Морозов Николай Александрович
МОРО́ЗОВ Николай Александрович [7.7(25.6).1854, имение Борок Мологского у. (ныне Некоузского р-на) Ярославской губ .- 30.7.1946, там же] - поэт, прозаик, мемуарист, популяризатор науки, публицист.
Внебрачный сын уездного предводителя дворянства П. Щепочкина и его крепостной А. Морозовой, получившей вольную. По паспорту М. - мещанин г. Мологи. Под руководством отца - англомана-конституционалиста, с крайним пренебрежением относившегося к деятельности Александра II, М. получил систематическое домашнее образование, с юных лет увлекаясь естеств. науками. В 1868 был принят во 2-й класс 2-й Моск. гимназии, где обучался до 5-го класса, после чего в 1874 был исключен без права поступления в иное учебное заведение за основание «Об-ва гимназистов-естествоиспытателей», в чем был усмотрен «нигилизм».
В мае 1874 М. сблизился с моск. «чайковцами». С агитац. целями летом 1874 в одежде простолюдина М. прошел пешком около 300 верст по Курской и Воронежской губ.; осенью обошел Моск., Костромскую и Ярославскую губ., выдавая себя за кузнеца. После разгрома народнич. движения по решению оставшихся на свободе «чайковцев» в нояб. 1874 М. был отправлен в Женеву для издания народной газ. «Работник» (под ред. М. вышли 3 номера). В Женеве познакомился с П. Ткачевым, П. Лавровым, В. Фигнер, Г. Плехановым, вступил в местную секцию «Интернационала». 12 марта 1875 при возвращении в Россию был арестован и почти 3 года провел в Доме предварительного заключения. Приговоренный на «Процессе 193-х» в окт. 1877 к 18 месяцам заключения, М. был освобожден с учетом срока предварительного заключения и сразу же перешел на нелегальное положение.
Весной 1878 М. явился одним из деятельных участников «Земли и воли»; вошел в состав редколл. ж. «Земля и воля». Ввиду разногласий с В. Плехановым и Л. Тихомировым по принц. вопросам (они отвергали проповедуемый М. террор), М. был назначен ред. учрежденного специально для него «Листка “Земли и воли”» (с марта по июнь 1879 вышло 6 ном.). В авг. 1879 М. стал одним из учредителей «Народной воли», был назначен ред. газ. «Народная воля». Свои взгляды на партийную работу М. изложил в брошюре « Террористическая борьба » (Лондон, 1880; переизд.: Женева, 1900), встретившей осуждение большинства товарищей по партии; тем не менее, брошюра М. была отнесена правительством к программным документам «Народной воли» и в качестве улики фигурировала на всех крупных полит. процессах.
Для предотвращения внутрипартийных разногласий весной 1880 М. вместе со своей гражданской женой народоволкой О. Любатович был отправлен «Исполнительным Комитетом» в Швейцарию в кач-ве заграничного представителя «Народной воли». Для издаваемой М. Элпидиным в Женеве «Социально-революционной библиотеки» М. составлял коллективную «Историю соц. движения в России за 1873–1875 гг.», собрав для нее большое количество мемуаров. В дек. 1880 посетил в Лондоне К. Маркса, чтобы узнать, какие свои соч. тот считает первоочередными для издания на русском яз.
При переходе границы 23 янв. 1881 М. был арестован и доставлен в СПб.; в июле 1881 его перевели из Дома предварительного заключения в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. На «Процессе 20-ти» 15 февр. 1882 М. был приговорен к бессрочным каторжным работам; немаловажную роль в определении тяжести наказания сыграла пресловутая брошюра «Террористическая борьба». Александр III смягчил приговор, заменив бессрочную каторгу пожизненным заключением, и М. был переведен в Алексеевский равелин, откуда 2 авг. 1884 был перемещен в новопостроенную тюрьму в Шлиссельбурге, где и пробыл до 28 окт. 1905, когда был досрочно освобожден по амнистии. Проведя около 25 лет в заключении (из них 18 - в одиночном), М. непрерывно занимался самообразованием и достиг выдающихся результатов. Получая в первые годы заключения только издания духовного содержания, М. попытался рассматривать их исключительно с естественнонауч. точки зрения. После того как узники получили возможность выписывать книги, а также пользоваться письменными принадлежностями, М. принялся за работу над задуманным еще в молодости трудом « История человеческой культуры в естественнонаучном отношении ». М. пришел к объяснению ряда явлений, находящихся на стыке науч. дисциплин. Так, одним из первых он разработал теорию о сложном строении атома, объяснения с позиций диалектического материализма явления изотопии и радиоактивности, тем самым теоретически обосновав ряд последующих открытий нач. XX в. и явившись одним из основателей совр. атомистики. Написанное М. в заключении составило 26 объемистых томов; опубл. незначительная часть.
Перв. выступление М. в печати - заметка « Даниловское дело » ― опубл. в издававшемся Лавровым в Лондоне ж. «Вперед» (1875); в дальнейшем в этом изд. М. поместил еще ряд анонимных заметок (перечень их в автобиографии 1913).
Поэтич. вдохновение на М. снизошло внезапно в 1877 во время предварительного тюремного заключения - так появилось стих. « Видение в темнице ». «Записав его в тетрадку, оставил лежать до поры до времени. Мне было очень стыдно сказать кому-нибудь из товарищей по заточению или на свободе, что я тоже пишу стихи. Я привык смотреть на поэзию как на высший род литературы, доступный только избранным душам, на которых находит „вдохновение” <...> и вдруг я, ничем не замечательный человек,- предъявляю претензию на то же самое. Мне это казалось таким самомнением, с которым ничто сравниться не может» (Повести моей жизни . Т. 2). Тем не менее, сочиненное М. товарищам понравилось, и они начали побуждать его к продолжению стихотворчества, на что М. «для поднятия их духа» изъявил согласие; в том же году 7 стих. М. были напечатаны в сб. «Из-за решетки» (Женева, 1877). Чуть позже 8 стих. М. были опубл. в подпольном сб. стих. «Земли и воли» (1879), а в 1880 (на обложке ― 1881) в Женеве увидел свет и составленный самим М. сб. « Стихотворения Николая Морозова. 1875–1880 », заботливо посвящ. им «русским революционерам-террористам». Поэтич. произведения М. 1870-х отличаются от созданных в то время в неволе аналогич. текстов др. народников лишь сравнительно большим кол-вом обращений и посвящений конкр. лицам, а также в ряде случаев - подчеркнуто автобиогр. характером. Неск. расширено и жанровое разнообразие - М. пробовал силы не только в распространенных в народнич. среде стихотворных ламентациях на тему «борьба - герой - неволя», но и в достаточно редких стихотворных сатирах по конкретному поводу. Во всем поэтич. наследии М. чувствуется сильная зависимость от Некрасова и - в неск. меньшей степени - от Лермонтова.
Выйдя в 1905 на волю и приступив к изданию своих трудов, М. сразу же оказался в фокусе обществ. внимания. «Кажется, не было вечера, на котором он не выступал бы в качестве участника» (Минцлов С. Петербург. Рига, 1931). Известности М. в немалой степени способствовали написанная В. Фигнер его биография, помещенная в I части «Галереи Шлиссельбургских узников» (1907), а также мемуары самого М. « В начале жизни: Как из меня вышел революционер вместо ученого » (1907) и « Письма из Шлиссельбургской крепости » (1910). По предложению Д. Менделеева за работу « Периодическая система строения вещества: Теория образования химических элементов » (1907) М. была присуждена степень докт. наук honoris causa. По приглашению П. Лесгафта в 1908 М. занял должность приват-доцента (в дальнейшем - проф.) по кафедре аналитич. химии естественного фак-та Высшей вольной школы. М. был избран почетным членом ряда ученых обществ и ун-тов. В 1908 М. женился на своей студентке К. Бориславской, бывшей моложе его на 25 лет. Смотря на популяризацию наук как на высшую обязанность ученого перед народом, М. с 1908 по 1916 объехал всю Россию с лекциями по естеств. наукам, пропагандируя также воздухоплавание и свои оригинальные воззрения на мировую хронологию и суть ист. процесса.
Феномен М. необычайно заинтересовал Л. Толстого. При личном знакомстве, состоявшемся 28 сент. 1908, М. сначала очаровал Толстого своими астрономич. познаниями, затем разочаровал непониманием толстовских идей. Весьма заинтересовал собой М. также И. Е. Репина, в 1906 нарисовавшего его портрет и иллюстрировавшего своими рисунками сб. стихов М. « Из стен неволи » (1906).
Одной из первых опубл. на свободе работ М. был его опыт ревизионистского подхода к хронологии всемирной истории « Откровения в грозе и буре » (1907; репринт: 1991), где, произвольно толкуя встреченные в тексте Откровения Св. Иоанна Богослова отд. указания, якобы указывающие на конкретное расположение небесных светил, М. сделал вывод о принадлежности текста не Св. Иоанну Богослову, а Св. Иоанну Златоусту и, соответственно, отнесении его не к I, а к IV в. н.э. Подобное «открытие», принадлежащее почтенному ученому, с восторгом было встречено либеральной интеллигенцией и непониманием низшего духовенства; ряд богословов сразу же опроверг измышления М. (наиболее квалифицированный разбор см.: Аксаков Н. Беспредельность невежества и Апокалипсис. М., 1907), но в общем хоре восторженных похвал прессы их голоса не были услышаны. «Никто не осудит „Письма Морозова из Шлиссельбурга”, но его „Гроза в буре” нелепа и претенциозна» (Розанов В. Уединенное...). Успех подвигнул М. к дальнейшим «исследованиям», продолжением «Откровений» явились книги « В поисках философского камня » (1909), « На границе неведомого » (1910) и « Пророки: История возникновения библейских пророчеств » (1914), а также « Христос » (Т. I–VII. 1924–32).
В 1910 М. опубл. итоговый сб. своих стих. « Звездные песни », во мн. повторивший изд. 1907; тем не менее, за него М. был приговорен к годичному заключению в Двинской крепости. Там М., не пользуясь какими-либо дневниковыми записями или лит-рой, приступил к работе над мемуарами « Повести моей жизни » (1916–18), ставшими ценнейшим источником по истории народничества. В годы Первой мировой войны неоднократно ездил на фронт в качестве представителя Земского союза; результатом поездок явился сб. рассказов и «размышлений» « На войне » (1916). В это же время М. совершил ряд лекционных поездок по Сибири и Дальнему Востоку, где выступал также и на общественно-полит. темы, напр., « Как прекратить вздорожание жизни? » (1916).
В 1917 М. входил в Партию народной свободы (и даже участвовал в Моск. гос. совещании), однако после Октябрьского переворота М. первым из старшего поколения революционеров обратился к большевикам с предложением о сотрудничестве. В награду по указу Ленина в собственность М. было передано родовое имение Борок. В 1918 М. был назначен пожизненным директором Естественнонаучного ин-та им. П. Лесгафта (б. Высшей вольной школы, впоследствии Высших курсов Лесгафта, где М. трудился со времени выхода из Шлиссельбурга). Почти сразу же М. был введен в пантеон классиков советской поэзии: очередное издание «Звездных песен» (Т. 1–2. 1910–21) вобрало в себя все поэтич. наследие М.
Науч. наследие М. далеко не равноценно. Так, его ист. изыскания, основанные лишь на свойственном самому М. методе естественнонауч. гиперкритицизма и априорно отвергающие мн. события всемирной истории, совершенно не соответствуют по значимости его трудам по химии.
М. принимал актив. участие в популяризации авиации (Среди облаков . 1924).
Еще в молодости у М. возникло намерение напис. « Естественную историю богов и духов » - «по аналогии с современными зоологиями и ботаниками», но лишь в Шлиссельбурге М. «получил возможность накопить за неимением ничего лучшего запас историко-религиозных знаний». Замысел М. вполне удался. «Как бы там ни было, но то, что он создал свою систему отрицания древнего мира, гениально. Пусть сама система и невежественна, но сам факт ее создания, повторяю, гениален, если учесть то обстоятельство, что Морозов был посажен в крепость на двадцать пять лет, то есть лишен общения с миром, по существу, навсегда. - Ах, вы меня лишили мира? Хорошо же! Вашего мира не было!» (Олеша Ю. Ни дня без строчки: Из записных книжек. М., 1965).
В центре науч. интересов М. до конца жизни оставались «История человеческой культуры в естественнонаучном освещении» - такой подзаголовок носил итоговый труд М. « Христос ». Тезисно сформулированные в брошюре « Христос или Рамзес? » попытки применения математической теории вероятности к историч. прошлому (1924; репринт: 1990) методич. основы своих поисков М. счел необходимым проиллюстрировать на примере событий всего хода мировой истории, что вызвало сочувственное отношение властей, едва ли разбиравшихся в нюансах воззрений М., но видевшие в его опусах действенную антирелигиозную пропаганду. По устному сообщению Д. Лихачева, гл. покровителем М. в 1920-е был директор Госиздата И. Ионов, бывший шлиссельбуржец и поэт-графоман, причем большая часть тиража свежевышедших посл. томов отправлялась в макулатуру едва ли не сразу после показа М. После 1932 издание было прекращено; в 1997–98 «Христос» был репринтно переизд., а также началась публикация неизданных томов, над которыми М. работал едва ли не до конца жизни. В посл. четверти XX в. на основе трудов М. было создано учение о «новой хронологии» (М. Постников, А. Фоменко, А. Носовский), в условиях одичания постсоветского общества нашедшее значительное число приверженцев, преимущественно среди технич. интеллигенции.
В 1920–30-е М. был удостоен ряда правительственных наград и был избран почетным членом АН СССР по двум отделениям - химических и физико-матем. наук (1932). Его мемуары «Повести моей жизни» неоднократно переизд. После уничтожения в сер. 1930-х посл. живых реликтов народничества М. и В. Фигнер остались почти единственными представителями старшего поколения революционеров, не встретившего признания со стороны своих преемников. В отличие от Фигнер, М. восторженно превозносил сов. власть во всех ее проявлениях и ценил все знаки внимания, кот. не был обделяем. М. выступал с воспоминаниями о прошлом, причем гл. событием всей его жизни неизменно оказывалась происшедшая более полувека встреча с Марксом (Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1969). На ежегодных демонстрациях М. с красным знаменем шел во главе колонны своего ин-та, являя собой зримое свидетельство неразрывной связи сов. власти с рев. традициями как русского «освободительного» движения, так и мирового марксизма в целом. Посл. годы жизни провел в Борке.
Соч.: Повести моей жизни: В 3 т. / Под ред. и с прим. С. Штрайха. М., 1947; То же: В 2 т. М., 1961. Стереотип. изд. 1962, 1965; Звездные песни. Ярославль, 1974; Поэты-демократы 1870–80-х. Л., 1968 (БП. БС. 2-е изд.); Вольная русская поэзия втор. пол. XIX в. Л., 1959. (БП. БС. 2-е изд.); История человеческой культуры в естественнонаучном освещении: Т. 1: Небесные вехи земной истории человечества; Т. 2: Силы земли и небес; Т. 3: Бог и слово; Т. 4: Во мгле минувшего при свете звезд; Т. 5: Руины и приведения; Т. 6: Из вековых глубин (В 2 ч.); Т. 7: Великая Ромея; Т. 8: Новый взгляд на историю русского государства; Т. 9: Азиатские христы. М., 2003; Т. 10: Миражи историч. пустыни между Тигром и Евфратом. Клинопись. М., 2002.
Лит.: Любатович О. Далекое и недавнее. М., 1930; Фигнер В. Запечатленный труд // ПСС: В 7 т. М., 1932 и отд. изд.: Т. 1–2. М., 1964; Морозова К. Николай Александрович Морозов. М.-Л., 1944; Лисов Р. Атомные теории в России второй пол. XIX в.: Автореф. канд. дис. М., 1954; Осьмаков Н. Поэзия рев. народничества. М., 1961; Поповский М. Побежденное время. М., 1975 (Пламенные революционеры); Житова Н. Общественно-полит. и философские воззрения Н. А. Морозова: Автореф. канд. дис. М., 1978; Николай Александрович Морозов (1854–1946). М., 1981; Н. А. Морозов - ученый-энциклопедист: Сб. ст. АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. М., 1982; Твардовская В. Н. А. Морозов в русском освободительном движении. М., 1983; Васецкая А. Идеи социокосмизма в произведениях Н. А. Морозова: Автореферат канд. дис. М., 1987; Внучков Б. Узник Шлиссельбурга. Ярославль, 1988.
М. Лепехин