Молева Светлана Васильевна


МÓЛЕВА Светлана Васильевна [7.11.1946, пос. Чихачево Бежаницкого р-на Псковской обл. - 8.2.2005, СПб.; похоронена в Пскове] - поэт.

Отец - партработник, мать - фельдшер. Родилась в небольшом поселке на Псковщине. По признанию поэтессы, деревня «на всю жизнь одарила меня любовью к лесным просторам, народным песням, пляскам и к стихам» (Автобиография . ОНЛ ИРЛИ). Родители знали и ценили русскую поэзию; с детства М. знала наизусть Пушкина, Некрасова, Есенина. Стихи начала пис. в 4-м классе школы. Перв. публ. - в псковской газ. «Молодой ленинец» (1963. 10 авг.). После окончания школы в 1965 поступила на заочное отд. Лит. ин-та им. М. Горького в М. (оконч. в 1972), где познакомилась с Ю. Кузнецовым, Н. Рубцовым, А. Вампиловым. В 1965 переехала в Л-д, где первыми лит. наставниками М. стали поэты Гл. Семенов и И. Григорьев.

В 1967 в «Лениздате» вышла перв. кн. стихов « Подснежники ». Публ. в сб. «День поэзии», ж. «Нева», «Аврора». В марте 1975 приняла участие в 6 Всесоюзном совещании молодых литераторов; семинар Е. Долматовского рекомендовал М. в члены СП. В 1976 принята в СП и в том же году стала лауреатом Второго смотра тв-ва «Молодость. Мастерство. Современность». С 1967 по 1990 работала ред. «Лениздата». С 1988 жила и работала во Пскове, создала (вместе с мужем, писателем М. Устиновым) изд-во «Отчина», где вышло более 30 кн. В 2002 вернулась в СПб.

Стихи М. привлекают цельностью чувств, доверительной интонацией, чуть печальной или лукавой. Уже в перв. кн. «Подснежники» критики находили задушевность, живую непосредственность, «просветленность поэтического рисунка», точность деталей (Шестинский О. Девочка с берестяным лукошком // Москва. 1968. № 4). «Мир Светланы Молевой насыщен светом, открытым пространством, чувством свободы и воли» (В. Кречетов).

С самого нач. в поэзии М. заметны есенинские образы и интонации: «Край мой, край, / задумчивый и росный, / С коромыслом радуг за плечами. / В той глуши оранжевые сосны / В мягких лапах солнышко качают» (« Край мой... », 1965). В 19-летнем возрасте М. напис. поэму « Черный тополь » (1966), посвящ. деду и отцу. Овеянные грустью расставания, картины деревенского лада, небогатого счастья, света сменяются образами «пустого поля, непаханного жнивья». Поэма о прощании с «неперспективными», обреченными на снос деревнями показалась издателям неактуальной для эпохи НТР и полностью была опубл. только в 2002.

В последующих кн. ― « Сто дней весны » (1975), «Ожидание встречи » (1978) - поэт пристально вглядывается в человеч. сердце, голос ее звучит тепло и душевно. Личный опыт и народные понятия о жизни сплавлены в единстве совр. и фольклорных мотивов. В поэзии М. «богатство голосовых модуляций, оттенков выражаемых чувств: веселая бесшабашность ярмарки и тихие элегические ноты, ироничная, лукавая версия той же поэтич. темы, торжественная приподнятость - и снова тихое, просветленное... И это интонационное, негромкое родство с народной песней и речью куда громче декларативных признаний в любви к родной земле» (Пикач А. Счастливое эхо // Аврора. 1976. № 4). В 1970-е на слова М. созданы песни « Гори ясно », « Лель », вокальный цикл « Берегите тепло ».

Чистота и энергичность чувств, память о доме, всепроникающее ощущение родины наполняет четвертую кн. М. « Белый берег » (1986). Природа выступает в ней не как фон или пейзаж, но как «действующее лицо, участница и свидетельница жизни лирич. героини» (Николаева Д. [Рец.] // Лит. обозрение. 1987. № 4). «…Из всего женского она взяла себе лишь материнскую скорбь, сестринскую нежность, невестинскую чистоту» ― это обусловлено историчностью ее сознания, «огромным историческим пространством, в котором живет ее душа» (В. Кречетов).

Ист. перемены, произошедшие в России в кон. XX ст., дали импульс к историко-философскому и религиозному осмыслению судеб родины. В кн. « Забытые песни » (2002) наряду со стихами прежних лет вошли произведения посл. десятилетия, в кот. лирич. просветленность сменяется интонациями плача, причитания, тихой скорби: «Эти северные лица - / Уходящее тепло... / На Руси легко молиться, / Только выжить тяжело» (« В белой церкви отпевали... »). Наступает «время молчать и ценить дорогие слова». Картины Руси обнищавшей и разоренной, исполненной горя и страдания открываются в стих. « Эта церковь бедна и далече... », « Черная осень ». В то же время Русь в поэтич. мире М. - такое духовное пространство, где совмещаются ад и рай, безудерж бесовских сил - и веянье Божьей благодати (« Две жизни у Господа я прожила... »).

1990-е осмыслены М. как повторение народом ошибок начала века: та же податливость на соблазны «прав и свобод», кот. рано или поздно так же обернутся кровью и тюрьмами. «Чего же ты ждешь на пустующем поле - / Ничей, ниоткуда, с бумажкой советской...», - с горечью и недоумением обращается поэт к современнику, забывшему уроки истории (« Хрипели, кричали... » // Скобари: Сб. произведений псковских писателей. Псков, 1995).

В 1990-х М. занимается изучением древнейшей истории русского народа, датировкой возникновения россов, расшифровкой надписи на древнем Перуджианском камне, при этом язык рассматривается как «ключ к тайнам нашей веры и нашей глубочайшей истории». М. задается вопросами: откуда явился русский народ, «что значит он для мира? В чем таится его могущество? Откуда истоки его величия, его жертвенности, его нестяжательности?» (В. Личутин). Результаты этих исследований опубл. в кн. « Единородное слово » (Псков, 2000).

Ред. деятельность была для М. не менее важным делом, чем поэзия. Она поддержала мн. петерб. и псковских поэтов чуткостью своего сердца, редким даром доброго отношения к людям.

В 2011 в изд-ве «Logos» вышел сб. избр. стих. и воспоминаний М. « Дальнийсвет », составленный мужем М. Михаилом Устиновым. В нем наряду с ранее опубл. стих. включены произведения, извлеченные из авторского архива; корпус поэтич. текстов сопровождают воспоминания автора.

Соч.: Подснежники. Л., 1967; Сто дней весны. Л., 1975; Ожидание встречи. Л., 1978; Белый берег. Л., 1986; Жестокая дорога - поэзия: Памяти Игоря Григорьева // Псковская правда. 1996. 24 февр. № 38; Слово об ариях: Памятник русской письменности X–XI вв. до P. X. // Речь. Псков, 1996. Сб. 1; Единородное слово. Псков, 2000; Забытые песни. Псков, 2002; Молева С. В. Дальний свет: избранные стихи, воспоминания / сост. М. Е. Устинов, ред. Л. Н. Донина, вступ. ст. А. И. Михайлова]. СПБ., 2011; Стихи // «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // http://serafim.com.ru/site/nstr_690.html .

Лит.: Хренков Дм. [Рец.: Подснежники] // День поэзии 68. Л ., 1968; Эвентов И. В нач. семидесятых. Л., 1973; Сергеева И. [Рец.: Сто дней весны] // Звезда. 1976. № 5; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Дашко В. Учимся дома работать, жить // Крестьянка. 1983. № 3; Алексахин И. Мы жили в Палестине, или Три сенсации, кот. стараются замолчать // Экономич. газ. 1998. 15 апр.; Личутин В. Лавровый венец России // День лит-ры. 2000. Июнь. № 11–12; То же в кн.: Молева С. Единородное слово. Псков, 2000; Псковская энц. Псков, 2003; Кречетов В. Большое яблоко России // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Вспоминая Светлану Молеву // http://alt.dompisatel.ru/node/391 (23.11.2011); Бобкова З. Вечер памяти Светланы Молевой // http://zoya-bobkova.sitecity.ru/ltext_1509150418.phtml?p_ident=ltext_1509150418.p_1509150507 ; Клевцов В.В. Голос с дальнего берега: рассказы и литературные портреты. Псков, 2014; Голубева А. «К Богу - путем красоты...» К дню рождения поэтессы Светланы Молевой // http://pskoviana.ru/istoriya/persony/115-literatura/pskovskie-pisateli/2872-k-bogu-putem-krasoty-k-dnyu-rozhdeniya-poetessy-svetlany-molevoj .

А. Любомудров

  • Молева Светлана Васильевна