Мосова Светлана Витальевна


МÓСОВА Светлана Витальевна [23.3.1953, Кишинев] - прозаик.

Закончила филологич. фак-т Кишинёвского гос. ун-та (1975). После окончания вуза до 1990 работала ред. Гостелерадио МССР. С 1992 живет в СПб. Член Союза российских писателей и СП СПб. (2007). Член Союза журналистов (1983).

В наст. время – ред. ГТРК «СПб.». В качестве автора сценария создала цикл телепередач «Это город Ленинград» (58 вып.). Как сценарист участвовала в создании докум. фильмов « Забытая столица » (2009), « Из варяг в Ладогу » (2011), « Петербург. 1812 год » (2012).

Как прозаик начала публ. с 1986 (ж. «Кодры», Кишинев). Впоследствии рассказы М. печ. в «ЛГ», лит. сб. и альм., в ж. «Подиум» (Вена), «Русский мир» и др., звучали на радио «Россия». Среди прочего М. опубл. рассказы и повести: в ж. «Нева» - « Колетт» (1993. № 11); « Тайна» (1994. № 12); « Майя, Вы женщина из плохого фильма! » (1995. № 9); « Записки из ридикюля»[ рассказы] (2000. № 3); « Василеостровские мечтатели » [повесть] (2007. № 9); в ж. «Звезда» - [Цикл рассказов ] (2006. № 4); « Один мужчина, одна женщина » (2007. № 2); « Просим до простору. Чужая беда » (2008. № 3); « Маленькая княгиня. Тридцать четвёртый сюжет » (2009. № 2); « Василеостровские мечтатели » [цикл миниатюр] (2010. № 11); [Рассказы ] (2011. № 8).

М. пишет в жанре новеллы, миниатюры, рассказа. Её проза не о любви: любовь - это лишь форма самовыражения души её героев. «Жизнь длиннее одной любви и короче смысла», - говорит один из ее персонажей.

В. Токарева так писала о прозе М.: «Рассказы Светланы Мосовой существуют не столько содержанием, сколько интонацией. А интонация - это и есть талант. Интонация Мосовой - как туман над летним лугом, слова падают не впрямую, а именно как дождь. Форма - тот инструмент, кот. она работает. Женской прозе присущи изящество, изысканность и тоска по идеалу. Эти три качества и составляют талант Светланы Мосовой».

В 2007 в изд-ве «Геликон-плюс» вышла кн. прозы « Дождь из кошек и собак ». В неё вошли одноимённая повесть и три цикла рассказов - « Свет мой, зеркальце! Скажи…», «Один мужчина, одна женщина», «Записки из ридикюля ». Любимые герои автора - чудаки и мечтатели, живущие на стыке мечты и реальности, быта и бытия, времени и вечности.

Язык М. лапидарен и выразителен. В жанре короткой новеллы на малом пространстве текста она создаёт своеобразную картину мира. Однако по мере того как количество слов, выражающих предлагаемые ею смыслы, уменьшается, каждое из оставшихся слов начинает увеличивать свой вес и, если угодно, энергию проникновения в душу читателя - порой вплоть до того, что становится вдруг самоценным, самодостаточным. Тогда и случается чудо возникновения подлинной лит-ры - той самой, кот. можно читать с любого места и кот. ищет «духовной жаждою томимый» совр. читатель. В текстах М. подчас открывается та психологич. глубина, с кот., кажется, не всплыть - воздуха не хватит. И неважно, сколько у писателя кн., исключительно важно то, на какие глубины он погружал своего читателя, каких высот заставлял его касаться. В тв-ве М. есть эта божественная вертикаль, и это выгодно отличает ее от легиона «горизонтальных» прозаиков. В рассказах М., как в произведениях подлинного художника, наряду с широким многообразием жизненных ситуаций и образов присутствует то ребро жесткости, кот. так необходимо для того, чтобы со временем ее рассказы и новеллы на забылись читателем.

Соч. : Дождь из кошек и собак. СПб., 2007; Умора, кукла Баранова и 6 «Б». СПб., 2011; Тридцать четвёртый сюжет. СПб., 2012.«Один мужчина одна женщина» (СПб: изд. «Союз писателей Санкт-Петербурга», 2014); «Василеостровские мечтатели» (Москва: изд. «Союз российских писателей», 2018); «В поисках прошлогоднего снега» (Москва: изд. «ЭКСМО», 2018

Лит.: Токарева В. Предисл. к рассказам С. Мосовой // Нева. 1993. № 11; Щеглова Е. <Обзор> // Континент. 2006. № 129; 2007. № 132, 134; Березнякова Л. Умора против… // Невское время. 2012. № 131..

Евг. Каминский

  • Мосова Светлана Витальевна