Мин Евгений Миронович


МИН (наст. Минчиковский) Евгений Миронович [16.10.1912, Иркутск - 14.11.1983, Л-д, похоронен на Серафимовском кладб.] - прозаик, драматург, театровед, критик.

Родился в семье зав. местной Сейсмической станции под Иркутском Мирона Яковлевича Минчиковского, магистра физико-матем. наук. В 1926 семья переехала в Л-д. Старший брат писателя Аркадия Мироновича Минчковского.

В Л-де оконч. 23 единую трудовую школу (б. СПб. коммерческое училище им. Петра Великого). Учителями М. были выдающиеся представители лен. интеллигенции того времени М. П. Кленский, исследователь тв-ва А. П. Чехова, член-корр. Украинской АН А. А. Лященко.

В нач. 1930-х увлекся театром и стал писать поначалу рецензии на премьеры, позже и на книги, связанные с театр. жизнью. Перв. попытка приобщения к драматургии состоялась в 1940, когда М. с Вл. Иогельсконом создали для С. Радлова «драматическую композицию в 5 актах, 11 картинах» «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского. Постановка не состоялась. К тексту пьесы приложен протокол Главреперткома с заключением о запрещении пьесы (ЦГАЛИ. Ф. 656. Оп. 3. Ед. хр. 1802). [Кто такой Вл. Иогельскон узнать не удалось]. Одновременно обучался на отд. теоретической физики Физико-матем. ин-та, куда поступил по настоянию отца. Некот. время работал зав. лит. частью Ленгосэстрады. Там близко познакомился с артистами П. Кузнером, П. Муравским, С. Образцовым, Л. Утесовым, К. Шульженко, В. Яхонтовым. Вскоре ушел из ин-та, занялся журналистикой.

Когда началась война, М. был направлен в трехмесячную школу младших лейтенантов. По оконч. - 7 ноября 1941 - ушел на фронт, стал командиром стрелкового взвода под Невской Дубровкой. Дважды был ранен, награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Л-да». На фронте был принят в канд. и через три месяца в члены ВКП(б). Осенью 1943 после второго, тяжелого ранения был демобилизован и эвакуирован в Новосибирск, где как уволенный в запас был принят на работу в обл. радиокомитет. На радио создавал военно-патриотич. передачи - « Огонь по врагу », « До скорой встречи » и др.

Вернувшись в Л-д, М. возглавил лит. часть Театра эстрады. Сочинял для артистов монологи и сценки. В соавт. с братом (А. М. Минчковским) писал оригинальные пьесы. Первыми среди них стали « Мирное утро » (1947), пост. в театре Ленинского комсомола, и « Успех » (1949), кот. шел в БДТ. Позже напишут пьесу « Пламя Луэрто Соридо », игравшуюся ТЮЗом в 1962. В дальнейшем сочиняли пьесы вместе и врозь.

Писал очерки о совр. театр. искусстве. « Правда характера - правда искусства », к примеру, или « О самом главном » и др. Несколько особняком стоит большой очерк о драматургии Евг. Шварца. В нем М. объясняет почему, родившись сказочником, Шварц поначалу ограничивал себя в «сказочности», т.е. «старательно подчеркивал жизненность, правдивость всех событий <«Клада» Шварца. - Е. Б.>, иногда даже с чрезвычайной настойчивостью предупреждая зрителей: не подумайте, что это сказка». И объясняет - зачем и почему: «Шварц поневоле разделял судьбу большинства других писателей, работавших над сказкой. То было время, когда вульгаризаторы и педологи… вели поход против сказки. <…> Их было много, серых, скучных людей», которые уютно устроились во многих культурных, «начальственных» учреждениях. М. называл их «духовными уродами с арифмометрами вместо мозга с кусочками льда вместо сердец…» Не потому ли М., когда основным его жанром станет проза, будет называть свои повести и рассказы «сказками для взрослых». И самой первой такой «сказкой» стал рассказ « Пень » (1962). Начиная с 1960-х М. написано множество «сказок», кот. появлялись в периодич. печати и кот. позже объединялись в авторские сб.: « Волна и камень » (1965), « Сиреневая звезда » (1971), « Другие времена » (1978), « Особая примета » (1981) и др. События в произведениях М. зачастую развиваются в некоей условной стране, наполненной совр. содержанием. Среди его героев - самые обычные люди. И г.о. М. интересуют морально-этич. проблемы в совр. ему бытовых ситуациях и взаимоотношениях героев, наполненные писателем лирикой и юмором. «Юмор нужен человеку, как воздух, - записал М. однажды. - Люди, лишенные этого бесценного дара, унылы и скучны».

Подчас отдельные произведения М. обращал в лирико-философские миниатюры. Одна из них - « Мудрец » - потрясающий образец по теме, редкой в отеч. лит-ре, да и в мировой тоже. Жил-был «малооплачиваемый» Мудрец. И - умер. «Все было, как у всех. Гроб в цветах. Почетный караул. Мудрец лежал в одном из своих старых костюмов, который теперь был новинкой моды. Доброжелатели произносили содержательные речи. “Вот нет тебя, а все должны жить, как все”. И сразу остальные доброжелатели забубнили хором: “Жить, как все, жить, как все, жить, как все…“ И кидали в гроб Мудрецу цветочки, избегая смотреть на его лицо. Тут Мудрец встал из гроба, отряхнулся, поглядел вокруг и сказал: “Благодарю за внимание. Но только вижу, сглупил я, поторопился с этим делом. Разве можно умирать, когда еще столько людей, которые хотят жить, как все. Прости, дорогая, - обнял он рыдающую жену, - идем домой. А если кому-нибудь угодно лечь в этот ящик и слушать слова, прошу! “ Он и сейчас живет на свете, этот малооплачиваемый Мудрец. Я все собираюсь пойти к нему, да не рискую, потому что не каждому дано набраться мудрости».

К теме расслоения человечества на тех, «кто ест, чтобы жить», и подавляющего большинства, которое «живет, чтобы есть» и которое знает, как жить, чтобы успеть съесть как можно больше, М. обращался не раз. «Художник хотел писать обнаженную натуру, - расскажет М.-художник. - В ту пору Знатоки искусства, от которых зависело будущее живописца, говорили, что сейчас не время для рискованных сюжетов, лучше всего запечатлеть людей в их трудовых костюмах, отражая этим характерные черты эпохи. Устные и письменные суждения Знатоков все чаще и чаще приобретали форму указаний и даже приказов. Для Художника существовал один приказ - передать на полотне то, что видел его глаз и диктовало его чувство» (« Сиреневая звезда »). Как мог, М. стремился жить и писать по своим законам.

Соч.: Молодые москвичи. «Закон Ликурга» в Моск. рабочем худож. театре // Рабочий и театр. 1935. № 9. Май; «Как закалялась сталь» (спект. Лит. театра) // Лен. правда. 1937. № 53. 6 марта; Ю. Соболев. «Павел Мочалов» // Звезда. 1938. № 3; М. М. Велизарий. «Путь провинциальной актрисы» // Звезда. 1938. № 7; А. Я. Глама-Мещерская. «Воспоминания» // Звезда. 1938. № 8; Мирное утро. Пьеса в 4 д. / В соавт. с Арк. Минчковским. М., 1948; Успех. Пьеса в 4 д. / В соавт. с Арк. Минчковским. Л.-М., 1949; Засл. артист РСФСР Виталий Павлович Полицеймако. Л., 1950; Друзья искусства: Комедия в 1 д. М.-Л., 1951; Друзья искусства: Комедия в 1 д. / В соавт. с Арк. Минчковским. М.-Л., 1951; Правда характера - правда искусства // Звезда. 1954. № 4; О самом главном // Звезда. 1954. № 11; Перед поднятием занавеса // Звезда. 1955. № 9; Сов. сказочник // Театр и жизнь. Л.-М., 1957; Нетипичная личность: Фельетон // Звезда. 1961. № 5; Пень: Сказка для взрослых // Звезда. 1962. № 5; Короткие рассказы. Л., 1963; Пламя Пуэрто Соридо: Драма / В соавт. с Арк. Минчковским. М., 1963; Дело Сакко и Ванцетти: Драма в 4 д. / В соавт. с Арк. Минчковским. Л.-М., 1963; Такая сила: Сказка для взрослых // Звезда. 1964. № 2; Волна и камень: Сказки для взрослых. М.-Л., 1965; Разговор не окончен: Пьеса / В соавт. с Арк. Минчковским // Звезда. 1965. № 9 (отд. изд. - М., 1965); Жилет. Старое кресло // Звезда. 1966. № 12; Дела семейные: Повесть и рассказы. Л., 1968; Шестое чувство: Сб. Л., 1969; Уголек: Сказки. Л., 1970 (1976); Сиреневая звезда: Сб. Л., 1971; Только два дня: Событие в доме Дехтеревых в 4 сценах / В соавт. с Арк. Минчковским. М., 1971; Пятое колесо: Юморист. рассказы. Л., 1973; Другие времена: Юмор. рассказы. Л., 1978; Еленка // Рассказы лен. писателей. Сб. Л., 1981; Особая примета: Житейские истории. Л. 1981; Обыкновенная муза: Житейские истории и сказки для взрослых. Л., 1982; Картинки с натуры // У нас в Л-де: Сб. Л., 1982; Тайна беличьей лапы // Острова: Сб. Л., 1983; Ценный подарок: Житейские истории и сказки для взрослых. Л., 1988.

Лит.: Масанов И. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. Т. 4. М ., 1960; Азов Вс. Евгений Мин. «Война и камень» // Звезда. 1966. № 9; Гаврилов Л. Евгений Мин. «Особая примета» // Звезда. 1981. № 10; Мин Е. М. // Лен. писатели-фронтовики. 1941–45. Автобиографии. Биографии. Книги / Авт-сост. В. Бахтин. Л.: Сов. писатель (ЛО), 1985; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.

Евг. Биневич

  • Мин Евгений Миронович