Михайлов Юрий Петрович
МИХÁЙЛОВ Юрий Петрович (псевд. Георгий Михайлов) [4.11.1947, Л-д - 1.5.2016, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] - прозаик.
Родился в послевоенном Л-де, детство проходило в коммунальной квартире. Родители родом из Псковщины. Отец, Петр Михайлов, - летчик, участвовал в бомбардировках Берлина, в конце войны, спасая экипаж, посадил горящий самолет и был тяжело ранен.
По окончании вечерней школы работал слесарем, служил на Северном флоте. Окончил «Корабелку» (Лен. кораблестроительный ин-т), затем преподавал.
Сын вспоминал: «Тяга к творчеству проявляла себя по разному, но неизменно любым знанием или увлечением он стремился поделиться с людьми. Так и получилось, что М. был учителем по жизни: сварка, йога, православие и психология – всё это и не только, было для него предметом изучения и преподавания. Желание быть художником, было пресечено его отцом в детстве и осталось одним из хобби, М. всю жизнь играл на гитаре, пел и даже руководил музыкальным ансамблем. Но окончательно нашёл себя в роли писателя в 90-е годы, реализовав свой разнообразный жизненный опыт в публицистике».
Почти все книги М. были выпущены изд-вом Общества памяти игумении Таисии, с кот. М. сотрудничал напротяжении мн. лет.
В первой кн. « Наша душа» (1997) М. изложил свои представления о психологии и опыт своей преподавательской и просветительской деятельности. В кн. « Психология мужества » (1999) представлен нравственно-психологический материал по воспитанию мужчин. В ней приводятся исторические сведения и поучительные примеры из жизни великих полководцев и известных людей прошлого. Адресуясь к молодежной аудитории, М. рисует облик настоящего мужчины с его надежностью, великодушием, самоотверженностью, отвагой, смелостью, честью, патриотизмом и любовью к ближнему. Кн. « Дающая жизнь » (2000) посвящена раскрытию уникально характера русской девочки, девушки и женщины и, также как предыдущая, опирается на замечательные исторические примеры. Все перечисленные книги были переизданы в 2002 в одном томе с названием « Три слова в психологии ». Это повествование о человеческой душе, о нашей духовной природе и вечном ее предназначении; о психологических проблемах - общих и возрастных, в аспектах здоровья, развития и воспитания личности; о добродетелях мужества и прекрасной женственности, и о непреклонном действии нравственного закона во всех сферах нашей жизни.
Большой труд М. « Нравственный образ истории » опирается на православную доктрину. Книга представляет собой историческую трилогию: «Слава славян», «Закат Византии» и «Держава Православия» и повествует о славе и падении тысячелетних империй, Рима первого (древнего) и второго (Византии), в пору зарождения и становления Великой Российской Державы, именуемой Третьим Римом. Образ будущей Руси является в начале книги из глубин доисторических. Затем, на фоне нравственного заката Запада, восходит «Русская Заря», невзирая на многочисленные тучи татарское иго, войны, междоусобицы и Московскую смуту с ее самозванцами. Но, в итоге, благочестием, молитвами святых и силой духа праведного воинства Святая Русь одолевает всех своих врагов.
Своим опытом работы с писателем и представлением о его творческом методе делится его многолетний помощник Владимир Дворецкий: «После написания первого варианта главы, Юрий Петрович редактировал и правил написанный текст вставками и добавлениями, часто довольно обширными. Написав, таким образом, основной текст книги дома, Юрий Петрович приходил ко мне, и я набирал его под диктовку, в процессе которой в текущем порядке им продолжали вноситься исправления, при этом, автор, - в прошлом весьма убедительный лектор, - стремился не только к бесспорной аргументированности декларируемого, я бы сказал, провозглашаемого им текста, но и к выявлению скрытой в тексте силе устного слова, проявлявшейся при устном его прочтении».
В кн. « Язык человеческий » повествуется о языке как явлении духовно-нравственном. Это попытка найти праязык человечества, разделившийся вскоре после Всемирного потопа на множество наречий. Рассказ о расселении древних народов и развитии «мирового словесного древа», по сей день хранящего в своих «ветвях» следы исчезнувшего общего праязыка; о значении языков древнерусского, церковно-славянского и нравственно-психологических проблемах современной русской лексики; об истории письменности, тайнах древних символов и знаков и о многих иных загадках, связанных с историей языка человеческого.
Кн. « Архистратиг русской мысли » посвящена великой личности «избранного из званых» вселенского гения М. В. Ломоносова. Рассказ о его глубокой православной вере, жажде истины, о необъятности его любви к Отечеству и к русскому народу, благодаря которым он сумел выстоять и победить в борьбе с врагами, нарождавшейся в его время, российской науки. Издание напоминает увлекательный роман, где бурная история России XVIII в. переплетается с судьбой невыдуманного героя, пережившего немало удивительных приключений, горестных утрат и блистательных побед; где совершаются великие научные открытия, и рождается великая поэзия России; возрождается искусство мозаики и создается техника будущего.
Кн. « Имя славянское, род Иафетов » содержит массу чрезвычайно интересных сведений о давних предках русов, о древнейших письменах, об исторической прародине славян и их имени, известном с незапамятных времен, о фактах, установленных наукой, но не ставших до сих пор еще всеобщим достоянием. Роман « Соперник варяжского гостя » - единственная кн. М., созданная в детективном жанре. «Дела минувших дней и сообщения о нераскрытых тайнах прошлого вплетены в замысловатый приключенческий сюжет, где главные герои, наши современники, ведут бескомпромиссную борьбу за правду, любят и страдают, попадают в жуткие безвыходные ситуации. Здесь автор дает волю фантазии, но это способ приоткрыть читателю душу, в образе главного героя можно угадать самого писателя. Недосказанная летописцем Нестором причина гибели Вадима Храброго, убитого варягами в момент захвата власти в Новгороде князем Рюриком, становится предметом напряженных изысканий литератора Вадима Ратова, его друзей и близких» (Аннотация).
Пьеса « Азъ есмь Царь » издана посмертно и посвящена периоду формирования характера молодого царя Иоанна Грозного в сложных обстоятельствах «опеки» его конкурирующими партиями родственников и бояр. Пьеса опубликована в так называемом «генетическом» стиле, когда под окончательным и строго выверенным автором основным текстом в сносках дано около пятисот фразеологических вариаций того же текста в разных его фрагментах из черновой рукописи.
Коллеги запечатлели облик писателя: «Юрий Петрович был крупным, ярким, выразительным и цельным человеком. Высокий ростом, громогласный, глубоко начитанный в редких исторических источниках и цитировавший их по памяти, риторически убедительный, он занимал собой любое помещение, в котором оказывался, становясь центром внимания и притяжения к нему аудитории, сколь бы разнородной она ни была».
Член Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ), член СП России (СПбО). В 2016 за труд «Архистратиг русской мысли» награжден медалью «300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова».
Соч .: Наша душа. СПб., 1997; Психология мужества. СПб., 1999; Дающая жизнь. СПб., 2000; Три слова в психологии. СПб., 2002; Нравственный образ истории. СПб., 2006; Язык человеческий. СПб., 2008; Архистратиг русской мысли. СПб., 2010; Имя славянское, род Иафетов, СПб., 2012; Соперник варяжского гостя. СПб., 2015; Азъ есмь Царь. СПб., 2017.
В. Дворецкий