Молоховец Елена Ивановна


МОЛОХОВˊЕЦ Елена Ивановна (урожд. Бурман) [10.5(28.4).1831, Архангельск - дек.1918 (похороны состоялись 15 дек.), Пг., похоронена на Волковом кладб.] - автор книг по кулинарии и религиозных соч.

Родилась в семье начальника местной таможни. Отец - архангельский чиновник, статскийсоветник Иван Ермолаевич Бурман, мать - Екатерина Дмитриевна. Рано потеряв родителей, окончила Смольный институт благородных девиц в СПб. (1848). Вернувшись в Архангельск, вышла замуж за архитектора Франца Молоховца и переехала с ним в Курск. Здесь вышла ее первая книга « Подарок молодым хозяйкам, или Средства к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве » (сб. около 1500 рецептов). При жизни автора вышло 29 изд. книги, в последних изданиях число рецептов выросло до 4500. Выходили кн. « Молодым хозяйкам, Собрание гигиенических и полезнейших простых, аллопатических и гомеопатических врачующих средств от различных болезней взрослых и детей » (СПб., 1880); « Настольная поваренная книга. Полное руководство для правильного ведения домашнего хозяйства. Скоромный и постный стол » (СПб., 1906); « Общедоступная кухня. Настольная поваренная книга » (Одесса, 1927) и др. В 1890-х книги М. выходили в М., Свердловске, Владикавказе, Костроме, Киеве, Смоленске, Хабаровске и др. Книги М. по кулинарии и домоводству стали классикой и в прекрасном оформлении выходят по сей день.

В 1866 семья М. переехала в СПб. Здесь М. попала в высший свет, познакомилась с религиозной мыслительницей Евгенией Тыминской и всерьез увлеклась православным мистицизмом. Как прежде кулинарией, так теперь столь же страстно увлеклась духовными вопросами. Выпустила книги на эти темы: « Судьбы Запада и Востока » (СПб., 1880); « Храм медицины » (СПб., 1880); « Помощь врачам и врачующим » (СПб., 1883); « Разговоры французские и русские в виде маленьких сценок для русского и французского юношества » (СПб., 1898); « Ветхозаветная история Иакова и семьи его, как прообраз истории христианства новозаветного » (СПб., 1906); « Краткая история домостроительства Вселенной » (Ч. 1. СПб., 1906); « Сокровенные истории: православной России, католичества и протестанства вообще. Священная война 1877–78 » (СПб., 1906); « В защиту православно-русской семьи » (СПб., 1908); « Русской женщине о великом значении нашего времени и о будущности сынов ее » (СПб., 1909); « Тайна горя и смут нашего времени » (СПб., 1910); « По поводу недоразумений относительно проституции » (СПб., 1910); « Опыт истолкования XIV главы пророчества Исаия » (СПб., 1910); « О таинстве православного церковного брака как прообразе истории брака, веры с наукою » (СПб., 1910); « Монархизм, национализм и православие » (СПб., 1910); « Значение обрядностей православных таинств крещения и миропомазания » (СПб., 1910); « Краткое толкование некоторых выдающихся текстов православной панихиды и чина церковного отпевания » (СПб., 1910); « Якорь спасения для посягающих на безверие, убийство, самоубийство и крайнюю безнравственность. Из области спиритизма » (СПб., 1911); « Райское человечество и его падение. История Христа бога как врача от последствий грехопадения » (СПб., 1911); « Суд идет (По поводу событий нашего времени) » (Пг., 1914); « Воззвание к православно-русским женщинам всех сословий (По поводу начавшейся войны с Турцией) » (Пг., 1914); « Воинству всероссийскому, полагающему ныне души свои не только за освобождение славян, но и для спасения всего человечества » (Пг., 1915).

Со своими пророчествами М. обращалась к влиятельным публицистам, но ее мало слушали. Упоминание о встрече с М. оставил Василий Розанов. На склоне лет в 1911 М. посетила «модного и тонкого православного мыслителя» в надежде привлечь внимание общественности к своим религиозным кн. В. Розанов вскоре с легкомысленной иронией описал в ж. «Новое время» визит «старой дамы», восьмидесятилетней женщины, очень хорошо одетой, но худой, бледной, подавленной, со страдальческой улыбкой». Хотя Розанова был поражен удивительно образной русской речью М. и обильными цитатами из Библии, произносимыми М. по памяти…

У М. было десять сыновей. Мужа и восьмерых сыновей она пережила. Умерла в Пг. от голода.

Известен факт, что в молодые годы М. написала польку, затем утерянную.

Портрет Е. Молоховец можно видеть в петерб. ресторане «Мечта Молоховец» (ул. Радищева, д. 10).

Лит. : Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. М., 1960; Венгеров С. А. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. I–VI. СПб., 1889–1904. СПб.: Наука, 2001.

  • Молоховец Елена Ивановна