Московская Людмила Фоминична


МОСКÓВСКАЯ Людмила Фоминична [24.3.1960, Л-д] – геофизик, прозаик, поэт, критик.

Дед – Георгий Иннокентьевич Московский (1880-1937) петербургский журналист (псевд. Юренин), после революции – адвокат. Прадед Фёдор Александрович Александров  – петербургский купец. Мама блокадница, выпускница ЛГУ, работала адвокатом, юрисконсультом, Отец прошёл финскую и всю Великую Отечественную войну. 

Имя получила в память об умершей в блокаду тётке. Закончила физический факультет ЛГУ. Работала в научных геофизических организациях: «Рудгеофизика», «Севморгео», в НИИ Земной коры при СПбГУ,  СПбФ ИЗМИРАН. Читала лекции в СПб Горном университете. Доктор физико-математических наук.

Первое стихотворение сочинила в 6 лет. Посещала клуб «Дерзание» Дворца пионеров. В 80-е, 90-е годы участвовала в семинарах ЛИТО Лейкина, Резникова, Сосноры, Кушнера.

Первая публикация состоялась в 1990 г. в коллективном сборнике стихов «Друза», изданном в  Горном институте. Стихи публиковалась в сборниках: «Поле притяжения» (СПб., 1995), «Негаснущий костёр» ( М., 1995), «Россыпи» (СПб., 2000), «Под сенью Лавры» (СПб., 2019).

Рассказы печатались в сборниках: «Молодой Петербург» (2006-2010), «Такая наша жизнь» (2012), «Петербургская литература» (2024); в петербургских  журналах: «Птеродактиль» (2007,№6,7), «Мариенталь» (2007, №1), «Рог Борея» (2009), «Дворцовая, 26» (2010), Аврора (2010, №3-4).

Критические и исторические статьи опубликованы в «Невском альманахе» (2009, 2025), в сборниках: «Петербургская литература на рубеже веков» (2011), «Современная литература. Традиции и новаторство» (СПб., 2016), «Благовест книжного слова» (СПб., 2019), «Сура благословенная» (СПб., 2021); в газетах: «Литературный Петербург»(2010), «Гул толпы», «PRО Отрадное»; размещены на сайте Русской Народной линии.

Прозаик и поэт С.А. Филиппова пишет о книгах стихов «Завирушки о зверушках» и «Но жизнь, определённая с точностью до константы любви…»: «Первое знакомство с творчеством Л.М. произошло у меня благодаря небольшому поэтическому сборнику. Там действовали животные /«зверушки»/ и люди, растения и грибы, и прочие персонажи. Забавные стихи – вроде для детей, а вроде и не совсем… И рисунки авторские, потешные такие… Талантливо, парадоксально, резковато – без инфантилизма и сюсюканья. Следующий поэтический сборник – ещё один сюрприз. Автор – безусловно, умный человек, самостоятельная, состоявшаяся личность, натура глубокая, сильная. Мощный интеллект вкупе с тонкой психологической организацией. Постоянная, напряжённая работа ума, сердца, души… Точность слова, уместность художественного образа, отличное владение формой и прочими атрибутами стихосложения, притом органичность, естественность, «невымороченность»; в результате практически каждая страница, каждое стихотворение – тот самый «трепетный сад». В нём, со всеми радостями и печалями, метаниями и покоем, сомнениями и уверенностью, живёт ЧУДО, которого мы так жаждем, но в суетности своей не всегда осознаём и прозреваем».

Критик М. Швец так отзывается о книге «Но жизнь, определённая с точностью до константы любви…»: «Профессионально, чётко, пронзительно звучат стихи, выбранные автором для этой книги. М. в полном объёме владеет всеми возможными выразительными средствами для ясной и выпуклой передачи своей оригинальной, личной мысли. Сложные, неточные рифмы, рифмы-ассонансы, рифмоиды с увеличением числа слогов, виртуозное использование ритмической организации стиха, глубокая проработка стиля. Контрастность – один из сильнейших стилистических приёмов автора. Сложнейшая форма стихосложения – автология и то удаётся Л.М. в полной мере. Автор пишет легко, что называется «без сучка, без задоринки». Тонкий юмор, социальные темы, любовь, выверенная с точностью до константы, не только к любимому человеку и любимому делу, но и любовь к Родине. Поэтика М. не выпирающе женственна, но утончённо изыскана, как хорошо выдержанное вино. Чего может быть и не хватает автору так это тех самых «сучков и задоринок», ибо< > поэзия Л.М. несколько холодна, отстраненна. Справедливости ради, следует признать, что в подобной отстранённости есть своя особая прелесть, шарм. Поэт – не рубаха-парень, выворачивающий душу наизнанку, а строгий к себе и к читателю профессионал, требовательный и ответственный. У М. каждое слово, каждая фраза, строфа вычерчены на отрезке времени с пунктуальностью геометра. Л.М.строит свою собственную поэтическую космогонию времени, основанную не столько на физических законах, сколько на художественном видении мира. Жизнь, любовь, поэзия – эти понятия для автора едины, трудно отделимы одно от другого. В них-то и заключается секрет обаяния лирических документов, собранных в эту книгу».

С.А. Филиппова пишет о пьесе «Гон»: «Произведение сложное, необычное во всех отношениях, начиная с подзаголовка «поэма». < > Л. М. – математик, < > безукоризненное логическое мышление, точность формулировок в сочетании с литературным даром и художественным мастерством предполагает результат самый ошеломляющий! Что мы и имеем в данном случае. < > для искушённой публики это – праздник! Гон как сюжетная линия практически с самого начала преобразуется в азартную погоню за мыслью автора, с её парадоксальными поворотами, напряжённой, но неизменной в своей целенаправленности. Хороша концовка гона, обескураживающая своей простотой и очевидностью. Что ж, истина проста и красива, как верная математическая формула».

Большое число работ М. посвящено православной тематике. За книгу «Русский народ и Иоанн Кронштадтский» удостоена звания. Лауреата Всероссийской православной литературной премии им. св. блгв. кн. Александра Невского (2015).

Участник конференций молодых писателей Северо-Запада. Член СП России с 2009.

Соч.:  Завирушки о зверушках: Стихи. СПб., 1996; Но жизнь, определённая с точностью до константы любви…: Стихи. СПб., 2006; Гон: Проза. СПб., 2006; Солнечный ветер: Рассказы. СПб., 2012; Русский народ и Иоанн Кронштадтский. Чудо молитвы. СПб., 2015; Пасомые словом: Стихи. СПб., 2020; Мѣра Благозвучія: Исследование тональной структуры стихотворений. СПб., 2022; Памяти Протоиерея Анатолия Иосифовича Мороза, Усть-Ижора – СПб., 2023;  Радость // Невский альм. 2009. №3; Полевые цветы. О книге стихов Ивана Стремякова // Петербургская литература на рубеже веков. СПб., 2011; Утаённая вселенная. О книгах И.А. Ивановой // Современная литература. Традиции и новаторство. СПб., 2016; Найти Человека // Благовест книжного слова. Памяти Николая Коняева. СПб., 2019;  Дивная Пинега // Сура благословенная, СПб., 2021;    Боковое зрение // Гул толпы. 2010. №14; Молодой Петербург-2009 // Литературный Петербург. 2010. №96; Письмо другу о том, зачем православие // PRО Отрадное, 2012. № 34,35,36,37; Памяти писателя В.Н. Кудрявцева // Гул толпы. 2018. № 79; Любовь как русская идея. К 110-летию со дня рождения А.Т. Твардовского // PRО Отрадное. 2020. №25-26; Россия есть! О театре народной драмы в Александро-Невской Лавре // Русская народная линия (РНЛ; ruskline.ru). 2016. 15 апр.; Кому повеем печаль мою. О книге духовных стихов // РНЛ. 2016. 7 окт.; Памяти А.А. Горелова // РНЛ. 2016. 22 дек.; Маршал Бессмертных Армий  Памяти И.А. Ивановой // РНЛ. 2017. 20 март.; Необозримый свет. Памяти Г.С. Гампер // РНЛ. 2017. 26 сент.; Жизнь исповедника. Памяти Кобзаря В. Жданкина // РНЛ. 2019. 11сент.

Лит.: Филиппова С.А. Предисловие // Л.Московская. Гон. 2006; Швец М. Книга стихов Л. Московской // Л.Московская. Но жизнь, определённая с точностью до константы любви… СПб., 2006; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Тепло Земли. Размышления о книге Л. Московской «Солнечный ветер» // PRО Отрадное. 2016. №48.

  • Московская Людмила Фоминична