Мунштейн Леонид Григорьевич


МУНШТÉЙН Леонид Григорьевич (наст. Леон Гершкович) (псевд. Лоло, Lolo) [12.1.1867(31.12.1866), Екатеринослав - 6.8.1947, Ницца] ― поэт-сатирик, драматург, журналист, переводчик, издатель, театр. деятель.

Родился в купеческой семье. В 1891 окончил юрид. фак-т Киевского ун-та, в 1892 был вольнослушателем ист.-филол. фак-та Моск. ун-та.

В студенч. годы М., вдохновленный любовью к Т. Щепкиной (первая жена М.), начал сочинять лирич. стихи. Первые стих. напечатал в 1886 в киевской газ. «Заря». В 1887–90 публиковал стихи и стих. фельетоны в газ. «Киевское слово».

Переехав в М., в 1892–94 печатался в ж. «Семья» (под псевд. Л. Монд).С 1894 по 1905 сотрудничал в газ. «Новости дня», где под псевд. Lolo опубликовал свыше тысячи юмор. и сатир. сочинений в стихах под общим заглавием «Страничка из письма» . В 1896 в М. напечатал роман-фельетон в стих. «Онегин наших дней» . В годы первой революции отдал дань полит. сатире, остроумно комментируя текущие события, едко высмеивая сановников и правых журналистов, но не щадил и либералов. В 1905–07 выступал в сатир. ж. «Сигнал», «Стрелы», «Заклёпка», «Гром», «Зарницы»; его стихи вошли в несколько коллективных сб. (1906).

В 1903 впервые выступил в кач-ве драматурга. Комедийные пьесы М. « Опечатка », « Фея-каприз », « Вечный праздник », « Причуды сердца », « Святое искусство », « Шуты » с успехом шли на сценах петерб. и моск. театров. Женитьба на актрисе В. Ильнарской еще больше сблизила М. с театр. миром. С 1908 - пост. автор театра-кабаре Н. Балиева «Летучая мышь». Сочинял пьески, ревю, юморески, скетчи, «неожиданные фразы» для Балиева. Плодотворное сотрудничество М. с театром Балиева продолжалось 10 лет, практически ни одно представление не обходилось без авторства М. Последнюю пьесу для «Летучей мыши» ― «Екатерина II» ― М. написал вместе с Н. Тэффи весной 1918. Одновременно редактировал ж. «Рампа и жизнь» (1908–18), кот., по его мысли, должен был «обслуживать интересы русского театра, как с эстетически-художественной, так и с бытовой стороны». Многие из публиковавшихся в ж. эпиграмм, фельетонов, рецензий, пьес М. вошли в его юмор. словарь«Жрецы и жрицы искусства: Словарь сценических деятелей» (т. 1, 2; 1910, 1912).

В дни окт. переворота 1917 помещение редакции ж-ла было захвачено анархистами. В нояб.-дек. М. опубликовал серию статей в защиту свободы печати. В окт. 1918 ж-л был запрещен, М. вслед за Тэффи уехал с женой в Киев, затем через Одессу ― в Константинополь. На о. Принкипо в февр. 1920 написал одно из лучших стих. ― «Пыль Москвы» .

В 1923 вместе с антрепренером И. С. Зоном организовал в Риме театр миниатюр «Маски», был его худ. рук., с огромным успехом гастролировал с театром по Франции, Германии, Италии. В 1926 оставил театр и поселился в Ницце. В 1930 в Ницце под его председательством был организован Лит. кружок «Четверги». Каждую весну М. устраивал свои поэтич. утренники, кот. вела приезжавшая из Парижа Н. Тэффи. В. Ильнарская вместе со знакомыми актерами разыгрывала пьески М., сам он читал новые «клочки». В 1931 в Париже возобновил с М. Г. Корнфельдом издание ж. «Сатирикон». Публиковался в газ. «Посл. новости», «Возрождение», «Русская газ.» и др., в ж-лах «Иллюстрированная Россия», «Театр и жизнь» (Берлин) и др. В Париже выпустил две кн. стих. «О чёрте лысом и о всех его присных: Конец красной сказки» (1922) и «Пыль Москвы: Лирика и сатира» (1931). Лейтмотивом второй, итоговой кн. М., становится ностальгия: «Пыль Москвы на ленте старой шляпы, как символ, свято берегу…»

В 1937 русская лит. общественность во Франции отметила 70-летие М. В юбилейный комитет во главе с Тэффи вошли М. Алданов, И. Бунин, Б. Зайцев, А. Плещеев; по их инициативе был образован фонд для издания нового сб. стих. М. «Москвадалекая. Клочки воспоминаний» , посвящ. театральному прошлому Москвы, но из-за финансовых трудностей сб. так и не был опубл.

Литературовед В. Крейд назвал М. «газетным поэтом», стихи кот. несли в себе «что-то от репортажа, но этим-то ценные, ибо они исторические в прямом смысле этого слова». Г. Струве причислял М. к «присяжным юмористам, поставщикам мелких фельетонов для газет». Однако в стих. «Пыль Москвы», «Крик сердца» ,«Думы осенние» ,«Мисс Россия» М. предстает перед читателем как тонкий лирик. Некот. из стих. М. вошли в антологию А. Боголепова «Русская лирика от Жуковского до Бунина» (Нью-Йорк, 1952).

В 1945 умерла В. Ильнарская, утрату ее М. тяжело переживал. Посл. годы жизни ничего не писал.

Соч.: Песнь торжествующей любви: Опера в 3 д. и 5 карт. / Муз. В. Гартевельда; текст Л. Монда. М.: Унив. тип., 1894; Онегин наших дней. М., 1896; Гейша: Яп. ком. опера в 3 д. / Муз. Сидней Джонса; пер. Лоло. М., 1901; Святое искусство: Сцены из жизни совр. столицы в 4 д. / Соч. Lolo и Н. Никольского. М., 1901; Фея Каприз. Die Fee Caprice: Комедия в 3 д. / О. Блюменталь / Пер. в стихах Lolo. СПб.: Театр и искусство, 1902; Вечный праздник: Наброски в 3 д., в стих. / Соч. Lolo. СПб.: Театр и искусство, 1903; Шуты: Комедия в 4 д. / Мигуэль Замакоис / Пер. с фр. Lolo. М., 1908; Жрецы и жрицы искусства: Словарь сценич. деятелей. В 2 т. М., 1910–12; О чёрте лысом и о всех его присных: Конец красной сказки. Париж, 1922; Пыль Москвы. Париж, 1931; Москва далекая. Клочки воспоминаний. М.: Русскiи Мiръ, 2005.

Лит.: Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. Нью-Йорк, 1952; Колганова А. А. Вослед чужому гению. М., 1989; Тэффи Н. А. Житье-бытье. Рассказы, воспоминания. М., 1991; Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. М., 1994.

  • Мунштейн Леонид Григорьевич