Мизгулин Дмитрий Александрович


МИЗГУ́ЛИН Дмитрий Александрович [10.9.1961, Мурманск] ¾ поэт, прозаик, лит. критик, общ. деятель.

Отец ¾ полярник, участник арктич. экспедиций, мать ¾ врач. Родители были распределены в Мурманск по окончании вузов. Предки из крестьян. Самые распространенные профессии в роду ¾ учителя, врачи, священники и военнослужащие.

М. окончил Лен. финансово-экономич. ин-т им. Н. Вознесенского в 1984 по специальности «финансы и кредит». Служил в армии в Закавказском воен. округе.

К лит. тв-ву обратился ещё в школьные годы, но серьёзно осознал, что это является важной сутью духовного мира человека уже в зрелом возрасте. Перв. публ. ¾ стих. « Гольфстрим » (1980) в мурманской газ. «Комсомолец Заполярья», более серьёзными стали публикации стихов в лен. «Смене» (1981) и в ж. «Молодая гвардия» (1984).

Выбрал для себя карьеру экономиста, позже бизнесмена. С сер. 1990-х занимал должность руководителя Морского торгово-промышленного банка, затем ОАО «Инкасбанк». В это время живет и работает в СПб., потом становится президентом Ханты-Мансийского банка и в 2002 переезжает на север, по-прежнему сохраняя связь с СПб. Член Совета Ассоциации российских банков и ряда др. финансовых организаций. Для литератора карьера необычная. Но сам М. охотно ссылается на своего предшественника ¾ коллегу как по банковскому, так и по лит. цеху ¾ ныне полузабытого петерб. поэта В. Бенедиктова, кот. в свое время был директором Гос. заемного банка.

Не порывая связь с лит-рой М. одновременно обучается в Лит. ин-те им. М. Горького (семинар А. Межирова). Поступает туда по настоянию Н. Грудининой, в ЛИТО кот. занимался прежде.

В поэтич. тв-ве М. неразрывны две линии – лирическая и идеологическая, можно сказать, публицистическая. Себя М. определяет как поэта-государственника, кот., заботясь о спасении собств. души, печется о спасении всей России. Своим учителем он считает Ф. Тютчева, кот. немалую часть своей жизни отдал служению государству Российскому. Публицистика, обращенная к заботам сегодняшнего дня, заметна даже в стих., посвящ. ист. тематике: «Пока течёт спокойно время, / Живёт в угаре кутежей / Бездарное, тупое племя / Корыстолюбцев и ханжей» (« Суворов »). Позиция поэта-гражданина, восходящая к некрасовской традиции, пожалуй, наиболее близка худож. миру М.

Об особенностях поэтич. тв-ва М. интересно пишет один из его собратьев по перу, говоря, что он «поэт обнаженного смысла. Все выразительные средства он использует для какой-то одной, волнующей его в данный момент мысли, причем, чтобы стихи без особых метафор, звукописи, детализации и многих других вспомогательных средств не выглядели банально, как мне кажется, нужно затрачивать очень много сил» (А. Ахматов).

В опр. степени М. можно считать «советским» поэтом, хотя его первая кн. стихов « Петербургская вьюга » (1992) появилась уже после распада СССР. Дело в том, что понятие гражданственности, чести и морального долга для М. не утратили своего значения и в постсоветский период: « Не слушая друг друга, все кричат, / О правоте мечтая повсеместно/ Лишь нищие на паперти молчат / А им, поверьте, многое известно».

Значительную часть тв-ва М. занимает проза. Он написал немало рассказов, в кот. стремился осмыслить не только бытовые моменты жизни, но обращался к значительным социально-психологич. вопросам: «Мы все торопимся, все надеемся на лучшее, верим, что скоро наступит настоящая жизнь, вот-вот она начнется ¾ с новым днем, с новой встречей, с новой любовью, а оказывается ¾ всё не так. Оказывается, наши ожидания ¾ это уже жизнь, и больше, и лучше уже ничего и не будет...» (« Последние слова »).

Публицистич. направленность ¾ это и сила, и слабость тв-ва М., поскольку она неизбежно влечет за собой определенную суховатость стиля, некот. лит. «конспективность». Стремление выговорить всё и сразу неизбежно привело писателя к жанру литературоведческих исследований и критич. раздумий о самом методе лит-ры.

Взгляды М. в прямом изложении наиболее ясно отражены в кн. « Зеркало минувшего » (1997), кот. включает лит.-критич. заметки о тв-ве русских и зарубежных писателей и философов. В их числе Ф. Тютчев, А. Хомяков, Н. Лесков и Н. Бердяев. Говоря об этих авторах, М. как бы невольно примеряет их творч. позиции к своей собственной. В заметке о Н. Лескове (« Два рассказа на один сюжет ») он пишет: «Художественная правда выше правды жизненной, она обладает большей обобщающей силой и поэтому более приближает к истине, к истории».

М. обращается к вопросам веры. В его стихах, прозе и критике сильны мотивы богоискательства: «… дыханье свободы и Бога / на мгновенье тебя посетит».

В наст. время М. находится в расцвете своего тв-ва, охватывающего самые разнообразные жанры, и пока нельзя утверждать, что он склоняется к одному, строго опр. выбору, кроме безусловно заявленного: приверженности к лит. традиционности, стремления к отчетливо обозначенной гражданской позиции и православной духовности. Сам М. выразил свою позицию афористически, сказав, что у нас лит-ра ¾ это «школа нравственности». Этим правилом он и руководствуется в своем тв-ве.

Произведения М. публикуются в ж. «Звезда», «Лит. Азербайджан», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Российский колокол», «Юность», еженедельниках «Лит. Россия», «ЛГ» и др. Книги М. переведены на французский, чешский и украинский яз.

Лауреат премий им. Д. Мамина-Сибиряка (2004), «Петрополь» (2005), премии ж. «Наш современник» (2006), «Традиция» (2007), премии им. Б. Корнилова (2008), им. А. Ахматовой ж. «Юность» (2011) и др. В 2011 награждён Орденом Дружбы.

На стихи М. напис. романсы композиторами Е. Кожуховской, Е. Казановским и др. Лауреат международного конкурса «Весна романса» (СПб.).

Член СП России, акад. Петровской АН и искусств, Российской Академии естеств. наук.

Занимается активной лит.-общ. деятельностью, является президентом лит. фонда «Дорога жизни», издателем одноименного альм. совр. прозы и поэзии, оказывает содействие изданию альм. «Молодой Петербург» и ж. «Второй Петербург».

Соч. : Петербургская вьюга : Сб. соч. СПб., 1992; Три встречи: Рассказы. СПб., 1993; Зимняя дорога : Сб. стих. СПб., 1995; В зеркале минувшего: Лит. заметки. СПб., 1997; Звезд васильковое поле: Стих. СПб., 2002; Скорбный слух: Стих. 2-е изд. СПб., 2002; О чем тревожилась душа: Стих. Очерк. СПб., 2003; Две реки: Книга стих. СПб., 2004; География души: Избр. стих. 1979–2004. М., 2005; Избр. соч. М., 2006; Движение души. Ханты-Мансийск, 2006; Духов день. Екатеринбург, 2006; Как будто жизнь ещё не начиналась: Стих. 2003–08 / Сост. и послесл. А. Романова. СПб., 2009; Одно стихотворение // Невский альм. 2014. № 6 (79)..

Лит.: Соколов М. Свидетели живые // ЛГ. 1984. № 14. 4 апр.; Ахматов А. «Такие простые слова»: [О кн. Д. Мизгулина «Скорбный слух»] // Срез. СПб., 2001; Седых Г. «Я высказаться тороплюсь...» // Мизгулин Д. Две реки. М., 2004; Петров В. Стяжание слова и духа // Мизгулин Д. География души. М., 2005; Куняев С. Послесл. // Наш современник. 2006. № 9; К высоким небесам: Сб. статей о тв-ве Д. Мизгулина. Ханты-Мансийск, 2008.

Г. Муриков

  • Мизгулин Дмитрий Александрович