Мишин Валерий Андреевич


МИ́ШИН Валерий Андреевич [14.1.1939, Симферополь] - художник, поэт, прозаик.

Отец - школьный учитель, мать - домохозяйка. Сразу после войны семья, имевшая болгарские корни, была выслана из Крыма на Урал. В 1962 окончил Свердловское худож. училище, где его наставником был один из посл. футуристов П. Хожателев. В 1968 окончил живописный фак-т ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (мастерская Г. Савинова). С 1956 по 1961 работал в ж. «Уральский следопыт», после окончания ЛВХПУ в Худож. мастерской при училище, затем в системе Худфонда. С 1960-х участвует в групповых выставках. С 1978 - член Союза художников.

Стихи и прозу пишет с нач. 1960-х. В 1965–70 посещал ЛИТО при газ. «Смена», в 1968–70 - ЛИТО Т. Гнедич в Царском Селе. С нач. 1960-х тесные дружеские отношения связывают М. с поэтами В. Кривулиным, Е. Пазухиным, С. Лёном, О. Охапкиным, С. Стратановским, А. Мироновым, Аллой Дин (Т. Буковской).

Повесть « Герман-печатник », прототипом гл. героя кот. стал изв. многим художникам печатник Г. Пахаревский, ходила в самиздате, свою прозу М. читал в «Башне на болоте» у Славы Лёна в М., в лит. салонах М. и СПб., в ЛИТО, на конференции молодых писателей Северо-Запада (1967). Печ. в самиздатских ж-лах «37» (№ 5, 1976; псевд. В. Данин), «Лепрозорий–23» (1976; псевд. В. Буковский), «АКТ», «СЛОВОЛОВ», ЛИТЕРАЧЕ»; в лит. ж-лах в России и за рубежом: «Дирижабль», «XXI век» (2004, 2007), «Ленинград. 70-е в лицах и личностях» (СПб., 2000), газ. «На дне» (1998–2000), ж. «Реальность и субъект» (2001), «Арион» (2003–09), «Декабрь» (2003), «Июль» (2005), «Путь домой» (2002–07), «Новый ж.» (2005), «Дети Ра» (2004–10), «Крещатик» (2005–10), «Зинзивер» (2005–10), «Другие» (2006), «Черновик» (2006–10), «Воздух» (2007), «Квадрига Аполлона» (2009–10), «Saro» (Финляндия, 2007) и др., а также в сб. «По следам фестиваля верлибра» (2005–09), «Сумерки “Сайгона”» (2009) и др.

Стихи опубл. в антол. «Петерб. поэтич. формация» (2008), «Странности передвижений» (2007), «АКТуальная поэзия на Пушкинской, 10» (2009), «Наш выбор» (Мини-антология свободного стиха. Н.-Й., 2010), «Перекрестное опыление» (Антол. одного стихотворения. СПб., 2010).

Стиль своих рассказов М. называет «экстремальной прозой»; ему близка манера Вен. Ерофеева и С. Довлатова. Абсурд и остранение, в сочетании с острым взглядом художника, точное слово и осознанный минимализм - особенности творч. манеры М. По собств. признанию М., на формирование его поэтики оказали влияние А. Мишо, С. Мрожек, А. Платонов, Е. Замятин, Б. Пильняк, Ю. Олеша, ранний Пастернак и А. Кручёных. Стихам и прозе М. свойственно не линеарное движение повествования, а скорее кубистическое построение внутреннего пространства текста. Взгляд на объект с разных точек и множественные суждения о нем создают словесный объём, иную, новую реальность. «Принципиальный мотив выморочности, незначимости бытия приобретает у М. трагические черты, но приводит к иронии и одновременной демонстрации стоического мироощущения», ― считает Д. Давыдов. Стихи М. «уникально современны»: «Нет, не остро <современны>. В целом они рассудительны, хотя временами шокируют точностью наблюдений. Свободный стих, крепкий и прочный», ― пишет о поэзии М. критик Д. Суховей. Один из характерных примеров поэзии М. ― стих. « На грани фола »: «На грани фола - два монгола, / один кореец, / другой китаец, / один играл на скрипке соло, / но он как раз и был японец…».

Стихи переводились на немецкий и финский яз. М. ― действительный член Академии Русского стиха, учрежденной И. Бродским. Соиздатель самиздатских ж. «АКТ», «Словослов», «Литераче». Лауреат премии за лучшую прозу ж. «Дети Ра» ― за рассказ «Загородный дом» (2007).

Член Международной Федерации художников ЮНЕСКО. Работы хранятся во мн. музеях России и за рубежом, и в частных коллекциях. Член Международной Федерации русских писателей. Получил известность как график, художник книги, живописец, скульптор, инсталлятор. Совм. с женой ― Т. Буковской ― осуществил неск. инсталляционных проектов, осн. на сочетании поэтич. текста, графики и выставочных объектов.

Соч.: Что. Кто. Экстремальная проза. СПб., 2000; Герман-Печатник. Повесть и рассказы. СПб., 2001; Времена меняются…: стихи. СПб., 2001; ТАК: вторая кн. стих. СПб., 2003; Смотреть и слушать. СПб., 2004; MONТЕНЬ: сб. рассказов. СПб., 2004; АнтрАкт. СПб., 2006; Улитка ползёт по склону. СПб., 2007; Чердачное. СПб., 2008; Стихи // Петербург. 20 лет: юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012.

Лит.: Кузнецов П. Ничто как возможность или человек-оркестр // Декоративное искусство. 2003. № 3–4; Давыдов Д. [Рец.: АнтрАкт] // Воздух. 2006. № 2; Орлицкий Ю. Хочется сказать хорошее // Абзац. 2008. № 3; Суховей Д. Тамара Буковская и Валерий Мишин. Заметки на полях // Абзац. Вып. 3. 2007; Голубкова А. [Рец.: Чердачное] // Воздух. 2008. № 2; Быков Д. КУ, или Новое поэтич. динамо: Предисл. к антологии «Петерб. поэтич. формация». СПб., 2008; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Буковская Т. [Стихи Валерию Мишину] // Невский альм. 2019. № 1 (105).

А. Васькова

  • Мишин Валерий Андреевич