Морозов Владимир Ильич


МОРÓЗОВ Владимир Ильич [30.5.1956, Л-д] - поэт, прозаик.

Родился в рабочей семье. До семи лет жил в д. Альфимово Торжокского р-на на родине матери у дедушки с бабушкой. В 1971 окончил школу № 513 Невского р-на Л-да. В 1974 - Лен. механич. техникум № 1 (специальность - прикладная мат-ка). После службы в армии работал инженером, помощ. мастера, грузчиком, сторожем, рук. творч. объединения и др.

Перв. публикация М. состоялась в многотиражной газ. «Красный ткач» (1977). В 1981 вышла подборка стих. в газ. «Смена». В 1980 - перв. выступление на радио. Участник двух конференций молодых писателей Северо-Запада. В 1991 закончил Лит. ин-т им. М. Горького в М. (семинар Н. Старшинова). В февр. 1999 принят в СП России. Лауреат православной премии им. блгв. кн. Александра Невского за 2007 (кн. стихов « Горький дым »).

М. ведёт большую орг. работу в лит. мире СПб. Он ред.-сост. антол. «Точка отсчёта» и «Поэтич. форум» (2011). При его участии созданы ЛИТО «Правый берег», «Невская застава», «Ковчег», «Родники», «Гармония», «Турмалин». Основатель и бессменный рук. лит. клуба «Приневье» (основан в нояб. 1997), где выпущено неск. поэтич. серий - «Зелёная серия» («Великая провинция», «Отечество», «Дорога», «Юдоль земная», «Светлынь»), «Поэты России», «Биб-ка русской поэзии», «Поэтич. форум», серия «Лит. клуб “Приневье”». М. явился инициатором и организатором альм. «Душа на рифму не глядит», «Гармония», «Дорога», ж. поэзии «Окно» и др. Им выпущено и отред. более сотни кн. совр. поэтов.

Поэзию М. отличает понимание многозначности бытия, сиюминутного ощущения, умение воссоздания одномоментной картинки. Неслучайно в его стихах много парадоксов. У М. это не способ эпатировать читателя, но всегда попытка точнее выразить неуловимые смыслы, ощущения, видения, реальность и нереальность. При поверхностном чтении может показаться, что автор не дорабатывает строки, не стремится к точному высказыванию, но стоит вчитаться - и приходит понимание: поэт всегда порождает загадку, чаще всего не досказывая её, т.к. говорит с близкими и понимающими его людьми - с роднёй, с соотечественниками.

В колоритной поэзии М. заключено бесчисленное количество тем (вопреки его собств. мнению о себе как о крестьянском поэте). Но ещё больше в ней настроений, обогащающих общее впечатление. Таковы сб. « Мерцание » или « Настроения », « Первозимье » или « Зимогорье », да и любая из его кн. М. скорее импрессионист, нежели поэт соц. направленности. В его стихах нет открытой публицистики, но штрихами, отд. строчками боль за Россию прошивает большую часть созданных им пронзительных картин современности. Основа мироощущения М. - тоска «по какому-то лучшему свету», по дороге, кот. вела бы не к «куполам покосившейся веры», а к покаянию, к добру. « Дачто я без Родины стою …», « Я вырос здесь и здесь умру …» С иронич. горечью поэт говорит: «Строили прекрасное большое, а видать, построили тюрьму…», «С Колымы опять на Колыму…», «Умирать - это тоже любовь, это было всегда на Руси…», «Если ты рождён в России русским, это для тебя всегда беда…», «Мы все по жизни - ваньки ивановы и дети нерасстрелянных отцов…», «Мы тихие дети, рождённые после Победы, но детские игры достались и нам про войну…»… Все эти стих. строки иллюстрируют публицистичность по-морозовски.

В трёх кн. « Мерцание » (1996) собрано более 1000 стих., напис. М. в возрасте от 15 до 40 лет. Прежде у поэта не было возможности издаваться в книжном варианте, журн. и газ. публикации были единичны. М. многогранен и богат на блестящие строки, будь то лирика, философская или пейзажная, игровые или патриотич. стихи - а зачастую одно стих. можно причислить ко мн. направлениям. В поэзии М. поражают и запоминаются строки: «И считает мои года старый ворон - речное эхо», «И, одетый в январь, веселится Весёлый посёлок», «Я рос в глуши, где просыпались рано и жили по-газетному выс о ко», «Только ведь Россия - как дорога, остальное - Запад и Восток», «Бабушки сияние в окне», «И играет ребёнок, собой затмевая весь мир, небольшой коридор оставляя для окрика мамы», «Я в мир пришёл в единственной минуте, когда не мог он выжить без меня».

Поэтич. тв-ву М. свойственна самоирония. Она бывает доброй, трагической, даже пронзительной, часто очень острой и горькой. И возвышенной: «Я не певец старинного барокко, дворцов Кваренги или Монферрана». Продолжим иначе: «Эх, судьба, я сегодня скромен», «И стою я - питерский крестьянин», «И куда мне, умнику с пионерской школою», «Наверно, накинут нам цены на нашу вселенскую грусть», «В России сходят умные с ума, а дуракам от этого обидно», «Я устал от добра, а быть может, и это к добру», «В рояле я зимой хранил картошку». Ирония, незлобная или горькая, часто куражная насмешка над собой разлиты по мн. стихам М. Часто это умело вписанные в поле стиха фразеологизмы, неожиданные концовки или иные «выкрутасы», на грани улыбки и плача.

В тв-ве М. явно прослеживается высокий накал терзающих его душу страстей, резкая смена настроений, пламенность в обращениях к самому себе, к судьбе, к жизни. Мысли и чувства сталкиваются, создаётся панно из отд. фрагментов, кот. читатель сам должен соединить, прикладывая и свои поэтич. эмоции для создания цельной картины. Большое кол-во стих. М. посвящ. психологии игры (в т.ч. и с самим собой), психологии человека, кот. в заявленных обст-вах поступает и чувствует себя как непосредственный участник процесса - будь то ожидание выигрыша в казино или разговор в пивной.

Большинство стихов М. по форме лаконичны, у него много восьмистиший, построенных по простой схеме - «заявлено-подтверждено» или «заявлено-опровергнуто». Иногда это просто стихи-реплики, размышления вслух. Но иногда эта лапидарность спрессована, и тогда в каждой короткой строке - новая психологич. или бытовая подробность, резкие повороты смысла и настроения. И здесь поэт многообразен: есть резкие мазки и нежно-акварельно прописанные миниатюры, кот. сможешь воспринять только в определённом состоянии, желая тишины и ухода в иные (от привычной плоскости) восприятия.

Простая, но одновременно крайне сложная индивидуальность поэта М. - основа его поэтики. Истоки его поэтич. чувствования - и в детстве, проведённом в «патриархально-советской» деревне, и в полублатных романсах городских окраин. Мн. стихи М. положены на музыку и именно с нею становятся понятнее и звонче.

Город и деревня во мн. стих. М. имеют «равные права»: « Городской и деревенский я», «Снег белее вымытой вискозы » (лексикон потомственного текстильщика), « Кот в деревне городом не бредит», «От ленинградского причала до Кинешмы куплю билет». Но всё это - стихи, напис. горожанином, тоскующим о деревне, о «дедовской доброй земле», где «осталось не детство - наверно, осталась душа». Воспоминаниям о детстве посвящ. мн. стихи М. « Калиновка » - неоконченное повествование о деревне с придуманным названием, рожденным не от того, что его деревня в Калининской, ныне Тверской, губернии находится, а от куста калинового или от Калинового моста. « Предисловие к будущей поэме » и « Поэма без названия » кажутся фрагментами одного большого произведения, т.к. в них множество перекличек. Отд. строками деревня детства вкрапливается в добрую треть тв-ва М., наполняя его добром и светом. Сам поэт признаётся, что деревня - им возвеличенная идиллия. Деревня детства - место, где ему хочется спрятаться («И ухожу, когда невмоготу, в тот мир иной, где я ещё расту»), и хотя сам он грустно посмеивается над собой: «Смешно искать на белом свете рай», - но сам же повторяет как доброе заклинание: «Не выдумать сказок роднее».

Напряжённый внутр. монолог становится неустанной борьбой с самим собой, с воображаемым собеседником, с об-вом в целом. Поэзии М. свойственна яркая интонационная окраска, эмоциональные взрывы внутри стиха, сравнимые иногда с работой ударных или струнных инструментов в симфоническом оркестре. Контраст поэтич. гибкости, прозрачности языка и трагизма содержания усиливает впечатление от мн. стихов.

В стих. « Ни с совестью, ни с Богом не в ладу » чувствуется высокий градус боли мятущейся души, и интуитивно, в самую трудную для себя минуту, она просит: «Спасите нас, славянские кресты, Владимирская наша Божья мать». Другое обращение с просьбой о спасении: «Колокола над золотом полей, черёмуха у медленной воды - спасите нас молитвою своей» - здесь смешались чувства православного человека и глубинная память о языческих верованиях предков.

В стих. М. часто прослеживается образ дороги, поэт рисует себя, идущего сквозь темень сомнений, сквозь вьюжную хлёсткость ударов судьбы, сквозь «неверие в благодать», и всегда эта дорога - вперёд (« Тишина. Тишина. Мне теперь от безверья невмочь», «Икона Русь», «Пушкинская осень » и мн. др.). Поэт пишет о себе и так: «Мне с рожденья к небесам дорога, хорошо б, и в смерти к небесам». Или так: «Так и сгину, добрый и не очень, на своих дорогах в никуда». И так: «Наверно, выбрала стихия меня в свои поводыри, дорога - вот моя Россия». И еще так: «Поклоняюсь я русским дорогам». Признаётся, что «боль унять» может только дорога.

Текстологич. изыскания позволяют сказать, что состояние движения, изменяющейся жизни есть в большинстве стихов М. Но и состояние созерцания тоже подчёркивается движением - то летит птица, то идёт по тропинке к колодцу женщина с ведром, то в предутренней тишине слышно, как проходят мимо весело переговаривающиеся коровницы, то мальчик из детства выходит с дедом из леса. Лирич. герой М. бежит от себя, от своей тревоги, ему хочется покоя. В дороге, в поиске дороги, в блужданиях по дорогам только и успокаивается мятежное сердце поэта. Когда однажды он написал: «Я - как белое облако в белом тумане, а у белого облака нету дорог», - конечно, это о том, что облако обладает полной свободой, и ему вольн о полететь куда угодно.

М. написал и издал более двух десятков поэтич. кн. В каждой есть стих., кот. могут быть признаны поэтич. вершинами. М. находится в пост. творч. поиске и развитии. Пробует писать прозу.

Соч.: Я вижу сны на русском языке. СПб., 1989; Мерцание: В 3 т. СПб., 1996; Избр. СПб., 1997; Зимогорье. СПб., 1998; Во цвете осени: Избр. лирика. СПб., 2000; Добрая книга: Стихи для детей. СПб., 2000; Настроения. СПб., 2000; Первозимье. СПб., 2002; Книжка без картинок: Стихи для детей. СПб., 2002; Свет потаенный: Рассказы и статьи. СПб., 2003; Поле. СПб., 2004; Лит. знакомцы. СПб., 2005; Избр. стих. СПб., 2006; Горький дым. СПб., 2007; Золотая долина. СПб., 2008; Страницы неизданных книг. СПб., 2009; Камышовая дудочка ветра. СПб., 2009; Вернуться живым в позабытый дом. СПб., 2010; Соловьиная свирель. СПб., 2010; Серебряная осень. Красная зима. СПб., 2011; Солнышко печали моей. СПб., 2011; Несказанное слово. СПб., 2011; Весёленькое дельце. СПб., 2011 (в соавт. с И. Талунтис, М. Борисовой); Прекрасное далёко: Стихи для детей. СПб., 2011 (в соавт. с И. Талунтис, М. Борисовой); Русский путь. СПб., 2011; Подари мне улыбку в Париже: Поэма-фантасмагория. СПб., 2011 (в соавт. с И. Талунтис); Русский путь-2 и Русский путь-3. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Стихи. Проза // Рог Борея. Вып. LIХ (59) / Отв. ред. О. В. Юрков. СПб.: «Соратники», 2017.

Лит. : Токажевская М. Заметки о лит-ре и не только // Невский альм. 2007. № 4; Киршин Д. Предисл. // Морозов В. Золотая долина. СПб., 2008; Грунтовский А. О поэзии В. Морозова // Грунтовский А. Материк Россия. СПб., 2009; Токажевская М. «Вселенная безвестного поэта» // Невская застава: Альм. СПб., 2007; Бондаренко А. Мир поэта и Крестьянская муза // Морозов В. Солнышко печали моей. СПб., 2011; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

М. Борисова, М. Токажевская

  • Морозов Владимир Ильич