Мороз Алексей Аркадьевич


МОРО́З Алексей Аркадьевич (псевд. Свящ. Родион, Николай Боголюбов) [3.1.1956, Л-д] - прозаик, публицист.

Родители - преподаватели англ. языка, мать - в школе, отец (ветеран войны) - в вузе. В 1977 окончил с отличием педагогический фак-т Лен. ин-та физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта, поступил в аспирантуру по каф. истории физич. культуры. Призван в армию, после демобилизации восстановился в аспирантуре. С 1982 по 1985 работал преподавателем в ЛИАПе. В 1983 защитил диссертацию на степень кандидата пед. наук. В результате внутренних поисков и под влиянием матери пришел к вере и в 1981 был крещен в Спасо-Парголовской церкви протоиереем Василием Лесняком. В 1985 и 1986 делал попытки поступления в Лен. Духовную семинарию, но по распоряжению уполномоченного по делам религии к учебе допущен не был (из-за наличия ученой степени).

В 1986 рукоположен в священники и до 1994 был настоятелем Смоленской церкви с. Марково. В 1990 закончил ЛДС, затем два курса заочного отд. ЛДА. Служил в различных приходах Новгородской обл. Женат, венчан, имеет трех детей. В 1994 году по семейным обстоятельствам был вынужден выйти за штат и в течение года работал зав. кафедрой «Православие и сектантство» СПб. негос. Ун-та Русской Общественной Мысли им. св. блгв. кн. А. Невского. Выезжал с лекциями по религиозной тематике на Урал, в Сибирь, Карелию и др. С окт. 1995 по 2009 служил настоятелем Успенской церкви с. Марева Новгородской обл.

С детства имел тягу к лит. тв-ву. Школьником печатался в газ. «Пионерская правда», посещал лит. кружок. С 1988 активно занялся лит. творчеством духовно-нравственного направления, публ. в ж. «Москва», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», «Образ», «Роман-газета XXI век», «Лекарь», «Родная Ладога», в газ. «Лит. Россия», «День», «Русь Державная», «Лит. Иркутск», «Вера-Эском», «Православный Санкт-Петербург» и др.

В 1990 вышла перв. кн. М. (под псевд. «Священник Родион») « Люди и демоны », выдержавшая впоследствии более десяти изд. Вслед за ней последовали кн., где излагался православный взгляд на сущность астрологии, феномена НЛО, экстрасенсов, масонства, лжеучения Порфирия Иванова, тайных обществ. Они приобрели широкую популярность среди верующих, переиздавались на Украине и в Белоруссии.

В 1998 принят в СП России. Автор более 60 книг и брошюр. Творч. интересы М. многообразны: антиоккультная, антисектантская лит-ра: « Секта Муна » (1996), « Россия перед выбором (ложная и истинная духовность) » (1998), « Деструктивные тоталитарные секты в совр. России » (в соавт. с А. Швечиковым, 2005), « Тайные общества 21 века » (2003, псевд. «Николай Боголюбов»); работы по православной педагогике и психологии: « О семье и воспитании », « Нас тоже вызывают на дуэль », « Уроки добротолюбия » (в соавт. с педагогом Т. А. Берсеневой, 2004); « Самое главное » (2011), « Основы православной психологии » (2012); публицистика о нравств. состоянии об-ва: « Россия перед выбором »; составление молитвослова « Молитвы на всякую потребу » и « Нового православного богослужебного сборника », значительно облегчающего клиросное послушание; повести и рассказы « Человеческие судьбы » (1998), « Космические встречи » (1999) и др.

Кн. « Исповедайтеся Господеви » (2001) и « Исповедую грех, батюшка » (2005) представляют собой своеобразную энциклопедию греха, где описываются многообразные грехи совр. человека и указываются пути борьбы с ними. Они посвящ. вопросам исповеди, психологии кающихся, выбору духового отца и опасностям, подстерегающих совр. христианина. Злободневны книги М., написанные в соавт. с В. Цыганковым, - « Как победить алкоголизм » (2002) и « Уроки трезвости » (2006), где рассмотрены духовные, психические и физиологич. причины алкоголизма, указаны пути его преодоления. Кн. « Образ русской школы » (совм. с В. Безруковой) указывает возможные пути развития православной русской школы. В соавт. с Т. Берсеневой М. написал учебные пособия для школы « Уроки добротолюбия » (2004), « Путь жизни православный », «Добрые уроки-наставления » (2013), подготовил метод. пособие для школы « Основы православной культуры » (2013). Книга « Основы православной психологии » (2014; 2015) написана на основе докторской диссертации. В ней читателю предлагается четко сформированная система православной психологии, где христианское мировоззрение гармонично соотнесено с совр. науч. достижениями. Серия сб-ков « Встань за веру » (2016; 2017) где М., является автором и составителем, посвящена вопросам совр. церковной жизни, включает в себя ряд новых рассказов и публицистич. статей автора.

Автор неск. сборников прозы. В соавт. с Н. Коняевым выпустил кн. православных рассказов для детей « Гуси-лебеди » (1998).

В кн. « Верой и молитвой: повесть. Записки священника » (1996) собраны рассказы сельского священника о своем приходе: встречах, случаях, разговорах. В каждой ситуации автор стремится разглядеть действие Духа Божьего, извлечь нравств. урок. М. рисует характеры прихожан и клириков: впавшая в прелесть «Бабка Александра», мятущийся интеллигент («Энергия мысли»), грубоватый архиерей («И духови твоему»), оконфузившийся молодой батюшка («Кочан капусты»). Из жизни взят и сюжет рассказа «Чистка квартиры» - о жене-неофитке, которая под влиянием псевдостарицы-кликуши выбросила книги и технику, выгнала собаку и собиралась бросить мужа и продать квартиру.

Героем кн. « Рассказы современного странника » (2003) является простой человек, «раб Божий Вячеслав», кот. по благословению старца в течение семи лет странствует по просторам новой, демократич. России, от Печорского монастыря до Владивостока. Герой преодолевает испытания, лишения, опасности, встречает и тех, для кого человеческая жизнь в эпоху рыночных отношений не стоит ломаного гроша, и тех, кто дарит тепло и ласку.

Кн. « И настави меня на путь вечен... » (2004; 2006) имеет подзаголовок «Записки приходского священника» и носит автобиографич. характер. Автор обозначает свой путь к вере и к церкви, начавшийся в глухое атеистич. время, общее для целого поколения: семья педагогов, институт, аспирантура. Описаны встречи с людьми, духовные размышления, поездки по святым местам, беседы со старцами, боль и сомнения русского православного человека. Кн. « Путь человеческий» (2014) включает повести и рассказы, в которых отражен многообразный жизненный путь автора, встречи с интересными людьми и паломничества.

В 2009 М. перешел на службу в СПб. епархию, возглавил дневной стационар антинаркотич. православного епархиального центра «Воскресение». Разработал новую методику занятий с нарко- и алкозависимыми, по кот. до сих пор работают многие православные школы трезвения.

В 2010 в СПб. защитил степень гранд-доктора психологии в Международном Университете Фундаментального Обучения (Оксфордская образовательная сеть) и там же в 2011 получил звание проф. богословия. В 2012 избран председателем обществ. региональной организации «Собор православной интеллигенции». С 2011 является духовником СПб. отд. общественной организации «Народный собор», членом правления СП России (СПбО). Выступает на ТВ, возглавляет Православный лекторий СПб., где им прочитано более 60 лекций на различные темы. Пост. автор Интернет-агентства «Русская линия», автор многочисленных передач на «Православном радио СПб.».

Лауреат Всероссийской лит. премии св. блгв. кн. А. Невского (2004), награжден почетным знаком св. Татьяны «Наставник молодежи» (2005), дипломом Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, дипломом Междунар. парламента и Мира и Оксфордской образовательной сети c присвоением звания Лауреата междунар. конкурса «Гармоническое развитие человека» (ЮНЕСКО) «за уникальные теоретико-методологические разработки в области духовно-нравственного возрождения и безопасности жизнедеятельности человека» и др.

Соч.: см. личные страницы автора: www.livelib.ru/author/258101 .

Лит.: Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

А. Любомудров

  • Мороз Алексей Аркадьевич