Муратов Павел Павлович


МУРÁТОВ Павел Павлович [9.2.1881, г. Бобров Воронежской губ. - 5.2.1950, Уотерфорд, Ирландия] - эссеист, искусствовед, лит. и худ. критик, переводчик, публицист.

Родился в семье воен. врача, среднее образование получил в кадетском корпусе, в 1903 окончил СПб. ин-т путей сообщения и переехал в М. Службу начал помощником библиотекаря биб-ки ин-та.

Печ. начал в 1904, опуб. вместе с братом (офицер Ген. штаба) на страницах моск. газет неск. очерков о морских баталиях Русско-японской войны. Когда окончилась война, М. отправился в Англию и во Францию. Англией был покорен, увлекся английской лит-рой.

М. был человеком увлекающимся, причем страстно и неистово, а необыкновенная и многогранная одаренность его натуры обеспечивала небывалый успех всем его увлечениям. Во Франции увлекся совр. франц. живописью и в первых же работах о Поле Гогене, Поле Сезанне, Анри Матиссе, Эдуаре Мане и других импрессионистах заявил о себе как о блестящем эссеисте, тонком худож. критике.

Вернувшись в М., поступил на службу в Румянцевский музей помощником хранителя отдела изящных искусств. К этому периоду относятся работы М. о русской живописи и русских художниках - В. Борисове-Мусатове, Н. Крымове, В. Серове, М. Врубеле.

Неоклассик в символизме, М. ценил фактуру, детали, линии; его статьи подчеркнуто описательны, лишены академичности: «О нашей художественной культуре» (1906), «Выставки “Союза” и “Передвижная” в Москве» (1907), «Письма из Лондона» (1906), «Пейзаж в русской живописи 1900–1910 гг.» (1910) и др. М. пытался рассматривать отдельную тему в контексте мировой культуры.

В 1908 впервые приехал в Италию. Увлечение Италией оказалось самым сильным и длительным в его жизни. Результатом первой встречи явилась книга «Образы Италии» , вышедшая в М. в 1911–13 (в 2 т.) и сделавшая М. знаменитым. Это опыт изображения прошлой и современной Италии, ее городов и пейзажей, ее ист. гения. Книга оказала значительное влияние на русскую культуру нач. XX в.

В 1909 М. возвращается в Россию, но через 2 года снова уезжает в Италию, где приступает к подготовке «Новелл итальянского Возрождения» ; вышли в 1912–13 (в 2 т.) в М. В трех томах «Образы Италии» вышли впервые в 1924 в Берлине в изд-ве 3. И. Гржебина.

Вспыхнувший в 1911–13 в русском общ-ве интерес к русской иконе оказал значительное влияние на увлечение М. древнерусским искусством. М. получил приглашение от И. Э. Грабаря принять участие в фундаментальном труде «История русской живописи» ; из 5 выпусков 6-го тома, посвящ. древнерусскому искусству, 4 были самостоятельно подготовлены М.

М. стал создателем эссеистической прозы в искусствоведении. Он принимал актив. участие в организации первых выставок русской старины, ездил по монастырям, работал с коллекциями И. С. Остроухова, С. П. Рябушинского, П. И. Харитоненко, Г. М. Прянишникова, С. И. Щукина и др. коллекционеров. Увлечение М. древнерусским искусством нашло выражение в многочисленных статьях, монографиях и редактировании ж. «София» (ж. древнерусского искусства и лит-ры), кот. был задуман М. совм. с издателем К. Ф. Некрасовым. М. как редактору удалось привлечь к ж. А. Н. Бенуа, В. Ф. Ходасевича, М. О. Гершензона, И. Э. Грабаря, И. С. Остроухова и др. писателей, художников, искусствоведов, философов.

В 1911–15 в изд-ве К. Ф. Некрасова М. вел актив. работу: подгот. к печати монографии «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова », «Новгородская икона св. Фёдора Стратилата»; перев. Ж. де Нерваля, П. Мериме, Э. Бронте, У. Петера, Верной Ли и создает блестящие эссе об этих писателях.

Вначале Первой Мировой войны М. был призван на фронт. Как артиллерийский офицер попал в гаубичную батарею на австрийский фронт и очень тяжело переносил невзгоды воен. жизни. В 1915, благодаря хлопотам друзей, был переведен в Севастополь, где комендантом служил его брат, в зенитную артиллерию заведовать воздушной обороной крепости. В Севастополе продолжал заниматься древнерусским искусством.

Вместе с тем во время службы в Севастополе в 1915–16 началось новое увлечение М. - стилизованная проза. В 1916 в «Русских ведомостях» опубл. беллетристические этюды под общим назв. «Герои и героини» (в 1918 вышла отд. изд.).

Весной 1918 М. выходит в запас. По возвращении в М. в марте 1918 на Всероссийском кооперативном съезде М. избирают в Президиум Комитета по охране художественных и научных сокровищ России, кот. просуществовал до начала 1919. Наиболее ярким событием тех лет в жизни М. было председательствование в «Studio Itialiano» - своеобразном ин-те итальянской культуры, в действительности - небольшом кружке людей (Б. Зайцев, Б. Грифцов, И. Новиков, М. Осоргин и др.), объединенных любовью к Италии и находивших в этой любви еще один способ защититься от совр. действительности. В те же годы М. был человеком далеким от политики, вся его энергия была направлена на собств. интеллектуальные увлечения, однако и он оказался затронутым политич. переменами 1921–22. Вместе с Б. Зайцевым М. вступил в Комитет помощи голодающим; вместе с др. членами этого комитета был арестован в авг. 1921 и несколько дней провел на Лубянке.

Продолжая увлекаться стилизованной прозой, М. издал сб. «Магические рассказы» (1922) и пробовал силы в драматургии. Эти книги стали последними изданиями М. в России.

В 1922 М. вместе с семьей оказался за границей будто бы по командировке Главмузея. Долгое время не переходил на положение эмигранта и мучительно раздумывал: возвращаться ли ему в Россию. Под впечатлением проводов А. Белого в Россию чуть было не вернулся домой. Сначала М. поселился в Берлине, где выступил одним из инициаторов создания Клуба писателей.

В эмиграции М. по-прежнему оставался верен Италии и беллетристич. прозе, и в 1922 в Берлине вышел его роман - стилизация под старину - «Эгерия» , повествующий о приключениях авантюриста в Италии XVIII в., в прекрасном оформлении В. Фаворского.

Осенью 1923 М. с семьей переехал в Рим, где прожил до 1927. В его доме бывали Вяч. Иванов, В. Ходасевич, Н. Берберова и др. В Риме М. издал по-французски «Русские иконы », по-итальянски «Фрате Анджелико» и книгу о готической скульптуре, задуманную им еще осенью 1917 в М.

Покинув Италию, М. обосновался в Париже, где принадлежал к кругу наиболее уважаемых писателей. В кон. 1920-х и нач. 1930-х М. принимал актив. участие в обедах «без дам» в компании М. Алданова, Б. Зайцева, В. Ходасевича, И. Бунина. Печатался в ж-лах «Беседа», «Воля России», «Звено» и особенно часто в «Совр. записках», где опубликовал ст. «Византийская живопись» ,«Искусство и народ» ,«Кинематограф» ,«Мавритания» ,«Антиискусство» ,«Открытие древнего русского искусства» ,«Сеиченто» . В эссе «Искусство и народ» изложил свою эстетич. позицию, где назвал ситуацию умирания классического искусства «пост-Европой». По убеждению М., тв-во в условиях культа науки и индустриализации сводится к потребительской функции; «новый европеец» - не индивидуальное лицо, а феномен толпы, кот. опасна высвобождением неконтролируемой энергии.

Свои политич. взгляды М. излагал в газ. «Возрождение», где актив. сотрудничал после 1927.

М. решил покинуть Европу и уезхал в Японию, откуда поначалу продолжал присылать свои ст. в «Возрождение». В Токио оказался без средств, с трудом добрался до Сан-Франциско, где начал читать лекции, поправил свое материальное положение и вернулся в Париж. Вскоре после возвращения оставил журналистику и начал огромную работу по истории русско-германской войны. Этот труд был прерван начавшейся Второй Мировой войной, на время кот. переселился в Лондон, где вместе с У. Алленом, воен. журналистом и историком, М. начал работу над кн. «Русская кампания 1941–45» (вышла в Нью-Йорке в 2 частях в 1944 и 1946).

В конце войны перебрался в Ирландию, в имение своих друзей Алленов, где была большая биб-ка, полное уединение и огромный заброшенный сад - одно из последних увлечений М. В Ирландии работал над историей XVI в., подробно исследуя отношения между Россией и Англией в эпоху Ивана Грозного. Работа осталась незавершенной - в окт. 1950 скончался от сердечного приступа.

Соч.: Герои и героини. М., 1918; Кофейня. М., 1922; Магические рассказы. М., 1922; Эгерия. Берлин, 1922; Проспериды // Окно. 1924. № 2; Посланник // Беседа. 1925. № 6−7; Приключения Дафниса и Хлои // Совр. записки. 1926. № 28; Мавритания // Современные записки. 1927. № 33; Поездка в Апулию // Совр. записки. 1925. № 24.

Лит.: Любимов Л . На чужбине. М., 1963; Зайцев Б . Далекое. Вашингтон, 1965; Берберова Н . Курсив мой. М., 1990; Иванова Л. Воспоминания: Книга об отце. М., 1992; Из истории сотрудничества П. П. Муратова с изд-м К. Ф. Некрасова / Вст, статья, публ. и комм. И. В. Вагановой // Лица: Биографический альм. М.-СПб., 1993; Толмачёв В. Образ красоты // Муратов П. Образы Италии. М., 1994.

  • Муратов Павел Павлович