ММ Аник


ММ Аник (наст. имя Рябчикова Анна Владимировна) [3.3.1990, Мариуполь] - поэт, лит. критик.

Отец - художник; мать - скульптор, дизайнер интерьера. До 1995-го семья М. живёт в Мариуполе, затем переезжает в Ростов-на-Дону. Там М. посещает детскую театр. студию, муз. школу по классу фортепиано. В 2002 М. с матерью переезжает в СПб., где по завершении средней общеобразовательной школы с углубленным изучением химии поступает на филологич. фак-т СПбГУ (отд. русского яз. и лит-ры).

Обл. науч. интереса М. - моск. концептуальная школа, тв-во Л. Рубинштейна и арт-группы «Коллективные Действия». Летом 2012 защищает выпускную квалификационную работу на тему « Эволюция творчества Л. С. Рубинштейна », заканчивает ун-т в степени магистра филологии. В период обучения публ. науч. статьи в студенч. сб.

В 2008 под влиянием концептуализма разрабатывает свой собств. жанр - «каляки». В нач. 2009 в альм. «Черновик», в ж. «Reflect / Куадусешщт» и «Стетоскоп» появляются перв. стих. подборки «каляк». В конце того же года выходит перв. авторский сб. « Каляки » (СПб., 2009).

В 2009 М. увлекается немецкой лит-рой, дополнительно посещает курс «Культура авангарда в немецкоговорящих странах». С сер. 2009 работает в жанре авангардной драмы, пишет пьесу « Стол и стул » (СПб., 2011), неск. небольших одноактных пьес. В 2009 и 2010 участвует в проекте «Театр on-line» в рамках международного конкурса молодых драматургов «Премьера.txt».

В 2010 дебютирует в кач-ве лит. критика в конкурсе «Студенческий Букер - 2010» с рец. на роман О. Зайнчковского «Счастье возможно: роман нашего времени». По результатам конкурса входит в число финалистов.

Перв. кн. М. «Каляки» включала стих. 2008–09, демонстрирующие попытку автора ритмически и графически оформить поток сознания, совместить в пространстве текста лит-ру, изобразительное иск-во и игру. По словам М., «”Каляка” как жанр состоит в непосредственном родстве с ритмизованной прозой, однако этим определением она не ограничивается». Невозможность свести произведения М. к однозначной трактовке отмечал теоретик и историк лит-ры С. Кормилов, сравнивая метризованную прозу молодого автора со стилем А. Белого и С. Соколова. Рецензируя сб. «Каляки», литературовед так обозначил его жанровое разнообразие: в кн. «представлены и стих, преимущественно свободный, и обычная проза, и проза в необычной записи (визуальная), и метризованная».

В пьесе «Стол и стул» М. придерживается стилистики театра абсурда, заметно влияние драматургии Д. Хармса, привлекает внимание ритмич. организация текста, что позволяет рассматривать пьесу как иную форму «калячного искусства».

С нач. 2012 лит.-критич. статьи М. публ. в ж. «Нева» и «NewTone».

В наст. вр. М. - лит. ред. ж. «Адреса Петербурга».

Соч.: Каляки: Стих. СПб., 2009; Стол и стул. СПб., 2011.

Лит.: Кормилов С. Ритмическая, метризованная и рифмованная проза в романах Саши Соколова // Polilog. Studia Neofilologiczne. 2011. № 1.

А. Тмин

  • ММ Аник