Михновец Надежда Геннадьевна


МИХНОВÉЦ Надежда Геннадьевна [30.1.1956, г. Миасс Челябинской обл.] - историк русской лит-ры, педагог.

Родилась на Южном Урале. В истории ее семьи, о кот. она опубл. кн. « Род, семья, человек в потоке времени » (СПб., 2011), причудливо переплелись, пройдя мн. испытания российской жизни XIX–XX вв., старообрядческая линия поморов и - православных, признававших официальную церковь, ветвь уральских казаков и - польского ответвления старинного рода Капорских. Любовь М. к русской лит-ре в детстве определил отец, Г. П. Медведев, в школьные годы поддержала учитель лит-ры - Г. И. Бронштейн.

В 1979 М . с отличием закончила фак-т русского яз. и лит-ры Магнитогорского гос. пед. ин-та, защитив дипломную работу по роману «Воскресение» Л. Толстого под рук. Е. Л. Лозовской. В 1979–80 работала учителем русского яз. и лит-ры в ср. школе № 10 г . Миасса, с 1980 по 1984 - ассистент в МГПИ.

С кафедрой русской лит-ры ЛГПИ им. А. Герцена (РГПУ) М. связана с 1981: сначала как участник Герценовских чтений и стажёр, с 1984 как аспирант (науч. рук. проф. Я. С. Билинкис). В 1990 защитила канд. дис. на тему « Взаимодействие повествовательных и драматических начал в тв-ве Л. Н. Толстого 1880-х гг. (“Смерть Ивана Ильича”, “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Крейцерова соната”)». Уважение и благодарность к учителю легли в основу работы М. над кн. « Человек в потоке времени: Профессор Я. С. Билинкис » (СПб., 2003) в кач-ве её автора-сост.

С 1989 М . начала преподавательскую деятельность и прошла путь от ассистента до доц. (с 1994) и проф. (с 2011) кафедры русской лит-ры РГПУ. На филологич. фак-те читает курсы « Основы науки о лит-ре», «История русской лит-ры второй пол. ХIХ в.», «Историч. поэтика драмы », ведёт дисциплины по выбору « Драма и театр», «Русская классика в мире современного Петербурга», «Прецедентные произведения и темы в диалогах культур и времен » и др. Большое внимание уделяет работе со студентами.

В 2007 защитила докт. дис. на тему « Прецедентные произведения и прецедентные темы, их место и роль в тв-ве Ф. М. Достоевского ». Статьи М. посвящ. таким произведениям классика, как «Господин Прохарчин», «Двойник». «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья». Для словаря-справочника «Достоевский: Сочинения, письма, документы» (под ред. Г. Щенникова, Б. Тихомирова. СПб., 2008) ею написаны ст. « Мечтатель » и « Кроткая ». М. приняла участие в подготовке V тома нового академ. ПСС Достоевского. В своих посл. статьях рассматривает «дарвинский» дискурс в прозе Достоевского, Л. Толстого и Чехова.

Я. Билинкис в ряде работ уделял внимание вопросам соотношения драматического и эпического, взаимодействия драмы и театра, и М. продолжила занятия в этом направлении: в трёхтомном учебнике для вузов «История русской лит-ры ХIХ в.» (под ред Е. Анненковой, О. Евдокимовой. М., 2011) ей принадлежат не только главы « Русская лит-ра ХIХ в. как метатекст (темы, сюжеты, герои) » (в соавт. с Ю. Балакшиной), « А. П. Чехов », но и - « Драма и театр: тенденции развития», а в колл. монографии «Театр и лит-ра: на пересечении границ» (СПб., 2013) - большой раздел « Русский театр в движении от Островского к Чехову ». Интерес к истории русского драматич. театра стал импульсом для участия М. в кач-ве автора статей и члена редколл. энц. «А. Н. Островский» (под ред. И. Овчининой. Кострома, Шуя, 2012). В статьях М. об Александринском и Мариинском театрах ею сделан экскурс в репертуарную политику императорских театров XIX в., представляющий живое свидетельство не только отношения театрал. администрации к пьесам Островского, но и вкусов публики, обеспечивающей рейтинг произведений Островского, в СПб. отличный от М. Для этого энц. издания ею был впервые собран и описан мат-л по теме «Островский в Петербурге». М. - член коллектива, приступившего в 2013 к работе над первым ПСС и писем А. Островского. В рамках этого проекта М. подготовила к публикации такие произведения Островского, как «Не так живи, как хочется», «Шутники». «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза» (либретто), составила к этим произведениям текстологические, историко-культурные, историко-литературные, а также реальные комментарии.

Поэтике прозы и драмы Л. Толстого посвящ. не только канд. дис. М., но и работы, созданные позже. Статьи о неск. толстовских рассказах 1900-х были опубл. в энц. «Л. Н. Толстой» (под ред. Н. Бурнашевой. М., 2009). М. интересуют вопросы биографии Л. Толстого, она приняла участие в двух изданиях энц. «Лев Толстой и его современники» (под ред. Н. Бурнашевой. М., 2009, 2010), предложив более десяти статей (о В. Дале, Ф. Достоевском, Н. Чернышевском, Г. Успенском; Ч. Диккенсе, Д. К. Кенворти и др.), а в 2013 включилась в подготовку третьего изд., для кот. напис. статьи о малоизвестных современниках писателя. В 2013 вышла в свет подготовленная ею кн. « Софья Толстая . Любовь и бунт. Дневник 1910 г . », в кот. предпринята попытка передать глубину и сложность драматич. событий яснополянской жизни лета и осени 1910-го благодаря сведению в единый текст неск. док-тов этого времени: с одн. стороны, дневников С. А. Толстой, с др. - дневниковых записей и писем Л. Толстого, писем В. Черткова, дневников Д. Маковицкого, В. Булгакова, воспоминаний сыновей Толстого, а также его дочерей Татьяны и Александры.

В монографии « Три дочери Льва Толстого » (М., 2019) М. проследила судьбы дочерей Л. Н. Толстого, опираясь на широкий круг источников, в том числе малодоступных и цитируемых впервые. Дочери были и помощницами, и друзьями, и опорой отцу. В книге открываются ранее неизвестные страницы их биографий, относящихся не только к жизни в отцовском доме, но и к десятилетиям, последовавшим за смертью Толстого. Автор книги создает портрет Марии, любимой и рано умершей дочери писателя, освещает историю жизни Татьяны и Александры, прошедших большие испытания ХХ века: Первую мировую войну, революцию, эмиграцию, Вторую мировую войну, забвение на родине. Книга вносит существенный вклад в процесс возвращения их имен и включения опыта их жизни в культурное пространство современной России.

Автор более 100 работ, выступила соред. сб. науч. статей «Русская классика: Между архаикой и модерном» (СПб., 2002) и «Русская словесность: Проблемы эволюции и поэтики» (СПб., 2008), приняла актив. участие в популяризации русской классики, опубл. в изд-ве «Азбука» вст. статью и комм. к повести Достоевского «Записки из подполья», комм. к роману Толстого «Воскресение» и к его философским трудам «Исповедь» и «О жизни». С 1993 пост. участник различных междунар. симпозиумов и конференций.

Награждена Почётной грамотой Мин-ва образования и науки РФ (2006).

Соч.: «Кроткая»: муз. и лит. контекст // Достоевский: Мат-лы и иссл. Т. ХIII. СПб., 1996; Диалогическое в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого // Яснополянский сб. 1998. Тула, 1999; Механизм смыслопорождения в «Кроткой»: к проблеме Автор – Читатель // Достоевский и мировая культура. Альм. № 13. СПб., 1999; Выражение авторской позиции в драматургии Л. Толстого («Плоды просвещения», «Живой труп») // Pro memoria. Памяти акад. Г. М. Фридлендера. СПб., 2003; «Аще забуду тебе, Иерусалиме…» Место и значение 136 псалма в семантической системе финала «Братьев Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Альм. № 19. СПб., 2004; «Двойник» в историко-лит. перспективе // Достоевский и мировая культура. Альм. № 20. СПб.-М., 2004; Варианты бытования сакрального текста как факторы его устойчивости и продуктивности в русской культуре // Филологические науки. 2006. № 6; Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен. Место и роль прецедентных явлений в тв-ве Ф. М. Достоевского. СПб., 2006; «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса как произведение-посредник и тип культуры // Евангельский текст в русской лит-ре XVIII–XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. Вып. 5. Петрозаводск, 2008; «Дарвинский» дискурс в «Зимних заметках о летних впечатлениях» и «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского // Su Fëdor Dostoevskij. Visione filosofica e sguardo di scrittore, a cura di Stefano Aloe. Napoli, 2012; Бесконечно близкие и бесконечно далёкие // Толстая С. Дневник 1910 г . СПб., 2013 (вступ. ст., комм., указатели); Театр и лит-ра: На пересечении границ. СПб., 2013 (в соавт.); «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского в современных зарубежных исследованиях // Русская литература. 2014. № 3; Учение Ч. Дарвина и русская литература (от Ф. М. Достоевского к В. О. Пелевину) // Проблемы изучения русской словесности: сб. ст. / под ред Л. Е. Ляпиной. СПб., 2016; Зимние заметки о летних впечатлениях (историко-культурная преамбула) // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. и писем. Т. 5. СПб., 2016 (в соавт.); Apuntes de invierno sobre impresiones de verano: la mirada occidental. Epílogo // Fiodor Dostoievski Apuntes de invierno sobre impresiones de verano. Trad. de A. A. Gonzalez. Madrid , 2017; Три дочери Льва Толстого. М., 2019.

Е. Таборисская

  • Михновец Надежда Геннадьевна