Минкина Ольга Павловна


МИ́НКИНА Ольга Павловна [19.5.1953, Л-д] - органистка, музыковед, прозаик, журналист.

Родилась в семье потомственных русских интиллегентов. Общее и муз. образов. получила в спец. муз. школе-десятилетке при СПб консерватории, затем в Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где обучалась на двух фак-тах - фортепианном (органное отд.) и теоретико-композиторском. Педагогами были такие видные проф. и ученые-музыковеды, как П. А. Вульфиус (западноевроп. музыка), А. Н. Сохор (муз. критика), Е. М. Орлова (русская музыка), А. Л. Островский (сольфеджио), Т. С. Бершадская (гармония), Ф. А. Рубцов (фольклор), А. Б. Шнитке (анализ муз. произведений), Л. А. Пригожин (чтение пертитур) и мн. др. В студ. годы формируются многосторонние интересы М.: она с одинаковым увлечением занимается русской и западноевроп. музыкой, фольклором, анализом муз. форм и муз. критикой.

По оконч. Консерватории М. приглашена в аспирантуру ведущ. муз. критиком и ученым А. Н. Сохор, кот. рук. в то время сектором музыки в ЛГИТМиК. М. работала над темой « Б. В. Асафьев - музыкальный критик ». Одновременно начинала свою деятельность в Лен. СМИ: печ. в газ. и ж-лах «Смена», «Веч. Ленинград», «Царское Село» и др., работала на радио и ТВ в кач-ве участницы и ведущей муз. и образов. программ («Пятое колесо», «Семь кресел» и др.). Посещала занятия в секции журналистики в Лен. Доме журналистов. После смерти науч. рук. А. Н. Сохор (1977) переехала в М., где получила ассистентуру-стажировку Моск. консерватории им. П. И. Чайковского (класс проф. Л. И. Ройзмана). По оконч. стажировки в Европе совершенствовала мастерство у видных европейских органистов: З. Сатмари (Германия), М. Хазельбека (Австрия), В. Штокмайера (Германия), А. Саккетти (Италия), Х. Э. А. Харне (Испания), Д. Рота (Франция) и др.

Уже в студ. годы заявила о себе как яркая органистка и лектор-музыковед. Проводила лекции-концерты по истории искусств. Разработанный ею цикл « Эволюция стиля в муз. искусстве ХVI–ХХ столетий в аспекте развития естественных наук » был прочитал ею в СПб., затем в Европе («Форум русской культуры» и Фольксхохшуле г. Гютерсло, Германия, Ун-т г. Оснабрюка, Германия, и др.).

Уделяла внимание программам, адресованным детской и юношеской аудитории. На базе концертного зала акад. Капеллы им. М. И. Глинки подгот. абонементы « О чем рассказывает музыка», «Портреты великих композиторов», «История органной культурыXVI–XX вв.», «Сказка в музыке » и др. В 1999 вместе с мужем - пианистом В. Пейсаховым организовала молодежную муз. ассоциацию «Бах-Коллегиум» («Junges Bach-Сollegium»), в рамках кот. проводит ежегод. международ. фестивали, мастер-классы, летние муз.-творч. лагеря, в кот. выступ. и как дирижер хора и оркестра.

В центре науч. работы М. - проблемы муз. лингвистики, муз. психологии и педагогики, междисциплинарные контакты. С 2003 активно работает над проблемой взаимосвязи музыки и медицины. Читает лекции в СПб. Консерватории по теме « История, теория и практика музыкальной терапии ». Работает муз. консультантом в мед. центрах и ин-тах СПб. Участвует во всероссийских и международных симпозиумах и конф. по смежным проблемам. Автор кн. « Музыка как терапия » (2009), итог более чем 30-летнего опыта работы М. в данной обл.

Автор неск. книг, отд. рассказов и эссе. В кн. « Русская музыка для органа » (1997) М. рассматривает временной период с нач. ХХ столетия до наших дней, десятки муз. персоналий, сотни муз. произведений и пытается ответить на вопросы: чем близок орган русскому менталитету? чем объяснить его популярность в России? в чем новизна сочинений русских авторов? Кн. « Глен Гульд » (2001) напис. в беллетристической манере и посвящ. тв-ву гениального пианиста ХХ ст., выдающегося интерпретатора музыки И. С. Баха. Кн. « Групповой портрет с органом » (2008) выдержана в публицист. Стиле, где М. рассказывает о встречах с интересными людьми, о сотрудничестве с изв. музыкантами, о концертных поездках и др. В промежутки между публиц. размышлениями включены новеллы, написанные в жанре «фэнтези»: автор называет их «готическими фантазиями», в персонажах кот. узнаются многие совр. музыканты.

В 2015 вышел сб. « Острова » (изд. Политехнич. ун-та), кот. вкл. в себя две повести (« Острова » и « Собаки ») и пять рассказов (« Пророк», «Ангел», «После бани», «Девочка и ангел», «Две панихиды »). В центре внимания автора милосердие и сострадание, непримиримость к злу и любовь к ближнему, щедрость и жертвенность челов. души. Несмотря на обилие драматических, подчас трагич. коллизий и криминальных изломов в соч. М. всегда присутствует катарсис - очищение, просветление, победа Божеского начала.

Соч.: Русская музыка для органа. СПб.: Канон, 1994; Глен Гульд. СПб.: Сударыня, 2001; Групповой портрет с органом. СПб.: Реноме, 2008; Музыка как терапия. СПб., 2009; Острова. СПб., 2015.

В. Кудрявцев

  • Минкина Ольга Павловна