Минский Николай


МИ́НСКИЙ Николай (наст. имя Николай Максимович Виленкин) [15(27).1.1856, с. Глубокое Виленской губ. - 2.7.1937, Париж] - поэт, драматург, переводчик, публицист.

Родился в небогатой еврейской семье. В 1875 окончил с золотой медалью минскую гимназию. В том же году поступил на юридический фак-т СПб. ун-та; успешно завершив курс в 1879, получил степень канд. прав. Но карьера юриста не привлекала М.

С 1877 состоял в гражданском браке с писательницей Ю. И. Яковлевой (псевд. Юлия Безродная), обвенчался с ней в 1882. В нач. 1890-х гражданской женой М. стала поэтесса Л. Н. Вилькина (обвенчались в 1905). В 1925 женой поэта стала Зинаида Афанасьевна Венгерова) - лит. критик, историк лит-ры, переводчик.

Печ. начал в 1876, опубликовав стихи в газ. «Новое время» (« Сон славянина »).

Характеризуя творч. судьбу М., Блок отмечал: «…стихи его захватывают несколько эпох, в них отразилось безвременье не только восьмидесятых и девяностых годов, но и годы русской революции, а душа поэта прошла как будто путь еще длинней и радостней - от “гражданских песен” до “песен любви”, от Надсона до Вл. Соловьева» (Блок А. СС: в 8 т. Т. 5). Народнические мотивы, связанные более всего с поэзией Некрасова и Плещеева, нередки в ранней лирике М. (поэма « На родине », стих. « Наше горе», «В деревне », « На чужом пиру » и др.), но прав был критик С. Андреевский, утверждая, что либерализм молодого поэта носил скорее общечеловеч. характер. Оценивая позднее свои перв. произведения, М. писал, что в них выразилась боль «сгорания… на костре любви - к народу, к человечеству…» (« О себе », 1922). Довольно широкую известность обрела напеч. в подпольной газ. «Народная воля» драматич. поэма М. « Последняя исповедь » (1879), которая нашла отражение в картине И. Е. Репина «Отказ от исповеди перед казнью» (1879–85). Поэма напис. в форме диалога между приговоренным к казни юношей-революционером и священником, пришедшим в каземат со словами прощения и утешения. Осужденный в ответ «кается» в том, что он горячо полюбил «бедных и голодных», что не считал добро «несбыточною сказкой», что «к врагам народным всю жизнь пылал священною враждой», что, «родившись меж рабами», хочет умереть свободным. Гневно обличая «Божьих слуг», кот. «с сильнейшими в союзе», он отказывается просить прощения у Всевышнего.

Тираж перв. сб. М. « Стихотворения » (1883) был почти полностью уничтожен по требованию цензуры за «тенденциозное содержание» (кн. вышла лишь в 1887). Была запрещена к распространению и поэма « Гефсиманская ночь » (1884) (за искаженное изображение посл. дней жизни Христа).

В сер. 1880-х в мировоззрении поэта произошел перелом. В 1884 он опубл. в киевской газ. «Заря» ст. под названием « Старинный спор », ставшую едва ли не первой декларацией русского модернизма. М. выступил поборником «вечного и чистого» искусства, творимого свободным от злобы дня художником. Эта ст. во многом предваряла идеи нарождавшегося в России символизма: культ эстетики, индивидуализма, «мысль об искусстве как преображении мира» (З. Минц). В эти годы в сознании М. пост. начинает складываться его философская доктрина «мэонизма» (от греч . «мэон» - «небытие»). В основе ее лежали мистич. идеи постижения тайны Бога, которая остается вечной загадкой, стремления к «невозможному», бесконечному миру. Тяготение личности к «несуществующему», запредельному обусловлена, по представлениям М., не только разочарованием в реальной жизни и земных идеалах, но и тем, что человек подспудно стремится преодолеть бытие во имя призрачного инобытия. Своеобразное поэтич. выражение эти идеи получили в стих. « Как сон, пройдут дела и помыслы людей… » (1887), кот., по мнению Блока, может быть поставлено наряду с лучшими стихами современников М. - Фофанова, Мережковского, З. Гиппиус: «ведь “жажда святынь, которых нет” - лозунг целой большой эпохи…». По словам Блока, эти стихи «полны глубокой и успокоенной грусти, полной разочарованности в земном и тоски по неземному». Новое миросозерцание М. нашло философское обоснование в кн. « При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни » (1890): «Пусть бесконечности нет, но стремление души вырваться из оков конечного - это стремление бесконечно». Это были, по позднейшему признанию М., поиски «храма над пустотой». То, что происходило в тв-ве поэта на рубеже 1880–90-х, он декларативно выразил в стих. « Посвящение »: «Я цепи старые свергаю, / Молитвы новые пою». В это время определилась позднейшая репутация М. как «отца русского декадентства». «…Для молодежи 90-х годов имя Минского, как и его сверстника и соратника Д. Мережковского, было бранным кличем, - вспоминал Брюсов. - Минский и Мережковский первые попытались сознательно усвоить русской поэзии те темы и те принципы, которые были отличительными чертами получившей в то время известность и распространение “новой поэзии”» (Брюсов В . Среди стихов. 1894–1924. М., 1990).

В 1890-е М. - автор и сотрудник ж. «Сев. вестник», где были напечатаны его поэмы « Свет Правды » (1892), « Город смерти » (1894). Поэмы В. Брюсов относил к лучшим произведениям М., отмечая оригинальность замысла, сжатость, стройность построения.

М., однако, не довольствовался отвлеченным философствованием и «чистым искусством». Его влекло к тому, что тогда называли «религиозной общественностью». В 1901 он выступил одним из инициаторов петерб. Религиозно-философских собраний (1901–03), призванных обсудить с духовенством важные религиозные вопросы. М. принял также близкое участие в ж. Мережковских «Новый путь» (1903–04), связанном с Религиозно-философскими собраниями.

В 1905 в судьбе М. произошел «внезапный обрыв», когда им целиком завладели текущие события. Он пережил всплеск революционных настроений, мечтая об органичном «союзе интеллигенции и рабочих». Он сделался «бардом социал-демократии» (Ю. Айхенвальд), вновь обратившись к «гражданской» поэзии. Наибольшую известность получил его « Гимн рабочих » («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!..»), кот. Блок назвал «безвкусной и трескучей рабочей Марсельезой». Сблизившись с социал-демократами, М. стал редактором-издателем большевистской газ. «Новая жизнь». Объясняя позднее этот эпизод своей биографии, он писал: «Союз между символизмом и революцией - явление внутренне необходимое. <…> Что касается меня, то союз между практическим и теоретическим идеализмом всегда казался мне неизбежным. Для меня не было и нет сомнения, что, для того чтобы русская личность очнулась от оцепенения, в которое ее повергла наша ненормальная государственность, ей одинаково необходим как внешний простор политической свободы, так и внутренний простор религиозной истины» (На общественные темы. СПб., 1909). В связи с запрещением газ. «Новая жизнь» М. в дек. 1905 был арестован, началось следствие. После месячного пребывания в тюрьме (в это время напис. цикл стихов « В одиночномзаключении ») он был отпущен на свободу под залог. Суд не состоялся, поскольку М. вскоре уехал за границу.

Жил он в основном в Париже. В эмиграции им созданы пьесы « Железный призрак » (1909), « Малый соблазн » (1910), « Хаос » (1912). Две первые посвящ. теме власти вещей над человеком, в драме «Хаос» отразились события перв. русской революции. В 1907 в СПб. вышло 4-томное Полное собр. стихотворений М. Критики особо выделяли 4-й том, куда вошли произведения из сб. « Новые песни » (1901). Брюсов отметил, что в наиболее характерных стихах М. «мысль стоит на первом месте и оригинальность мысли часто искупает неоригинальность формы».

В Россию М. возвратился после амнистии в 1913, но прожил на родине недолго. В 1914 он снова оказался за границей. После событий 1917 проживал в Берлине, Лондоне, Париже.

Творч. деятельность М. была многообразной. Он писал стихи, поэмы, драмы (помимо указанных, пьеса « Альма » (1900) - мелодрама с декадентскими идеями и мотивами), публиц. и критич. статьи, философские трактаты (помимо указанных, « Религия будущего », 1905), много переводил («Илиаду» Гомера, произведения Байрона, Шелли, Верлена, Флобера и др.). Худож. достижения М. в целом были достаточно скромными. Тем не менее Брюсов утверждал, что из стих. М. можно «образовать небольшой томик», который был бы желанным для всех, кому дорога поэзия.

Соч.: Полн. собр. стихотворений: в 4 т. СПб., 1907; Поэты 1880–1890-х. Л., 1972 (БП. БС).

Лит.:Брюсов В. Поэзия Н. Минского // Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. М., 1990; Блок А. Письма о поэзии (1. «Холодные слова») // Блок А. О лит-ре. М., 1980; Минц З. Статья Н. Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Биография и тв-во в русской культуре нач. ХХ в.: Блоковский сб. IX. Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 857. Тарту, 1989; Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994; Кумпан К. А., Маликова М. Э., Кукушкина Т. А., Вьюгин В. Ю. Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным мат-лам. М.: НЛО, 2014.

В. Быстров

  • Минский Николай