Миронов Александр Николаевич


МИРО́НОВ Александр Николаевич [28.2.1948, Л-д - 19.9.2010, СПб.] - поэт, эссеист.

Отец - выходец из крестьян Ярославской губ., во время войны - старшина-радист на флоте; мать - телефонистка, родом из Тамбовской губ. Стихи начал пис. в школе. Написанное в 15-летнем возрасте стих. «Рожала жена каторжанина...» уже свидетельствует о поэтич. даре М. В сент. 1964 в юношеском зале ГПБ познакомился с Вл. Эрлем, кот. ввел М. в круг поэтов Малой Садовой. С этого вр. - один из самых заметных представителей худож. богемы, посещавшей кафетерий на Малой Садовой (друзьям по Малой Садовой посвящ. стих. М. «В этом городе на лобном месте...» , 1975; см. также запись воспоминаний М. - «Малая Садовая. 1960-е» , 2009). Большое и во многом определяющее значение, по признанию самого М., для него имела многолетняя дружба с Вл. Эрлем, кот. сразу же стал собирателем, а потом на протяжении ряда лет и издателем произведений М. Осенью и зимой 1964 вместе с др. поэтами Малой Садовой выступал с чтением стихов в ЛГПИ и Мухинском училище, посещал ЛИТО при ДК им. Ленсовета, кот. рук. поэт С. Давыдов. В произведениях этого периода явственно проступают общие поэтам Малой Садовой той поры резкая экспрессионистичность стиля и экзистенциальность тематики («Люмпен-интеллигент» , 1964; «Всё время идёт дождь» , 1964; «Обесстрочила душу зима...» , 1964; « Перепёлка» («Этот детский наплыв, эти хлебные дни...» ), 1965; «За стенкой вбивают гвоздь...» , 1965; «Призыв болот...» , 1965; за единственным исключением эти стих. не опубл.). Вместе с тем эти стихи, как и все последующее тв-во М. отличает редкое сочетание звуковой и смысловой гармонии (Звягин, Айзенберг). В нач. 1965 знакомится с Л. Аронзоном, чья личность и тв-во оказали на М. огромное влияние; в частности, воспринятое от Аронзона предпочтение ранней поэзии Н. Заболоцкого к дек. 1965 завершилось полным усвоением «Столбцов» по только что вышедшему тому в серии «БП». Именно с этого момента обретает собств. поэтику. Весной 1965 совершает с Вл. Эрлем поездку в М., где вместе с ним посещает А. Крученых и знакомится со смогистами.

Перв. публ. состоялась в 1965 в альм. «Fioretti», тогда же поместил неск. стих. в моск. альм. «Сфинксы», перепечатанном в ж. «Грани» (№ 59). Летом 1966 вместе с А. Прокофьевым, приятелем по Малой Садовой, снимается в телевизионном докум. фильме «Все мои сыновья» (реж. А. Стефанович, О. Гвасалия), где достаточно откровенно, хотя и не без иронии, излагает свои взгляды на лит-ру и жизнь.

Участник движения Хеленуктизм с момента его возникновения в 1966, идейным организатором и вдохновителем кот. был Эрль. М. пишет статьи и прозу, участвует в создании колл. Хеленуктических поэтич. и драматич. соч. Обэриутская основа поэтики М. обогащается Хеленуктизмом с присущим ему ироикомическим пафосом и сатирич. обличением (напр., стих. « Приди ко мнеотведать чаю с репой ...», 1967), парадоксально сочетаясь со смысловой насыщенностью каждого элемента стиха. Ряд Хеленуктических текстов М. опубл. в «Книге Хеленуктизм» Вл. Эрля (СПб., 1993).

Работал библиотекарем в Научной биб-ке им. М. Горького ЛГУ, позже - контролером-приемщиком на автостоянке, а с сер. 1970-х - оператором газовой котельной. В 1970 Эрль составил перв. машинописный сб. М. «Εποχη» ; следующий сб. «Гностический цикл» был подгот. Н. Николаевым в 1974. Во втор. сб. отражена в предельно концентрированном виде та богословская проблематика, кот. находилась в центре обсуждений на Малой Садовой с сер. 1960-х. Осенью 1974 пишет «Гражданский цикл» . С этого времени циклы - осн. форма организации М. своих произведений.

С сер. 1970-х у М. завязываются многолетние дружеские отношения с В. Кривулиным. В эти годы соч. М. («Темные строфы», 1977; «Осень андрогина» , 1978; и др.) становятся широко известны в неофиц. культуре благодаря публикациям в самиздатских и эмигрантских ж., сб. и антологиях («37», «Часы», «Обводный канал», «Сев. почта», «Лепта», «Острова», «Аполлонъ-77», «Эхо», «Гнозис», «Беседа»). В эти же годы создает ряд прозаич. и поэтич. стилизаций и переложений житийной лит-ры. Был членом «Клуба–81», где в 1983 состоялся его авторский вечер, вызвавший полемику в самиздатской печ. Перв. публикации в офиц. печати появились по инициативе Кривулина (сб. «Круг», 1985; ж. «Октябрь». 1991. № 4). В 1993 Вл. Эрль составил и издал сб. М. «Метафизические радости» , снабдив его неск. рисунками автора. С нач. 1990-х в тв-ве М. происходит серьезное изменение поэтики и тематики: его стихи насыщаются бытовизмами и конкретными реалиями, превращаются в повествования с разговорными интонациями («Картинки с выставки» , 1994). Однако в поэзии М. тенденция перехода к др. формам наметилась уже в сер. 1980-х: так, большая часть цикла «Кинематограф» (1986) напис. свободным стихом. В сер. 1990-х М. сближается с Е. Шварц, кот., высоко оценивая его тв-во, предприняла немалые усилия для издания его сб. 2002 и 2009.

С самого нач. творч. деятельности писал прозу, преимущественно эссеистику, кот. - за исключением повествования «Pietà» (1969) и фрагментов в «Гностическом цикле» ― остается неизд.

Лауреат премии Андрея Белого (1981). Произведения М. переводились на английский, немецкий, итальянский и французский яз.

Соч.: Метафизические радости: Стих. 1964–82 гг. СПб., 1993 [апр. 1994]; Pietà // Антология Гнозиса. СПб., 1994. Т. 2; Избр.: Стих. и поэмы. 1964–2000. СПб., 2002; Без огня. М., 2009; Памяти Е. А. Шварц («В Новый год мне Лена подарила...») // НЛО. 2010. № 3 (103); «Автобиографич. записки» и др. проза / Публ. Н. Николаева и Вл. Эрля // НЛО. 2010. № 106; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010.

Лит.: Стефанович А., Гвасалия О. Все мои сыновья // ТВ - публицист. Сб. сценариев. М., 1971; Кузьминский К. У Голубой лагуны. Ньютонвилль, 1983. Т. 4А; Звягин Е. Неск. слов об Александре Миронове // Он же. Письмо лучшему другу. СПб., 1995; Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М., 1997; Савицкий С. Хеленукты в театре повседневности // НЛО. 1998. № 30; Кривулин В. Петерб. спиритуальная лирика вчера и сегодня (К истории неофиц. поэзии Л-да 60–80-х гг.) // История лен. неподцензурной лит-ры: 1950–80-е гг. Сб. СПб., 2000; Зубова Л. Совр. русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000; Берг М. Александр Миронов // Он же. Литературократия. М., 2000; Шубинский В. <Рец. на кн.: А. Миронов. Избр.> // Критич. масса. 2003. № 1; Он же. <Рец. на кн.: А. Миронов. Без огня> // Новый мир. 2010. № 6; Нестеров А. Герменевтика, метафизика и «другая критика» // НЛО. 2003. № 3 (61); Эрль Вл. Рисунки русских писателей. Вечно живое наследие: О Хеленуктах // НЛО. 2003. № 4 (62); Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е: Лит. энц. М., 2003; Черных Н. Концерт для гения первоначальной нищеты : Ороли поэзии А. Миронова в формировании совр. поэзии и об основной идее неофиц. культуры.URL: www.nattch.narod.ru/nbmironov.html ; Дарк О. Вальс Миронова. URL:www.nattch.narod.ru/dark-mironov.html; Анпилов А. Сам-язык, супруг дремоты // Новая камера хранения. М., 2007; Саббатини М. Пафос юродства в лен. подполье // Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. № 28 (Spring 2009); Сумерки «Сайгона». СПб., 2009; Юрьев О. Два Миронова и наоборот <Рец. на кн.: А. Миронов. Без огня> // URL: www.openspace.ru/literature/events/details/14353/; Николаев Н. Воспоминания о поэзии Александра Миронова // НЛО. 2010. № 1 (101); Бабичева А. Мир «без-» <Рец. на кн.: А. Миронов. Без огня> // Знамя. 2010. № 6; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011. Сайт премии Андрея Белого <belyprize.ru>

Н. Николаев

  • Миронов Александр Николаевич