Мочалов Лев Всеволодович


МОЧАЛÓВ Лев Всеволодович [24.5.1928, Л-д] - поэт, искусствовед, худож. критик.

Родился в семье архитектора. Окончил фак-т теории и истории искусств (1951) и аспирантуру (1954) Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР.

Перв. поэтич. публ. - в газ. «Смена» (1 мая 1952). Перв. кн. стихов - « Глядя в глаза » (Л., 1957). М. начинал как поэт публиц. склада, традиция Маяковского отчетливо прослеживалась в его ранних стихах. И не только в том, что классич. ритмы нередко ломались, приближаясь к живой речи, а на бумаге строки то и дело выстраивались «лесенкой». Поэту был близок пафос гражданственности, прямой разговор с читателем (отсюда и назв. перв. книги), не чуждавшийся порой и расхожих «лобовых» формул: «Любимая, разве надо немного нам? / Нам нужно с тобою больше всех!» Однако прямолинейная публицистичность уравновешивалась и «очеловечивалась» в стихах М. вниманием к повседневной жизни, к непарадным деталям быта. Стих. « Зеркальный шкаф » самим назв. вызвало в свое время нарекания критики: может ли «недавно купленный шкаф», пусть и решающий «уйму семейных проблем», быть предметом вдохновения? Обвиняя поэта в нарочитой приземленности, в сужении кругозора, чуть ли не в уступках мещанству, критики не хотели видеть, что в финале стих. «спит дочурка твоя и моя / под пестрою картой мира». Показательно стих. « О любви, стихах и редакторе ». «Видимо, нравилось, и он… пугался: / «Значит, что-то не так…» Можно ли точнее сказать, о тайном раздвоении, разъедающем души и сердца? Тогда же были написаны стих., увидевшие свет лишь годы спустя - такие, напр., как « Для чего пьют » («Чтоб не был мир уж так уверен в незыблемости своей», ― отвечал поэт на этот вечно актуальный для страны вопрос). Но и опубликованного было достаточно, чтобы поэзия М. была востребована, получила известность и признание в пору начавшейся «оттепели». Авторитет его среди пишущей молодежи был высок. «Пока мы, даже старшие из нас, лишь становились поэтами оттепели, он уже был им, единственный в Ленинграде, единственный в ленинградской печати», ― подчеркивал поэт В. Британишский в своих заметках «Студенческое поэтич. движение в Л-де в начале оттепели», размещенных в интернете. Пятитысячный тираж перв. книги М. разошелся, можно сказать, мгновенно. Многие повторяли в те годы задорные строки М. о «рыжем»: «В каждом классе непременно / рыжий должен быть, / чтоб его на переменах / можно было бить». За что? «Потому что подвернулся! / Потому что ― рыж!». Проще говоря - за то, что выделяется. За то, что не такой, как все. Сама возможность публ. подобного стих. была знамением времени. Читателям импонировали живая, доверительная интонация стихов М., свежие, небанальные рифмы (выстукав - выставку, удочкам - утречком, азартной - а завтра, ― это умение сближать с помощью рифмы «далековатые» слова М. сохранил и в дальнейшем), остроумная игра слов: «с достоинством несу я крест / для новогодней елки». А в строчках из того же « Предновогоднего »: «А дома - швабру мы возьмем / и весело за дело, / от ценностей вчерашних дом /освобождая смело», читатели видели определенный «подтекст» и радовались собств. проницательности.

Втор. кн. лирики М. « Все еще в апреле » появилась лишь через пять лет (в промежутке были книжки стихов для детей: « Ну-ка !» ― 1959, « Любопытный медвежонок » ― 1959, « Дома, на улице, в мире » ― 1961), и она существенно отличалась от первой. Это был прежний, узнаваемый М., но броские публиц. формулировки в значительной мере уступили место философским раздумьям наедине с природой, «где ползет муравей на небо / по качающейся травинке», под сводами моск. соборов, где «пятнадцатого века солнце / несмело улыбалось мне» с древней фрески, у кроватки спящего ребенка («и, дыхание затая, / я слежу, как, раскинув руки, / ты летишь сквозь грозы и вьюги / в недоступные мне края»). Значительное место в сб. занимает раздел «Звезды всерьез»: то было время первых космических стартов, время больших «оттепельных» надежд, и это во многом определяло атмосферу кн. Резкую диссонансную ноту вносила в общий оптимист. настрой написанная редким в ту пору верлибром поэма « Памяти Нины » ― отклик на трагич. уход из жизни близкого человека.

В последующих поэтич. сб. М. (« Вселенная за окном » ― 1967, « Незримое пламя » ― 1975, « Все ушедшие поезда » ― 1987 и др.) преобладает, все более усложняясь, медитативная, философская лирика. Кн. « Грань » (1990) явилась одной из перв. поэтич. книг в СПб., выпущенных за счет автора, и вобрала в себя, наряду с новыми произведениями, ряд стихов, не входивших в прежние сб. Название «Грань» неслучайно: с годами все четче ощущается грань между молодым и зрелым, а потом и «поздним» М.

Не в гуле аудиторий и площадей, а в сокровенной тишине природы все чаще находит вдохновение поздний М. Но это уже не просто радостное слияние с миром вечных ценностей, а напряженный поиск истины. Безмолвное - не безмолвно: «Кар! - трижды ворон прокричал. / Петух - кукареку. / Не слишком верится речам… / Шум - то, что наверху! / Но все деревья и цветы / и все плоды земли / из тишины, из немоты ― / спрессованной - взросли», ― пишет он в сб. « Эмпиреи » (1999). Сравнивая себя прежнего и нынешнего, констатирует: «Там царили глаголы. Здесь владычит эпитет. / Чует он запах апреля, бабочку видит. / Здесь деспотия веселой, пристальной лени, / злая свобода цепких, въедливых определений». «Лень» в данном случае, конечно, не следует понимать буквально. Просто пришло понимание, что этот мир не переделать, не улучшить сейчас же (а ведь не одному только М. казалось, что можно, вот-вот получится, стоит лишь втолковать согражданам несколько бесспорных истин, взять в руки швабру и весело освободить дом от «вчерашних ценностей»). Чаемое не сбылось, об этом - жестко и саркастически: «Ложка меда - мимо рта, / с поворотцем повесть: / выехав из пункта “а”, в “б” не прибыл поезд. / С рельс сошел локомотив,― /, завернул за водкой, / населенье не смутив / памятью короткой». Многое надо переосмыслить, понять заново, жажда немедленного действия сменяется вдумчивым созерцанием. Сказанное, однако, не означает, что поэт остается глух к «вызовам века». Но «злоба дня» вписывается ныне в широкий историч. и экзистенциальный контекст: «В каждой сумочке - динамит / мнится… И - прозренье жестоко: / вновь история нас томит / темным зовом кровооттока. / Вроде, есть спасительный путь… / Но - свое норовит Расея!.. / В бездну надобно заглянуть! ― / лишь тогда обрящет спасенье».

В еще более широком, общечеловеч. плане проблемы истины и заблуждения, «бездны» и спасения осмысливаются поэтом в цикле « Голоса Гефсиманского сада », включающем монологи апостола Петра, Иуды, самого Христа, его матери, Марии Магдалины и даже «монолог» толпы, жаждущей распятия галилейского пророка. Это, как настаивает М., не «духовные» стихи, а философская лирика, привлекающая евангельские образы и сюжеты для постижения коренных основ человеческого бытия. Особо волнует М. судьба культуры и ее ценностей в совр. мире. «Цивилизация распинает культуру. Но культура - воскресает», ― пишет он в «комментарии автора» к поэме «Послесловие Магдалины» (в сб. «Эмпиреи»).

Особое место в ряду кн. поэта М. занимает малоформатный (и малотиражный - 130 экз.) сб. « К портрету Н .» (2002), целиком посвящ. памяти поэтессы и спутницы мн. лет жизни Нонны Слепаковой. Уже испытавший когда-то в молодости утрату близкого человека, поэт с остротой переживает новую потерю. Его кн. - не просто книга о любви (хотя и о ней, конечно), это, по существу, диалог двух поэтов. Диалог, не прекращающийся с уходом одного из собеседников: все в доме и в мире напоминает об ушедшей. «Присутствуешь отсутствием своим», ― с такими словами обращается к ней автор.

Наиболее полно поэтич. тв-во М. представлено в сб. « Спираль :Стихотворения и поэмы » (СПб., 2003) и « Свидание с колодцем » (Новые стихи. СПб., 2008).

Канд. искусствоведения (1955). Засл. деятель искусств РФ (2009). С 1975 - ст. научн. сотр. Гос. Русского музея. Автор монографий, книг о живописи и отд. художниках, вст. статей и комм. к альбомам (В. Загонек. Л., 1959; Г. Савинов. Л., 1961; В. Соколов. Л., 1962; Художник, картина, зритель. Л., 1963; М. Труфанов. Л., 1965; А. Ляндсберг. Л., 1965; А. Рылов. Л., 1966; Неповторимость таланта. Л., 1966; Пейзажи В. Пакулина. Л., 1971; Петров-Водкин. Л., 1971; В. Ермолаев. Л., 1973; Р. Френц. Л., 1973; Женский портрет в русском искусстве XII - нач. XX в. Л., 1974; Б. Шатохин. М., 1974; Г. Захаров. Л., 1975; Каталог выставки произведений одиннадцати художников. Л., 1976; В. Борисов-Мусатов. Л., 1976; Г. Егошин. М., 1976, СПб., 1994, и М., 2009; В. Тюленев. Л., 1979; П. Кузнецов. Л., 1979; Развитие жанров в сов. живописи. Л. , 1979; В. Тетерин. Л., 1982; Пространство мира и пространство картины. Л., 1983; Я. Крестовский. Л., 1983 и М., 1986; Р. Фрумак. Л., 1983; З. Аршакуни. М., 1984; А. Агабеков. Л., 1984; Б. Власов. Л., 1985; В. Рахина. М., 1986; Л. Ткаченко. М., 1986; Ю. Тризна. СПб, 1994; Н. Носкович. СПб., 1997; Ф. Мельников. СПб., 1998; С. Мельников. СПб., 1999; Е. Антипова и В. Тетерин. СПб., 1999; Б. Калаушин. СПб., 2001; А. Гостинцев. СПб., 2001; С. Гершов. СПб., 2003; И. Зисман. СПб., 2004; Круг Кондратьева. СПб., 2005; А. Борков. СПб., 2005; Н. Андронов и Н. Егоршина. СПб., 2006; В. Жуков. СПб., 2007; Три века русского натюрморта. М., 2012).

Соч .: Глядя в глаза: Стихи. Л., 1957; Ну-ка!: Стихи. Л., 1959; Любопытный медвежонок: Стихи. Л., 1959; Вячеслав Францевич Загонек. Л., 1959; Глеб Александрович Савинов. Л., 1961; Дома, на улице, в мире. М., 1961; В. В. Соколов. Л., 1962; Все еще в апреле: Стихи. М.-Л., 1962; Подарок: Рассказ о том, как мне подарили краски. М., 1963; Художник, картина, зритель. Л., 1963; Михаил Павлович Труфанов. Л., 1965; Аркадий Александрович Рылов. Л., 1966; Неповторимость таланта. Л., 1966; Вселенная за окном: Стихи. Л., 1967; Голубой лес: Стихи. Л., 1967 (1976); Летят огни: Стихи. Л., 1970; Пейзажи В.В.Пакулина. Л., 1971; Петров-Водкин Л., 1971; Женский портрет в русском искусстве ХII - нач. ХХ в. Л., 1974; Борис Шатохин. Л., 1974; Гурий Захаров. Л., 1975; Незримое пламя: Стихи. Л., 1975; В. Э. Борисов-Мусатов. Л., 1976; Герман Егошин. Л., 1976; Кукушкины годы: Стихи. СПб., 1996; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Фоняков И. Для медленного чтения // Нева. 2000. № 6; Фоняков И. Шум ветвей, молчание корней // Фоняков И. Островитяне. СПб., 2005; Ганкина А. Л. В. Мочалов. «Виктор Тетерин» // Сов. живопись. 1986, № 8; Кунина И. Лев Мочалов. «Кукушкины годы» // Нева. 1996. № 10; Столович Л. Лев Мочалов и Нона Слепакова // Столович Л. Стихи и жизнь. Таллинн, 2003; Быков Дм. Лев Мочалов. «Спираль» // Новый мир. 2004. № 11; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

И. Фоняков

  • Мочалов Лев Всеволодович