «Графика в грызне с тоталитаризмом » ― «Рог Борея». 2001. № 11 и 12; 2002. № 16).

« Сквозь звездную пыль (Саша Брусов) » (Русские страницы: Лит. альманах. 2006–2012. № 2–7) ― воспоминания М. о другом своем товарище, поэте А. Брусове, исполненные нежности и светлой любви к талантливому человеку, чья жизнь загублена одиночеством и водкой. По сути это размышления о судьбе русской лит-ры и русского человека. Очерк дает представление о жизни лит. богемы Л-да 1960–70-х. Мотив автора ― «осветить хоть малой памятной свечкой их отгоревшие без ответного тепла и огонька души и строчки».

В мемуарном очерке « А. И. Павловский в наших с ним пушкинодомских встречах » (Мат-лы конф., посвящ. памяти А. И. Павловского. СПб., 2006) М. рассказывает об идеологич. противостоянии в Отделе сов. лит-ры ИРЛИ 1960–70-х, рисует портреты своих коллег, среди кот. как адепты марксистских догм, так и «внутренние эмигранты», к кот. М. относит Э. Шубина, И. Смирнова, А. Павловского.

М. ― автор предисловия к сб. ст. Л. Дербиной «Крушина» (Вельск, 1994) и статей о ее тв-ве в ж. «Рог Борея»: « Мемуарный роман о любви» (о кн. Л. Дербиной «Все вещало нам грозную драму… Воспоминания о Николае Рубцове») ( 2003. № 17) и « О поэзии Л. Дербиной » (2003. № 20) ― последняя предваряет подборку ее стихов в том же номере ж. Взаимоотношения Н. Рубцова и Л. Дербиной М. рассматривает как «любовь-трагедию», выступает против «травли» поэтессы, в ее мемуарах видит «проникновенное раскрытие рубцовской поэзии», постижение «трагического смысла гибели поэта», несшего в себе «вектор к небытию». Стихи самой Дербиной М. определяет как «глубоко выстраданную и потому несущую на себе печать высокой пробы лирику» и находит в них «душу лирической героини, возродившуюся для вечных ценностей бытия». Эти публикации М. вызвали протесты в ряде печ. изданий ― в них увидели «оскорбление памяти Н. Рубцова».

М. напис. предисловия к драме Г. Дюмонд «Поэт и Ева» (СПб., 2006), роману В. Чернышева «Боль и любовь» (СПб., 2012), сб. стихов В. Чернышева «Лирический дневник» (СПб., 2012) и др.

Стихи М. опубл. в альм. «Рог Борея», «Русские страницы». Это преимущественно ностальгич. стих. о детстве, юности, ускользающем счастье (« Телефоны прошлых лет », « Льдяшка-цветок », « Одиночество переполненных улиц »). Последние стих. М., написанные им уже в период болезни, незадолго до кончины, посвящены родному краю (« Подъезжая к Пено », « Школьные годы », « Край на уроне (опись памяти) »).

Вспоминая ученого, Л. Киселева называет его качества: «открытость и глубина, искренность и редкий дар внимать собеседнику; доброта, делавшая его порою беззащитным; порывистая страстность в сочетании с мечтательностью и созерцательностью. <…> Cамая драгоценная черта М.-филолога – его тихая, скрытная, изумленная вера во всемогущество Слова».

Соч.: Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990; История и судьба в зеркале сновидений (по снам Николая Клюева) // Мера. 1993. № 2; Вст. статья // Клюев Н. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы. СПб., 1999; В гранитных зрачках Петербурга. Неизвестное о Николае Клюеве в городе на Неве // Рог Борея. 2003. № 18; Александру Солженицыну ― 85! // Рог Борея. 2004. № 22; «Я ― мужик, но особой породы…» // Н. Клюев глазами современников / сост. В. Гарнин. СПб., 2005.

Лит.:Пушкинский Дом: Мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005; Киселева Л. Отлетел... «на безбольные, тихие воды...» // Наш современник. 2009. № 9.

А. Любомудров

  • Михайлов Александр Иванович