Мирзаев Арсен Магомедович


МИРЗÁЕВ Арсен Магомедович [28.6.1960, Л-д] - поэт, литературовед.

Отец, М. Магомед Насухович, - даргинец, геолог; мать, Елена Игоревна, - русская, инженер-экономист. Детство прошло в Воркуте и под Л-дом (пос. Комарово). В 1977 закончил воркутинскую среднюю школу, вместе с семьей вернулся в Л-д. Учился на радиотехнич. фак-те ЛЭИС им. М. Бонч-Бруевича (1977–78); на геологоразведочном фак-те ЛГИ им. Г. Плеханова (1981–85); на кафедре поэзии лен. Свободного ун-та (1989–91). Работал инженером Горного музея (1986–87), лит. консультантом в ЛО СП РСФСР (1990–91), лит. ред. в изд-вах «Сев. Звезда» (1996–97) и «Лимбус Пресс» (1998–2004), арт-директором клуба-кафе «Zoom» (2004–05), ред. ж. «Талион» (2006–09), ведущ. ред. в изд-ве «Вита Нова» (2010–11). С дек. 2005 - организатор лит. «Венских вечеров» в петерб. мини-отеле «Старая Вена» (в 1903–17 - знаменитый лит. ресторан «Вена»).

М. подготовил (сост., ред., вст. ст., комм.) и выпустил в свет в разл. изд-вах неск. десятков книг, в т.ч.: Д. Алигьери «Стихи о Каменной Даме», 1997; «Неизвестная Берберова», 1998; Е. Гуро «Небесные верблюжата», 2001; Г. Айги «Разговор на расстоянии», 2001; Г. Алексеев «Чудо обыденной речи…», 2002; альбом Н. Дронникова «Иосиф Бродский в Париже», 2003; «Велимир Хлебников. Венок поэту», 2005; «Петербургская поэтическая формация», 2008; Т. Чурилин «Стихи» (Мадрид), 2010; А. Введенский «Гость на коне», 2011; В. Ерофеев «Москва – Петушки», 2011; В. Маяковский «Крикогубый Заратустра», 2012; В. Шинкарев «Максим и Федор», 2012; Т. Чурилин «Стихотворения и поэмы» (В 2 т.), 2012.

Огромное значение для М. имело знакомство с тв-вом В. Хлебникова. С 1985 принимает участие в науч. конференциях, посвящ. Хлебникову и др. поэтам русского авангарда ХХ в. В одном из инт. М. отмечал: «Своими главными поэтическими учителями и внутренне близкими поэтами я считаю В. Хлебникова и А. Введенского... Могу назвать Д. Хармса, К. Вагинова, А. Кручёных, Е. Гуро, Т. Чурилина, Г. Оболдуева; из близких по духу современников… - Г. Алексеева, Г. Айги, В. Соснору, Д. Авалиани, Л. Аронзона, Ел. Шварц, Г. Сапгира, И. Бахтерева, И. Жданова, С. Красовицкого, Вс. Некрасова, И. Холина, А. Волохонского, А. Хвостенко, В. Кривулина, О. Охапкина, О. Григорьева, С. Стратановского, А. Кондратова, М. Еремина, В. Гаврильчика, Б. Констриктора, Б. Кудрякова, А. Макарова-Кроткова, C. Бирюкова, В. Аристова, О. Седакову, В. Кучерявкина, В. Земских, Д. Григорьева, И. Булатовского». Эксперименты М. со словом (палиндромы, тавтограммы, ракодрамоходы, палиндрозаумь, анаграммы и пр.) позволяют говорить о его интересе к лит-ре формальн. ограничений, комбинаторике как таковой и к деятельности петерб. поэтич. группы «иК˚» (П. Байков, А. Горнон, П. Казарновский, В. Кислов). С моск. поэтом Г. Айги М. связывали почти 20 лет дружбы и тесного сотрудничества, одним из результатов кот. явилась кн.-альбом «Разговор на расстоянии» (СПб.: Лимбус Пресс, 2001), кот. М. ред. и составлял вместе с Айги.

В 1982–87 - староста ЛИТО ЛГИ (рук. М. Яснов). В 1983 - перв. поэтич. публ.: стих. «Дороги» (прежнее назв. «Тупик» было отвергнуто ред. газ.), включенное в подборку текстов участников ЛИТО ЛГИ («Горняцкая правда». № 9 (1846). 25 март.). В то же время - по инициативе Г. Гампер - подборка стих. была отправлена в ж. «Студенч. меридиан». В ред. к текстам М. отнеслись, в целом, положительно, но предложили поменять «пессимистическую интонацию» стихов на «более жизнеутверждающую». Стихи не были опубл. В дальнейшем не предпринимал попыток печ. в сов. СМИ. Новые публ. последовали лишь с приходом след. десятилетия.

В 1990 - подборки стих. в газ. «Лен. ун-т», ж. «Аврора», альм. «Петрополь». М. становится пост. автором газ. «Смена», «Морская газ.» (Кронштадт), «Литератор» и «Петерб. литератор», помещая в них не только стихи, но заметки, статьи, эссе. В 1990-х стих. появляются на страницах различных газ., ж. и альм. Донецка, Киева, Самары, Липецка, Чебоксар, Ташкента, М.; переводятся на английский, чешский, польский и чувашский яз.; в 2000–10-е - на французский, финский, итальянский, испанский, румынский, словацкий, хорватский.

В 1994 выходит перв. поэтич. сб. М. «Другое дыхание». По мнению Л. Фоменко, «М. в небольшой книге удалось удачно представить стихи, разные по технике исполнения и интонации… автор не очень сетует на несостоятельность слова, напротив, называет его „Господом Словом“ по аналогии с Писанием. Он явно выискивает слова, свободные от шума, суеты, скандалов и протестов. Это его ключ к безмолвию. Удачно сопрягает автор образ молчания с образом смерти». Изданная в 1996 в М. небольшая по объему кн. «Помимо прочего» прошла практически незамеченной, если не считать отклика в «Независимой газ.». Одна рец. пришлась и на долю третьей кн. М. - «Стихи и песни Антона Компотова» (ее появление было отмечено в очерке В. Рекшана, опубл. в «Веч. Петербурге»). Иная участь была у кн. «Музыка разговора влюбленных глухонемых». Рец. на нее появились в СПб. («Смена», «Активист») и в М. («Библиоглобус»). В посл. отклике говорилось, что «стихи М. жестки и энергичны». Автор рец. сравнивал их с текстами Г. Алексеева и В. Бурича и писал, что эта книга, оформленная рисунками парижского художника Н. Дронникова, встраивается «в традицию русского художественного и поэтического авангарда» (Д. Давыдов). Отдельные рец. на книги М., выходившие в 2003–06 в Чебоксарах и Париже («Люди и звуки I», «Люди и звуки II», «Парижачьи стихи», «Изабелла», «Палиндромы», «13»), появлялись в петерб. и моск. изд. («Час ПИК», «Зинзивер», «Дети РА»). Иная ситуация сложилась с 11-й кн. М. - «Дерево Времени». Отклики на нее носили едва ли не взаимоисключающий характер, но отчасти и корреспондировали друг с другом. Если Д. Суховей писала, что «наследуя традициям первого русского авангарда, М. выходит в пространство наивного, чуть ли не примитивного письма», то по мнению Д. Давыдова, «М. - последовательный ученик авангардных (и неоавангардных) поэтов, Гуро, Хлебникова, Алексеева, однако в его творческой позиции нет фанатизма самоустранения из предметного мира, кот. характерен для некоторых учеников авангарда, это, так сказать, “неоавангард с человеческим лицом”, не эпатаж… но способ авторефлексии». Е. Степанов в рец. на эту кн. был крайне лаконичен: «М. - поэт трагический и говорящий - мужественно, но с улыбкой! - о главных вопросах бытия. О жизни и смерти. Ни о чем другом Поэт, собственно, и не должен говорить». Наиболее значительные работы, в кот. предпринята попытка анализа тв-ва М., принадлежат моск. филологу, стиховеду и поэту Ю. Орлицкому. В 1995, сравнивая поэтики М. и Г. Алексеева, он писал, что для «мирзаевской лирики характерна большая жесткость, трагичность мировосприятия; его верлибры, как правило, короче алексеевских, их графика служит не созданию сложной иерархии строфики, а скорее, визуализации; достаточно часто обpащается он и к миниатюрным текстам». Спустя 13 лет, в своем послесл. к «Дереву Времени», Орлицкий уделил внимание игровому характеру текстов М. посл. лет. Он задается вопросом: «Как остаться поэтом, будучи литератором?». По его мнению, книга М. именно об этом, и она представляет собой вариант ответа на этот полуриторический вопрос. Одну из посл. кн. М., «По тембру молчания», Давыдов охарактеризовал так: «М. работает в широком диапазоне поставангардных практик - минимализме, графической поэзии, зауми, палиндроме, сериях-рядах, свободном стихе: именно последний наиболее характерен для М., здесь он наследует ряду поэтических голосов, от глубинно-интуитивного неоавангарда Геннадия Айги до структурно чётких языков классического русского верлибра Геннадия Алексеева и, отчасти, Вячеслава Куприянова». В рец. на эту кн. Д. Безносов назвал её «книгой дыхания, шепота, немоты и промалчивания». По его мнению, слова в ней «осваивают язык жестов, размахивают руками, улыбаются и печалятся. Мы наблюдаем за их пантомимой, завороженные вакуумной тишиной, проваливающейся в паузы между словами, строками, строфами, страницами. Так, поэт сначала признается: „учусь / говорить / в школе / немых“; а затем продолжает: „погружаюсь / в глухое / безмолвие - / не по гордыне / из смирения / перед / Господом Словом“».

Член Российского союза профессиональных литераторов, Союза российских писателей, Международной Федерации Русских Писателей (IFRW), 9-й секции СП СПб. и СП ХХI в. Член редколл. лит.-худож. журналов «Зинзивер», и «Дети РА». Зам. гл. редактора ж. «Футурум АРТ». Ред.-сост. (совм. с Д. Григорьевым, В. Земских и С. Чубукиным) многотомной антологии соврем. петерб. поэзии «Собрание сочинений» (в 2010–13 гг. вышли 1, 2, 3 и 4 т.).

Персональный сайт: http://writer21.ru/mirzaev-a/

Лауреат Моск. фестивалей свободного стиха (1991, 1993), Международной Отметины им. Д. Бурлюка (2006), премии «Avanmart Parni» (Симбирск–Чебоксары, 2006), премии ж. «Зинзивер» (2010, 2011). Обладатель Ордена Победы Авангарда первой степ. (СПб., 2011). Президент и один из основателей «ВАЛИ» (Всемирной Ассоциации Любящих «Изабеллу») - Международного Президентского клуба.

Соч. : Другое дыхание. СПб., 1994; Помимо прочего. М., 1996; Стихи и песни Антона Компотова. СПб., 2000; Музыка разговора влюбленных глухонемых. Париж, 2001; Люди и звуки I. Париж, 2003; Люди и звуки II. Париж, 2003; Парижачьи стихи. Париж, 2003; Изабелла. Чебоксары, 2004; Палиндромы. Чебоксары, 2005; 13. Париж, 2006; Дерево Времени. СПб.-М., 2008; (Антикризисное). Париж, 2010; По тембру молчания. Мадрид, 2010; Стихитрость. Таганрог, 2011; Чу-ку-рюк! Мадрид, 2012; Питерский итинерарий. Чебоксары, 2012; Компотов А. [Мирзаев А.] // Карлов Г. Давайте дружить! (Для чтения взрослыми детям; стихи к рисункам Г. Карлова). СПб., 2012; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Само собой (Изборник № 3). СПб., 2013; 404: сб. палиндромов. М.: Пальмир, 2017 (в соавт.).

Лит. : Орлицкий Ю. Геннадий Алексеев и петерб. верлибр // НЛО. 1995. № 14; Фоменко Л. Обозначающие бездну… // Черновик. Н-Й., 1996. № 11; Миронов Р. Поэтич. застройка по индивидуальным проектам // Книжное обозр. «Ex libris НГ». 1997. 17 апр.; Завьялов С. Натюрморт с атрибутами петерб. поэзии // НЛО. 1998. № 32; Рекшан В. Не хватило // Веч. Петербург. 2001. 2 февр.; Рекшан В. Все будет неплохо // Активист. 2001. № 6 (9). 15 июн.–15 июл.; Шпаков В. В компании с Буниным // Смена. 2001. 13 июн.; Давыдов Д. <Рец. на кн. «Музыка разговора влюбленных глухонемых»> // Библиоглобус. 2002. № 3 (24), март; Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е: Лит. энц. М., 2003; Степанов Е. <Рец. на кн. «Люди и звуки I»> // Дети Ра. 2004. № 2; Земских В. <Рец. на кн. «Изабелла»> // Зинзивер. 2005. № 3; Мезенцев А. Русские в Париже. Магия чисел // Час пик. 2006. № 28 (443). 19–25 июл.; Суховей Д. <Рец. на кн. «Дерево Времени»> // Воздух. 2008. № 4; Давыдов Д. Способ авторефлексии // Книжное обозр. 2008. № 48 (2214); Мезенцев А. <Рец. на кн. «Дерево Времени»> // Час пик. 2009. № 6 (572). 18–24 февр.; Спасский С. <Рец. на кн. «Дерево Времени»> // Дети Ра. 2008. № 11 (49); Д. Д. [Данила Давыдов] <Рец. на кн. «По тембру молчания»> // Воздух. 2010. № 4 (10); Лица петерб. поэзии: 1950–90-е гг. СПб., 2011; Безносов Д. <Рец. на кн. «По тембру молчания»> // Книжное обозр. «Ex libris НГ». 2012. 2 февр.; Б. [Бирюков С.]. <Рец. на кн. «Чу-ку-рюк! Мадрид, 2012»> // Другое полушарие. 2012. № 18; Чернышев Д. <Рец. на кн. «Чу-ку-рюк! Мадрид, 2012»> // Воздух. 2012. № 1–2.

О. Соколова

  • Мирзаев Арсен Магомедович